Сообщество «Салон» 00:00 5 марта 2015

Время белого человека

Очередная ситуация с вручением "Оскара" на этот раз напоминала фантастический фильм. Из той серии, где главный герой просыпается и вдруг — оказывается последним человеком на нашей планете. Брошенные машины, пустые здания и ветер гонит обрывки газет по безлюдным улицам. Герой стоит посреди всего этого необитаемого великолепия и задается нелепым вопросом: "Куда же вы все вдруг подевались?" Так и вышло в Голливуде на этот раз.

Очередная ситуация с вручением "Оскара" на этот раз напоминала фантастический фильм. Из той серии, где главный герой просыпается и вдруг — оказывается последним человеком на нашей планете. Брошенные машины, пустые здания и ветер гонит обрывки газет по безлюдным улицам. Герой стоит посреди всего этого необитаемого великолепия и задается нелепым вопросом: "Куда же вы все вдруг подевались?" Так и вышло в Голливуде на этот раз.

Если в последние годы в числе номинатов и главных призеров преобладали фильмы, мягко говоря, политкорректные, повествующие о нелегкой жизненной судьбе разнообразных национальных и религиозных меньшинств, а основную часть оскаровских сливок снимали картины, посвященные периоду рабства в североамериканских Соединенных Штатах и избавлению от оного, то в 2015 году подобных лент в списках практически не было. Очередной повод всевозможным крикливым правозащитным организациям обвинить американскую киноакадемию в….. ну, вы сами знаете, в чем обвиняют подобные организации в подобных случаях. Невольно вспоминался давний шутливый девиз прореспубликанского телеканала "Фокс" из мультсериала "Симпсоны" — "Не расисты. Но большие друзья расистов". И даже включение в доминационный список фильма "Сельма" — драматической истории из жизни Мартина Лютера Кинга — ситуацию не спасло. Как не спасло ее и вручение академиками гуманитарной премии имени Джина Хершлота темнокожему актеру и певцу Гарри Белафонте.

Удивительно, что либерально-правозащитное лобби с таким же пылом не кинулось на защиту высокобюджетных блокбастеров. Ведь практически полное отсутствие кассовых лент в списках кинопремии тоже удивляло. А ларчик открывался просто. В этом году основной список составили преимущественно фильмы о тайнах и механизмах творчества, о белых интеллектуалах — реальных и вымышленных. Британский астрофизик Стивен Хокинг ("Вселенная Стивена Хокинга"), выдающийся математик Алан Тьюринг ("Игра в имитацию"), джазовый барабанщик Эндрю ("Одержимость"), а то и целая театральная труппа ("Бёрдмэн"). Вот они — основные герои 2015 года по версии киноакадемиков. И список, составленный ими, в большей степени напоминал программу фестиваля независимого кино в Санденсе, а не "лист ожидания" главного, как многим кажется, и уж точно самого гламурного события киногода.

Чуть обособленно в списке номинантов выглядел фильм "Американский снайпер" (в нашем прокате просто "Снайпер"). Очередная картина бессмертного ковбоя и выдающегося режиссера Клинта Иствуда собрала в американском прокате более 300 млн. долларов, стала третьей в США по кассовым сборам и самой коммерчески успешной лентой самого Иствуда. "Снайпер", возможно, не самый лучший фильм в послужном режиссерском списке, но является его своеобразным творческим манифестом. Чётко и точно определить жанр снимаемой ленты и не уходить за выбранные рамки — вот основной секрет мастерства "от Клинта". Для него является аксиомой то, что самый короткий путь между двумя точками проходит по прямой, а всевозможные игры в "многожанровость" только уводят от выбранной цели. Именно так и снят "Снайпер" — реальная история жизни техасского паренька Криса Кайла, чьи представления о гордости за свою страну привели его в элитное армейское подразделение и сделали лучшим стрелком американо-иракской войны. По-новому в этой ленте открылся публике извечный герой-красавец Брэдли Купер, блестяще сыгравший Кайла — простоватого и надежного, отдаленно напоминающего земекисовского Форреста Гампа, но лишенного комизма. Благодаря "Снайперу" Купер был номинирован на "Оскара" за лучшую мужскую роль, и многим его победа казалась делом решенным. Но, к сожалению, жизнь не всегда справедлива, и главный приз закономерно получил Эдди Рэйдмен ("Вселенная Стивена Хокинга") за любимую академиками тему блестящего преодоления инвалидом собственного недуга. В результате "Снайпер", проходивший в списке по ряду престижных позиций, довольствовался только премией за лучший монтаж звука. Что касается лучшей женской роли, то в данном случае свой первый "Оскар" получила выдающаяся актриса, четырежды номинировавшаяся на приз академии, Джулиана Мур за свою игру в картине "Все еще Эллис", обойдя таких номинанток, как Риз Уизерспун, Розамунд Пайк и Марион Котийяр.

А главные призы (за лучший фильм, режиссуру, сценарий и операторскую работу) получил "Бёрдмэн" Алехандро Гонсалеса Иньярриту, о котором мы уже подробно писали. Поэтому отправимся дальше. "Одержимость" тридцатилетнего режиссера Дамьена Шазеля уже успела добиться существенных успехов. Главный приз в Санденсе, полученный фильмом в 2014-м году, пожалуй, является самой престижной наградой для независимого и некоммерческого кино. История студента-первокурсника, пытающегося пробиться в основной состав университетского джаз-банда — лучшего в стране — является своеобразным спором-диалогом с феллиневской "Репетицией оркестра". История жёсткая и лишенная всяких сантиментов. Ключевой фигурой здесь является руководитель оркестра Теренс Флетчер, больше похожий на сурового армейского сержанта, чем на "витающего в облаках высокого искусства" дирижера. И только по ходу картины зритель начинает понимать причины его садистского отношения к собственным музыкантам. Именно за блестяще сыгранного Флетчера "мужская роль второго плана" досталась матерому актеру Дж. К. Симмонсу. И финальная пятнадцатиминутная сцена, где он дирижирует под эллингтоновский "Караван", безусловно, одна из сильнейших музыкальных сцен в истории кино.

Режиссер Павел Павликовский, чей фильм "Ида" завоевал Оскар как "лучший фильм на иностранном языке", оставив "Левиафана" его многочисленным поклонникам, в очередной раз доказал, что польское кино является едва ли не самым сильным и разноплановым в Восточной Европе. Черно-белая медитативная лента об опыте пребывания молодой послушницы-католички в миру невольно отсылает к классической "Виридиане" Луиса Бунюэля и была бы самым достойным кандидатом на золотую статуэтку из всего списка. Если бы не прекрасный и актуальнейший на сегодняшний день фильм "Тимбукту" Абдеррахмана Сиссако, посвященный исламскому экстремизму в вымышленной североафриканской стране, который остался ни с чем.

Остается открытым вопрос: будет ли следующий Оскар столь мало политически ангажированным, как этот? Удастся ли академикам следовать принципам искусства, а не коммерции? Вопрос риторический. Не последний человек в Голливуде Стивен Спилберг как-то сказал: "Каждый год мы разные люди", и это значит, что интрига сохраняется.

Фото: кадр из фильма "Американский снайпер"

3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x