В недавнее время Путин в публичных выступлениях несколько раз упоминал о строительстве скоростной трассы Москва—Казань, по которой составы будут нестись с быстротой 400 километров в час. Я захотел узнать об этом подробнее.
С вице-президентом ОАО РЖД Александром Сергеевичем Мишариным мы сели на Курском вокзале в скоростной поезд "Ласточка", и в кабине машиниста помчались в сторону Владимира, наблюдая в огромное лобовое стекло, как плавно набегают рельсы, мелькают вокруг высотные здания, колокольни, трубы теплоцентралей. Машинист среди своих приборов и световых табло казался лётчиком, поднимающим в небо скоростной самолёт.
Мы мчались в сторону Владимира, Нижнего Новгорода и Казани, где через несколько лет в пустых полях и просеках ляжет новая сверхскоростная трасса, соединяя московский Кремль с казанским Кремлём, нанизывая на себя агломерации, создавая между Москвой и Казанью новую "ленточную цивилизацию".
Указывая места будущих вокзалов и релейных станций, Мишарин пояснял мне преимущества этих скоростных дорог. Они — локомотив развития. Строятся на Урале заводы, производящие эти составы, лишённые швов рельсы, уникальные колёсные пары. Новые технологии прокладки дорог, уникальные системы слежения и управления трассы, система защиты — всё это рывок в технологическом развитии, вовлекающий в это развитие множество других производств, коллективов инженеров и учёных.
Время — главный ресурс современности, более дорогой, чем углеводороды или алмазы. Скоростные трассы создают этот драгоценный ресурс, убыстряют в несколько раз обмен идеями, товарами и людьми. Огромные, размытые между трёх океанов пространства России стягиваются в единое целое. Становится возможным мобильно управлять этими пространствами, компенсируя нехватку людей. Сглаживаются вопиющие противоречия между Москвой, сытой, холёной, средоточием науки и культуры, и остальной Россией, где жизнь подчас только теплится, с недоверием и неприязнью взирая на пресыщенную Москву.
Как раньше стирали разницу между городом и деревней, так теперь сверхскоростные трассы станут стирать разницу между столицей и провинцией, устраняя вопиющую несправедливость, возникшую в результате неравномерной урбанизации. Казань — столица Татарстана, современный цветущий город, ещё теснее сближается с Москвой. Обретает свою всероссийскую столичность, начинает играть всё большую роль в развитии нашей евразийской державы.
Дорога от Москвы до Владимира пролетела, как миг единый. Мы вышли в осеннем дожде и отправились в Боголюбский монастырь, что в окрестностях Владимира. Там духовник монастыря отец Пётр выслушал Мишарина и его инженеров о их грядущих трудах. Отец Пётр, монах-фронтовик, аскет и подвижник, благосклонно отнёсся к суждениям высокого чиновника, развивавшего идею сверхскоростных магистралей. А в конце добавил, что главная русская цель — это создание сверхскоростной трассы Россия — Царствие небесное.
Мишарин взошёл на Боголюбскую колокольню и ударил в колокол. Так в старину отправлялись в путь. Колокольный звук летел в хладных русских пространствах, и мне казалось, что белые монастырские храмы, окрестные осенние леса, туманные студёные воды сливаются в сплошной и ликующий бело-золотой поток.