пнвтсрчтптсбвс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Сегодня 21 апреля 2025
Авторский блог Сергей Ануреев 00:07 10 апреля 2025

Время пошлин

США вступили в эпоху протекционизма?

2 апреля 2015 года Трамп довольно неожиданно ввёл импортные пошлины на товары из 260 стран, в размере от 10% до 54% (ранее Трамп анонсировал пошлины только на товары из Канады, Мексики и Евросоюза и уже ввёл пошлины на китайские товары). Одновременно Трамп объявил чрезвычайное положение из-за огромного торгового дефицита, ставшего угрозой национальной безопасности и военной промышленности, а также как юридическое основание новых пошлин. Отдельно продолжают действовать пошлины на сталь и алюминий, автомобили и автозапчасти, медь, древесину, фармацевтическую продукцию, полупроводники, энергоресурсы. Анонсированные ранее пошлины покрывали примерно половину американского импорта в страновом разрезе, сейчас — почти весь импорт.

Немного важных деталей, которые либо закрывают, либо, наоборот, оставляют лазейки для обхода пошлин. Товары из Китая через электронные платформы и почтовую доставку стоимостью до 800 долл. за заказ теперь подпадают под пошлины, хотя ранее были в необлагаемом минимуме. Пошлины применяются только к неамериканским компонентам ввозимых товаров, при условии, что не менее 20% стоимости предмета имеет американское происхождение, пока с неясной процедурой, как этот процент считать.

В указе нет ничего про трансфертное ценообразование, которое занижает таможенную стоимость товаров (чтобы платить меньше пошлин, прибыль формируется в дочерней компании в США, а затем эта прибыль выплачивается в другую страну через дивиденды по ставке 21% или проценты на займы без налогов). Ранее Трамп заявлял, что оставит беспошлинным ввоз оборудования при переводе производства в США, увеличит налоговые льготы по капиталовложениям, и здесь есть лазейки для оптимизации пошлин и налогов на манипуляциях с ценой оборудования. Россия накопила богатый опыт борьбы с такими правонарушениями, сократив за последние три года вывод денег из страны на две трети, но США пока такого опыта не имеют из-за малости предыдущих пошлин.

Обратимся к американской статистике внешней торговли 2024 года по странам, в скобочках укажем размер пошлин Трампа в процентах. Импорт товаров составил 3,3 трлн долл., экспорт — 2,1 трлн долл. и дефицит — 1,1 трлн долл. Импорт из Мексики составил 510 млрд долл. (пошлины будут в размере 20%), Китая — 463 млрд долл. (новые 34%, плюс ранее введённые 20%, суммарно 54%), Канады — 422 млрд долл. (20%), Германии — 163 млрд долл. (20%), Японии — 152 млрд долл. (24%), Вьетнама — 142 млрд долл. (46%), Южной Кореи — 136 млрд долл. (25%), Тайваня — 119 млрд долл. (32%), Ирландии — 104 млрд долл. (20%), Индии — 91 млрд долл. (26%). В этом рейтинге стран много пересечений: Мексика и Ирландия стали "воротами" европейского и китайского импорта в США, в товарах из Вьетнама и Южной Кореи также немало китайских компонентов, в торговле с Канадой товары иногда пересекают границу несколько раз.

Западноевропейские СМИ со ссылкой на странную речь главы Европейского центробанка (ЕЦБ) Кристин Лагард заострили внимание на том, что тарифы Трампа ударят по европейской экономике и увеличат инфляцию, хотя якобы со скромной оценкой 0,3–0,5%. Американские СМИ уверены, что тарифы Трампа вызовут рецессию в США, хотя и будут не столь однозначны для инфляции. Опрос американским телеканалом CNBC финансовых директоров показал, что большинство из них высказалось за неминуемость рецессии во второй половине года. Банк "Голдман Сакс" (один из крупнейших в США) повысил вероятность рецессии в американской экономике в 2025 году с 20% до 35%.

Под влиянием этих прогнозов американский рынок акций по индексу S&P500 закрыл I квартал на отметке 5633 пункта, хотя в день инаугурации Трампа достигал 6086 пунктов, опустившись на 8%, с безуспешной попыткой восстановиться 25 марта. В день объявления указа Трампа по пошлинам индекс американских акций NASDAQ упал на 6%, S&P500 — на 4,8%, Доу — Джонса — на 4%, а цены на нефть в США упали на 7,5%. Это не просто "средняя температура по больнице" американской экономики, это самые важные опережающие индикаторы, когда инвесторы не на словах, а долларом реагируют на тот или иной прогноз. Конечно, новейшая история рынка акций знает немало "ложных срабатываний" этого индикатора с ростом после коррекций, но также и многие казавшиеся ложными падения оборачивались каскадом, ведущим к кризису.

Периодические рецессии в силу цикличности американской экономики происходят примерно раз в 5–8 лет, а со времени рецессии ковида прошло уже 4–5 лет. Ошибкой первого срока Трампа была попытка отодвинуть рецессию, хотя тогда всё можно было "списать" на бездействие Обамы. Теперь Трамп обвиняет Байдена во всех грехах, вопрос только в том, как скоро наступит рецессия, и можно ли будет её "повесить" на предшественника.

В силу специфики американского ВВП любой существенный рост налогов ведёт к рецессии, что уже неоднократно было в прошлом. Пока неясны перспективы продления налоговых льгот начала первого президентского срока Трампа, введённые тогда для предотвращения рецессии и истекающие в этом году (Закон о снижении налогов и создании рабочих мест 2017 года). Таможенные пошлины сродни налогам, и введение сейчас Трампом всеобъемлющих импортных пошлин также ударит по кошелькам американских потребителей.

Каждая из трёх последних серьёзных рецессий (2001, 2009, 2020) оборачивалась для США скачками федерального долга. В конце 2024 года долг составил 124% ВВП, т. е. на уровне конца Второй мировой войны, процентные расходы превысили военные расходы, бюджетный дефицит уровня ковидного года без ковида. Большой вопрос, как США выдержат очередную рецессию и скачок долга? Только если переизобретут свою экономическую модель либо убедят в несерьёзности рецессии большинство инвесторов и избирателей очередными статистическими манипуляциями.

Таможенные пошлины Трампа являются попыткой экспорта (нет, не оранжевой революции) рецессии в другие страны. Пошлины повысят цены на импортные товары в США и вызовут некоторый спад их продаж, через год-два производство в США вырастет, а в других странах — снизится. Хотя сначала иностранные производители на зазоре времени отладки пошлин успеют что-то ввезти и из-за боязни рецессии дадут скидки. В эти год-два и ожидается рецессия в США, просто в силу времени на перевод и развёртывание там новых производственных мощностей, а также найм новых рабочих.

Казалось бы, рецессия из-за новых пошлин должна обойти США стороной: дескать, товары-то импортные. Только на логистике и продажах импорта зарабатывают многие американские фирмы, а многие американские производители используют импортные компоненты. Рост цен неминуем, пусть не фронтальный на все товары на 20–40%, но приличный, и он повлияет на траты американцев, уменьшит натуральные показатели покупок и потребления. Многие американцы могут поддержать политику Трампа, отложив покупки дорогих импортных товаров длительного пользования в ожидании локализации их производства в США и меньшей цены без импортных пошлин.

Упрощённо под ранее анонсированные пошлины в 20% подпадал импорт на 1,8 трлн долл. при ВВП 29 трлн долл. в 2024 году, что даёт 1,2% ВВП. Предположим, треть пошлин "возьмут на себя" производители в рамках скидок, а две трети уйдут в рост цен с потенциалом частичного отказа потребителей и импортозамещением. Примерно такая же логика "зашита" в цифры ЕЦБ 0,3% спада производства и 0,5% роста цен, хотя и с более изощрённой моделью.

Однако теперь под пошлины подпадает почти весь импорт, а их средний размер (исходя из веса стран) составит порядка 30%. Это 3,4% ВВП (3,3 трлн долл. импорта х 0,3 пошлин / 29 трлн долл. ВВП). Ещё представим, что на перепродаже импорта американские фирмы добавляют примерно 50% своей наценки (бывает и 100%), и тогда под риском рецессии уже около 5% ВВП.

Даже если эти 5% разложатся примерно пополам между ростом цен и спадом потребления, то рецессия будет уровня ковида (падение ВВП за 2020 год — 2,2%) и глобального финансового кризиса (падение ВВП за 2009 год — 2,6%).

К слову, умножение импорта на ставку пошлин даёт ровно триллион долларов, очень популярное число у Трампа, как пакет налоговых льгот 2017 года или невыполненное Маском сокращение бюджетных расходов.

Современная американская экономика во многом нематериальна, в первую очередь основана на финансовых, информационных и бытовых услугах, услугах здравоохранения, образования и так далее, а промышленность где-то на пятом-шестом месте (с долей 11% ВВП — эта цифра приведена в указе Трампа). Кажущиеся небольшими цифры спада ВВП в разы разгоняются до панических финансовыми спекулянтами, "творчеством" в корпоративной отчётности, впечатлительными потребителями и экономическими мультипликаторами. А официальная статистика выходит обычно с опозданием в два-три месяца по завершении кварталов, потом ещё неоднократно пересматривается, и рецессия обычно оказывается статистически небольшой. Так что о том, есть ли рецессия в США, мы узнаем из статистики III квартала, которая выйдет в самом конце этого года.

Буквально за день до введения пошлин прозвучали слова Трампа о разочаровании якобы затягиванием переговоров по перемирию на Украине российскими переговорщиками, о возможном усилении вторичных американских санкций против российского теневого танкерного флота. Хотя российская сторона прекратила удары по энергетической инфраструктуре Украины и соблюдает первые договорённости, в отличие от Украины. Впрочем, во время анонса новых всеобъемлющих пошлин Трамп высказался позитивно о России, а министр финансов Скотт Бессент даже пытался объяснить нулевые пошлины на товары из России санкциями и околонулевыми поставками. Параллельно Трамп указал на якобы работающие американские санкции против нефти Венесуэлы и Ирана.

Ещё Трамп сообщил о возможном тарифе в размере 25% на российскую нефть, нефть Венесуэлы и Ирана. Оригиналы сообщений Трампа столь коротки и разносторонни, что пока неясны детали этих возможных пошлин: будут ли это всеобъемлющие импортные пошлины, как на другие товары и другие страны, либо это будут штрафы (вторичные санкции) за нарушение уже введённых первичных санкций. Евросоюз ведь облагает НДС почти любой импорт, включая российские нефть и газ, просто из-за специфики своей налоговой системы, а Трамп апеллировал, в том числе к НДС, в ходе предвыборной кампании 2024 года.

Несмотря на многолетний характер санкций против нефти Ирана и Венесуэлы, реальные штрафы США пока нечастые (хоть и разово крупные), не позволяющие говорить о системных ежемесячных поступлениях в американский бюджет. К слову, США оштрафовали бывшую "Бритиш петролеум" на 21 млрд долл. за разлив нефти в Мексиканском заливе в 2010 году, что много больше всех штрафов в связи с санкциями против нефти Ирана, Венесуэлы и России.

Каждую крупную рецессию падает спрос и мировые цены на нефть, и основным экспортёрам нефти требуются сложные договорённости по ограничению добычи. Именно нефть Венесуэлы и Ирана выталкивали с рынка американскими санкциями во время рецессии 2010-х годов после глобального финансового кризиса 2008 года. В апреле 2020 года всех впечатлили отрицательные цены на нефть на ключевом американском хабе в начале ковида и соответствующей рецессии, чтобы страны ОПЕК+ (Организация стран — экспортёров нефти. — Ред.) быстрее согласились на ограничение добычи нефти, в том числе в угоду наращивания добычи в США.

Ковид также дал возможную модель европейской экономики с минимумом импорта нефти из-за дистанционной занятости и ограничений передвижения, а значит, и серьёзного сокращения потребления нефтепродуктов. Та же модель показала, что европейские правительства немало теряют на таком сокращении, поскольку налоги на бензин и дизель доходят до 70–80% от розничной цены на автозаправках, а эта цена в 2–2,5 раза выше, чем в США или России.

Качая рынки сырья вместе с финансовыми рынками, банкиры и нефтяники США немало зарабатывали на этих качелях спекуляциями с нефтяными фьючерсами, выкупом задёшево на дне кризисов акций нефтяных компаний других стран с последующей продажей на пиках цен во время экономических бумов. Страны-экспортёры нефти из-за неясности экономических циклов и боязни таких спекуляций были вынуждены создавать большие валютные резервы в американских облигациях и банках. Нефтедоллар и своеобразный нефтяной налог были изобретены ещё в 1970-е годы, в основном на Западную Европу через арабские страны в пользу США.

В последние несколько лет цены на нефть относительно стабильны, и многие страны перестали наращивать резервы в долларах (некоторые даже сокращают), и американцам зарабатывать как прежде не получается. Более того, всё чаще на санкционной нефти и дисконте выгоду получают страны-импортёры, не боящиеся американских санкций, а также теневая инфраструктура торговли и перевалки нефти. Трамп своим предложением тарифов в 25% на нефть Венесуэлы, Ирана и России пытается вернуть американский заработок, узаконить его, сделать постоянным, просто по факту продаж и потребления, взамен спекуляций. Примерно как европейский НДС на импорт или, точнее, как попытка Байдена ввести глобальный налог на прибыль в бюджет США.

США за последние 8 лет ушли от статуса крупнейшего импортёра нефти в мире к крупнейшему производителю нефти. В планах Трампа дальнейшее наращивание добычи нефти и газа примерно на 30%, выраженное в его знаменитой фразе "Бури детка, бури!". Штатам даже нефть Канады и Мексики нужна в основном для её переработки и перепродажи в сами эти страны уже в виде нефтепродуктов. Однако заработать на глобальном рынке нефти, как в далёкие 1970-е или менее далёкие 2000-е, очень хочется, оттого и "творческий поиск" новых пошлин. Есть ещё вариант, что по документам США будут покупать подсанкционную нефть "для себя", а потом уже "свою" нефть продавать в Европу или Индию, как с перепродажей нефти и нефтепродуктов Канады и Мексики.

Ещё "маленькая" загвоздка в желании Трампа заработать на санкционной нефти заключается в усилении рецессии. Дополнительные санкционные пошлины на нефть увеличат цену для конечных потребителей, спровоцируют общий всплеск инфляции и сокращение потребления. Хотя от этого проиграют в основном европейские потребители и бюджеты, но в числе пострадавших могут оказаться Индия, Китай, Бразилия как основные покупатели подсанкционной нефти с дисконтами. В любом случае, пошлины Трампа на нефть добавят мировой экономике проблем, как и импортные пошлины Трампа, с потенциалом выигрыша США через несколько лет и рецессией в ближайшее время.

Несогласные с логикой Трампа производители нефти будут выталкиваться более агрессивными санкциями. Отсюда и риторика Трампа в адрес России, дескать, из-за проблем с перемирием с Украиной; отсюда и угроза бомбардировок Ирана с переброской американских самолётов на базу в Индийском океане, при взвешенной позиции самого Ирана. В первый срок Трампа были нападки на наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана из-за убийства журналиста Хашогги в Стамбуле, хотя из-за обстрелов Украины погибло уже более 30 российских журналистов.

Для нашей страны важен ответ на вопрос: удастся ли команде Трампа виртуозно и вдумчиво управиться со всем спектром проблем, затрагивающих как американскую экономику, так и другие серьёзные страны и группы товаров? Либо Трамп будет шарахаться из стороны в сторону, то вводя, то частично отменяя пошлины, с риторикой наездов и уступок, статистическими манипуляциями малости рецессии или спекулятивного раздувания её масштабов.

Как минимум нам следует понимать суть проблем в самой американской экономике и неизбежность болезненных мер для их решения, взаимосвязь пошлин и санкций, инфляции и рецессии, мирового спроса на нефть и давления на наш теневой флот.

Автор - доктор экономических наук

1.0x