Авторский блог Илья Титов 00:14 21 июня 2022

Все флаги в гости

В районе Украины сегодня сошлись два кардинально разных подхода к будущему Запада

За последние десятки лет, начиная едва ли не с "Бури в пустыне", мы видели, как картинка боевых действий отслаивается от самих действий. Ничего нового в этом не было — зачатки конструирования альтернативных реальностей были заметны во всех войнах, которые человечество вело с древних времён, а битвы пропагандистских машин в ходе мировых войн уже тогда стали поводом для больших исследований и обогащения науки массовых коммуникаций новыми терминами и смысловыми конструкциями. Но с ростом аппаратов прессы, с появлением транснациональных медиагигантов и с проникновением их продукции буквально повсюду война в прессе приобрела тотальный масштаб, а виртуальность войны затмила её реальную сторону. Одним из примеров этому была война в Карабахе, где боты в соцсетях, эксперты на российском телевидении и городские сумасшедшие в мессенджерах сделали куда больше, чем военные обеих сторон конфликта. Украинский кризис, выходящий далеко за пределы зоны проведения СВО, интересен тем, что точно так же, как и в рамках информационного накачивания конфликта, виртуальная сторона войны полностью подчинила себе реальную. Фото и видео ударов артиллерии, авианалётов и ракетных всполохов стали лишь дополнением к безумному вихрю голосов недостойных и неумелых людей, ткущих гобелен мировой истории. Пример — визиты в Киев руководителей Европы, случившиеся на минувшей неделе.

Италия, всегда пребывающая на периферии европейской политики, вдруг возглавила континентальный антироссийский фронт. Разумеется, это касается настоящих государств, а не контор-однодневок, созданных исключительно для противостояния и сдерживания восточного соседа Европы.

Такой выбор определяется тем, что авторитет на роль плохого полицейского не должен слишком дорожить своими отношениями с Москвой, а Франции и Германии слишком важно не поссориться с Россией. Итальянский премьер Марио Драги, этот выходец из Всемирного банка и воспитанник управленческой школы Goldman Sachs, до недавних пор был неинтересен даже итальянской прессе. Драги, прошлой зимой занявший главный пост Италии в результате долгого и некрасивого парламентского кризиса, привлёк куда меньше внимания, чем его скандальный и резкий в высказываниях предшественник Конте.

Но вот Марио оказался на первых полосах европейской и российской прессы — всё из-за внезапно проснувшегося в человеке ястреба. В составе делегации вместе с французским президентом Макроном и германским канцлером Шольцем Драги приехал в Киев. Основной темой для обсуждения было принятие Украины в дружную семью европейских народов — ту самую дружную семью, что ещё недавно дралась и нисколько не смущаясь кидала партнёров в делёжке вакцин, масок и аппаратов ИВЛ, а сегодня готовится ко второму раунду взаимных подлянок, но теперь уже с продовольствием.

Визит европейского триумвирата должен был логичным образом продолжать сюжет, начатый в прессе примерно две-три недели назад. Тогда стали всё чаще появляться сюжеты о том, что дела Украины куда хуже, чем может показаться по бодрым рапортам киевских ТГ-каналов, в угаре патриотического фейкомётства берущих штурмом Петропавловск-Камчатский. Украина терпит поражение за поражением, налицо снарядный голод, страшный недостаток квалифицированных кадров и растущее равнодушие Запада — так говорили публикации в тех СМИ, что ещё недавно восхваляли непобедимую украинскую армию.

Вслед за этим очень кстати подоспели крайне удобные замеры общественного мнения европейцев. На сайте Европейского совета по международным отношениям — структуры, полной отпрысков Сороса*, — вышел материал, где были приведены результаты выбора между опциями «Мир» (под которым подразумевалась потеря Украиной части земель в обмен на прекращение боевых действий) и «Справедливость» (под которой понималось «наказание России любой ценой»). К ужасу соросят, «Мир» предпочли почти везде в Европе и лишь поляки решили, что страдания России им важнее еды в холодильнике и тепла в батареях. Вслед за подобными откровениями от птенцов гнезда Сороса подоспели жуткие заявления топ-чиновников, самым главным из которых стал генсек НАТО. Столтенберг намекнул на то, что Украина должна принять непростое решение уступить что-то, — в ряду возможных жертв подозрительно конкретно значились территории. Словом, позиция континентальной Европы в этом отношении была ясна — она идеально соответствовала взглядам части вашингтонских элит. Голос этой части, иногда заслуженно авторитетный и уважаемый журнал Politico, у чьих истоков стояли выходцы из The Washington Post, выпустил большой материал за авторством Чарльза Купчана. Эксперт по глобальной политике, которого трудно заподозрить в симпатиях к Москве, попытался взглянуть на украинский кризис, не вводя в уравнение американское упрямство, европейскую суицидальность, идеологемы и разного рода новостные клише, в результате чего пришёл к выводу: Украине необходимо соглашаться на территориальные уступки, пока хотя бы есть такая возможность.

Упрямство, говорит Купчан, будет стоить катастрофы всей мировой экономике и тотального разрушения глобальной политической системы. Тот факт, что воззвание опубликовано в Politico, а не в "Вечернем Киеве", намекает на адресата этого воззвания, на днях навернувшегося с велосипеда в родном Делавэре.

Транслировать нечто подобное приехали солидные мужчины в костюмах в город Киев. К ним на встречу с самой передовой, перемазанный сажей сгоревших деревень, провонявший танковой соляркой и пропитанный запахом пороха артиллеристских батарей вышел команданте Зе. Пиарщики украинского президента перестарались — небритый коротышка в камуфляжных штанах, футболке цвета хаки и пыльных кроссовках смотрелся в находящемся далеко от боевых столкновений городе и среди аккуратных джентльменов при пиджаках и галстуках чужеродно и нелепо. Но образ измотанного бесконечной войной командира, неуступчивого президента военного времени, показал гостям главное — Украина всё ещё намерена стоять до последнего.

Многие неправильно интерпретировали слова Драги, сказанные им по окончании визита. Итальянец объявил, что мирный договор должен быть составлен на условиях Украины. И в наших, и особенно в украинских СМИ поняли это как возврат к предыдущему курсу на безоговорочную поддержку украинских амбиций, но толстый намёк на подлинное значение своих слов Марио оставил сам: «Украина должна защитить себя и выбирать, какой ей нужен мир». Это возвращает нас к тому, как в феврале европейские официальные лица пытались разрядить обстановку, намекая Киеву на самостоятельное принятие решения об отказе от вступления в НАТО. То есть всё должно делаться добровольно и с песней. Никто открыто не будет принимать за Украину невыгодные ей решения, вместо этого такими очевидными намёками её подталкивают к самостоятельному их принятию.

В качестве обещанной награды за согласие на мир любой ценой ослика поманили морковкой — статусом кандидата на членство в Евросоюз. С этим статусом не всё ясно: то ли его должны одобрить все страны ЕС, то ли его выдадут по упрощённой процедуре, но в рамках сегодняшних условий лидеры Европы готовы заплатить за мир, дешёвое топливо и восстановление экономики украинскими территориями и ничего не значащим талончиком на очередь в Брюссель.

Едва ли даже авторы идеи «сыпать на Мюнхенской конференции публичными обещаниями разработать ядерное оружие» настолько глупы и не поняли опасности. Чтобы удостовериться в том, что толстые намёки от континентальных боссов не будут поняты, в Киев вскоре после них приехал Борис. Нет смысла лишний раз пересказывать внутренние причины, подталкивающие Лондон к разжиганию конфликта — нужно сказать лишь то, что образ премьера военного времени помогает Джонсону оправдать рост цен и падение стоимости фунта украинским кризисом, благодаря чему ему удаётся сохранять как пост премьера Британии, так и кресло лидера консерваторов.

Борис приехал в Киев и принялся сеять обещания. Тяжёлые вооружения, репарации от России, противовоздушная оборона, тонна других вкусностей, — внезапный визит Джонсона очень воодушевил украинскую прессу. Но в чистый восторг её привели заявления британских руководителей, сделанные после возвращения Бориса в Лондон. 13 июня был утверждён новый глава британского Генштаба. Генерал Патрик Сандерс в письме, предназначенном для внутреннего пользования руководством армии и очень удобно утёкшем в "Би-би-си", написал о том, что британская армия должна быть готова вновь воевать в Европе. Эта простая мысль была обёрнута в мишуру беспокойства о судьбе НАТО, но маскировка получилась неубедительной.

Британия не заботится о НАТО — это ярко показывают действия лояльной британскому руководству Турции, активно шатающей основы доверия внутри Альянса. Британия жаждет повода занять место уходящих с континента США — для того и был учреждён неназванный военный альянс из Польши, Прибалтики, Украины и в перспективе — Турции.

В районе Украины сегодня сошлись два кардинально разных подхода к будущему Запада. Оба этих подхода были выражены спикерами на прошедшем недавно Давосском экономическом форуме. Древний дед Сорос утверждал, что нужно дотерпеть и додавить Россию, на что ещё более древний дед Киссинджер возражал, что с Россией волей-неволей придётся договариваться. Последние события, перемена образа мыслей мировых СМИ, опросы общественного мнения, начинающиеся протесты в западных странах, унылые заявления евробюрократов и трансатлантических пиджаков, — всё это намекает на растущий запрос слива Киева. Коллективный Киссинджер набирает силу с каждым днём роста цен и приближения осенних холодов, а их приход ближе, чем может казаться в беспечной и жаркой середине июня. Вместе с этим растёт и упрямство тех, кто дорожит последним, что останется у западных стран после любых кризисов и невзгод, — их непоколебимой уверенностью в собственном превосходстве. Число сторонников давления до последнего тоже парадоксальным образом будет расти, ведь холодная и голодная действительность будет подталкивать к поиску врагов и стремлению поквитаться. Весь этот хаос мнений, месиво подходов и винегрет перспектив — бесконечные Сорос, Киссинджер, Столтенберг, Макрон, Драги, Джонсон, Politico, Евросоюз, НАТО — не более, чем громкий гомон противоречивых голосов в голове Байдена, летящего с велосипеда.

* Структуры так называемого Фонда Сороса признаны нежелательными на территории России

12 ноября 2024
5 ноября 2024
1.0x