— Что с вами? Вы красный!
— Уверяю вас, это только снаружи. Внутри я — конституционный демократ.
С.Д.Довлатов. "Заповедник".1983.
Людям, придумавшим "Джинсы" , надо вручать каждый год Нобелевскую премию и все остальные премии мира. Согласитесь, что нет более покорившей мир одежды, и созданного стиля жизни.
Это факт. "Джинса" покорила мир.
Пару дней назд в мой друг пришел в "Монтане"- спортивном костюме.
И мы перенеслись сначала в 90-е, потом в в 80-е... а потом я ушел совсем в детство и вот некоторые мои "Джинсовые Воспоминания".
Я рос не в Москве, и не в Ленинграде, и не в Тбилиси... поэтому был отдален от настоящей счастливой советской жизни.
Так- деревня рядом с городом Калинин, особого медицинско-военного типа. Люди жили в ней интеллигентные - врачи, военные и психически больные (по тем временам не наркоманы, а спившиеся художники, поэты, музыканты и ученые. Даже брат знаментого Брадиса с удовольствием полеживал и прогуливался среди красивой природы...но об этом напишу как нибудь отдельно).
В общем жили-не тужили...и до пятого класса я внимания особо не обращал на одежду. Есть и есть. Тем более не особо и было что "есть".
И вот в пятом классе поехал я в в очередной пионер-лагерь.
В эту смену и произошел сбой в моем коммунистическом мировоззрении. Именно в этот момент все и произошло....
Дело в том, что в этот раз пионервожатыми у нас были студенты. Студенты из физкультурного института.
Мы офигели - несколько красивых стройных "бегуний", одна "гимнастка", и несколько "борцов" и "гимнастов".
Впервые я увидел, что такое реальные мышцы, красивые девушки и как это здорово. Они "крутили" на танцах "Дип Перпл" и прочию "западный музик" (но об этом отдельно).
Наш вожатый был самый крутой.
У него были неимоверно (по моим воспоминанием пацана-школьника) накачены мышцы спины и у него были настоящие джинсы "Вранглер".
Вожатый принимал позу - "Широчайшие мышцы спины сзади" и поллагеря трогали эти "наросты". Польза была- весь мальчишеский контингент подтягивался, отжимался, боксировал, боролся все три смены. Думаю, что многие, как и я пронесли спорт и физкультуру через всю жизнь благодая таким вожатым.
Но самое удивительное было - "Вранглер".
Это было откровенияе для многих "мелких".
Мы знали что такое есть, но вниманиея не обращали. И вот - пришлось.
Итак. Это были настоящие "вранглеры".
"Стоячие". То есть они реально стояли - джинса была очень крепкая. Стояли сами по себе.
И они "терлись". Гордый вожатый загибал джинсу изнутри и мокрой спичкой тер материю - и на спичке оставалась синяя краска. Стоны более взрослых пацанов и девчонок раздавались при этом чуде.
Это было как в Мавзолее Ильича: "Вранглеры " гордо стояли в расположении спальни, рядом сидел гордый хозяин... а мимо вереницей нескончаемой шли юные октябрята и пионеры, и комсомольцы и даже члены партии глядеть и наслаждаться "заокеанской одеждой".
После Этого я стал внимательно смотреть кто и в чем ходит, ужасаться своему внешнему виду и виду окружающей серой действительности.
Хотелось, конечно, как иностранцы гордо и красиво щеголять ... но как уж получалось.
Я узнал, что из-за этих джинсов много студентов-медиков с нашего медицинского села или выгнаны из института, или имели проблемы...а некоторые пару лет "сидели".
И когда я размышлял "кем быть", то понимал- если пойду в мединститут, то точно за "джинсы и фарцу" или "сяду" или выгонят- не сдержусь...И не пошел. А зря. Но и это тоже другая тема.
Первые джинсы у меня появились через год. Это были вьетнамские джинсы, из крепкой джинсы и красивого голобого цвета. Мне было и радостно и обидно- "Неужели такая страна как СССР не может шит джинсы, если даже вьетнамы смогли ? Это какой то позор...".
Затем появились джинсы "Райфл". Их продавали, как и вьетнамские официально. Для этого мы ездили в специльный магазин в Клину, где продавались разные модели иногда. Была такая система распределения по областным магазинам- типа для жителей нестолиц. И вся столица там отаваривалась.. и некоторым по "блатным талонам" с периферии.
Но самами важным и продвинутым брендом считалась "Монтана". Она тоже продавалась официально. И поэтому была и доступней чем всякие контробандные "ливайсы", и круто оформлена. И куча "политиленовых" пакетов в придачу ходили по "рукам фарцы и предателей".
Тогда еще не было знакового "О кей", а мы говорили: "Все будет Монтана!".
"Монтана" - это был целый образ жизни, мечта, сказка из далека.
Я очень хотел "Монтану"... но поступил в суворовское, потом в военное училище.. и как то не особо было до "гражданской одежды". Напрягаться уже не было смысла и времени.
Хотя...
....уже в военном училище я "монтану" поносил.
Есть у меня друг с тех пор. Так вот его отец трудился на "северах" в артели Вадима Туманова. знал Высоцского, дети певца после смерти "колымили" под его началом. И когда Дядя Миша прибывал в отпуск... начиналась трата заработанного непосильным трудом.
И в одну из трат на знаменитой Шувакишской барахолке (это под Свердловском была такая "туча-рынок", где продавалоь и покупалось все, что было недоступно счастливым строителям коммунизма) другу моему папашка купил джинсы- бананы "Монтана".
Естественно в этой "монтане" ходили в самоволку и переодевались в увольнения все его друзья, и я в том числе.
Классное было время. Конец 80-х, когда мы как в открытую форточку дышали: начинались по-тихому сбываться мечты нашего счастливого детства. И по теме джинсов тоже.
Сейчас кого джинсами удивишь... А тогда? Это было больше чем мечта.
Первую джинсовую куртку я обменял возвращаясь с Кубы в Испании на ветку бананов. На самой Кубе нам таскали счастливые жители Острова Свободы джинсу американскую в обмен на еду и детские ленточки ( за фарцу этим жителям грозили такие наказания, что в ссср не снилось. Запросто полицейский мог стрелять в "ченьчщика" на поражение, если тот убегал в кусты). Еще мы меняли скопленные песо на доллары у менял-фарцовщиков и тайно проникали в "кубинскую березку"- валютный магазин, что бы купить нормальной одежды и приехать на Родину типа: "Вот, не зря гнили " Некоторых ловили, наказывали. Жену заместителя командира бригады заловили с достаточно большо суммой. Был скандал...Чуть ли не шпионка и чуть ли не продала Родину и все ее секреты в валютном магазине.
И все ради чего? Ради тряпок- скажете вы? Нет. Просто хотелось и хочется жить так, что бы эта жизнь нравилась. И ощущать себя человеком, а не серой мышью.
Теперь у всех есть джинсы. Даже у сталинистов, коммунистов и пролетариата. Даже у шахтеров, учителей...ну и прочих, кто не подлый буржуй, а настоящий человечный человек.
И ниче..живем.
Я с горестью вспоминаю и размышляю: сколько искалеченных судеб, поломанной психики было из -за этих "монтан".
Про сами "Монтаны".
Странное дело, но о самом бренде нет почти никакой информации. А "монтаны" есть и продаются. Это самый странный бренд одежды.
А покопался. Понял что он вроде как немецкий. Но то же все очень странно.
И думаю я, что организовали его во времена СССР наши. На те самые или "партийные" деньги, или на "министерские". И спокойно официально поставляли в страну под видом международных отношений. А когда границы открылись...он тихо вмсете с номенклатурщиками и сник. Сейчас кто то "шьет" это в виде немного популярного старого бренда из серии : "Вспомни СССР".
Иначе не получается все объяснить.
О..чуть не забыл. В "Кадетских историях" я рассказывал как нарисовал герб "Монтаны" на спине у другана. И его чуть с училища не пнули. И меня вздрючили...Смешно да?
А еще были джинсы "Тверь". И кроссовки тоже.
Ходили слухи тогда- что все это делалось для тех, кто воевал в Афганистане. Что бы по горам было удобно лазить. Реально. Нам это в СВУ рассказывали на полном серьезе.
А представляете, если бы "все было" тогда? И вспомнить то нечего...)))))
А запрещать надо что нибудь всегда в обществе. Табуировать обязательно. Это я сейчас,как умудренный жизнью типа, понимаю.
Общество без табу само по себе разваливается, нет энергетики протеста внутреннего, нет героизма.
Конечно, все надо делать с умом. Без ума куда?...Без ума СССРы разваливаются в три дня.
"Масса условностей и запретов напрягают человеческую жизнь массой мелких смыслов и дают массу поводов для забот и переживаний. Общая сумма ощущений при этом увеличивается. Надо соблюдать, и стараться, чтоб у тебя в этом смысле было все в порядке, как надо, как принято, как у всех, тогда ты чувствуешь себя уверенно, ты не хуже других, а иначе – ты не такой, как все, тебя не уважают, тебе дискомфортно.
Ритуал и табу обогащают твою жизнь дополнительными представлениями и ощущениями.
Табу – это ограничители энергии в двигателе человечества, которые в суммарном результате и общем историческом итоге направляют человеческую энергию в созидательное русло."
М. И. Веллер. "Все о жизни". 1998 г.