Саммит Лиги арабских государств (ЛАГ) пройдёт в марте 2022 года в Алжире. Последний ежегодный саммит ЛАГ на уровне лидеров стран состоялся в марте 2019 года, а в 2020 и 2021 годах саммиты были отменены из-за пандемии коронавируса.
Как известно, участие Сирийской Арабской Республики в ЛАГ было приостановлено с 16 ноября 2011 года. Среди условий возвращения Сирии в Лигу значилось освобождение части заключённых, изменение методов, тона переговоров с оппозицией, её участие в реформаторских действиях, предусмотренных резолюцией Совета Безопасности ООН №2254.
Атмосфера на предстоящем саммите благоприятной быть не обещает, так как ситуация в Сирии до сих пор накалена, в стране мир в полной мере ещё не наступил, к нормальной жизни люди пока не пришли. К тому же на северо-востоке страны сепаратисты при поддержке и подстрекательстве американцев, находящихся в стране незаконно, громко выдвигают свои требования, говорят о нарушении режима спокойствия, в том числе заявляют о бомбардировках и террористических операциях на севере. Но бомбардировки ведёт Израиль, утверждая, что эти удары наносятся по складам иранского оружия, которые якобы расположены в разных районах Сирии.
Политический кризис углубляется, руководство Сирии и оппозиционные группы, организации не могут найти общий язык, прийти к согласию в важнейших вопросах. И хотя заседания малой группы конституционного комитета Сирии в Женеве продолжаются, никакого ожидаемого результата они не дают. И резолюция Совета Безопасности №2254 не выполняется.
Министры иностранных дел арабских стран в своё время приняли решение приостановить участие сирийских делегаций в заседаниях Совета Лиги арабских государств и всех связанных с ней организаций и органов до тех пор, пока сирийское правительство полностью не выполнит свои обязательства и не обеспечит защиту сирийского гражданского населения, что могли бы подтвердить заинтересованные арабские и международные организации. Министры иностранных дел призвали сирийскую армию не предпринимать насильственных действий против мирных жителей. 18 арабских стран проголосовали за резолюцию, 3 страны отвергли её, одна страна воздержалась.
Место Сирии в Лиге арабских государств оставалось вакантным до марта 2013 года: тогда это место было предоставлено оппозиции во время арабского саммита в Дохе, и глава (на тот момент) «Сирийской оппозиционной коалиции» Ахмед Моаз аль Хатиб выступил с речью от имени Сирии.
Не секрет, что между представителями арабских стран есть противоречия и разногласия. Так, Марокко по-прежнему считает ПОЛИСАРИО (Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро) террористической группировкой, получающей поддержку из-за рубежа. Тогда как ПОЛИСАРИО обвиняет Марокко в нарушении прав человека, попытках контролировать южные провинции и нарушении «права народа Сахарской Арабской Республики» на самоопределение и независимость. Режим прекращения огня действовал в течение почти 30 лет и был нарушен в результате военной операции марокканской армии в буферной зоне Гергерата, что было сделано с целью вновь открыть дорогу в Мавританию после того, как она была закрыта сторонниками независимости в ноябре 2020 года. Помимо нарушения режима прекращения огня, напряжённость усилили обвинения, выдвинутые Алжиром в адрес Марокко, во взрыве двух алжирских грузовиков и гибели трёх граждан в пустынных землях в ноябре прошлого года.
Марокко в конце 2020 года добилось от бывшего президента США Дональда Трампа признания марокканского суверенитета над Западной Сахарой в обмен на нормализацию отношений Марокко с Израилем, с чем связано и их военное сотрудничество. И это стало главным фактором недавней эскалации, в разжигании которой сыграла свою роль предыдущая администрация США.
В прошлом году ещё три страны: ОАЭ, Бахрейн и Судан, — нормализовали отношения с Израилем, а газета "Едиот Ахронот" недавно сообщила, что Израиль ведёт консультации с Коморскими островами с целью подписания соглашения о нормализации отношений между двумя странами.
Недавняя эскалация авиаударов Саудовской Аравии по объектам хуситов в Йемене, в результате которых погибли десятки людей, а также атаки беспилотников на объекты в ОАЭ вызвали серьёзную озабоченность по поводу того, в каком направлении идёт война в Йемене, к чему всё это ведёт и того, что это может означать для Ближнего Востока в целом.
В условиях таких непростых обстоятельств 24 января президент Алжира Абдельмаджид Теббун прибыл в Каир с двухдневным рабочим визитом. Конечно, приоритетом среди прочих вопросов будет вопрос о проведении саммита Лиги арабских государств в Алжире, который был отложен, как было объявлено, из-за распространения коронавируса. Но появилась информация о том, что усилия Алжира, направленные на получение поддержки возвращения Сирии в ЛАГ не увенчались успехом из-за поддержки этого решения только со стороны 21 страны из 22: одна страна категорически отказалась поддержать возвращение (Главный противник возвращения Сирии в ЛАГ — Катар, за действиями которого, как полагают некоторые эксперты, стоит Турция. — Прим. ред.).
Алжир и Каир ставят во главу своих приоритетов возвращение Сирии, как заявил министр иностранных дел Египта Самех Шукри в ходе совместной пресс-конференции, состоявшейся в штаб-квартире МИД Омана с его оманским коллегой Бадром бин Хамад аль Бусаиди. Египет призывает сирийское правительство принять меры, способствующие возвращению Сирии в Лигу арабских государств. Самех Шукри сказал: «Мы с нетерпением ожидаем создания условий для того, чтобы Сирия вернулась в арабское сообщество, что станет фактором, благоприятствующим национальной безопасности и других арабских стран». Он добавил: «Мы продолжим работу с арабскими братьями для достижения этой цели».
Возвращение Сирии в Лигу арабских государств — очень важный вопрос, который придаст этому саммиту беспрецедентную динамику, будет иметь историческое значение, и, возможно, это будет хорошим жестом для разрешения других уже упомянутых разногласий. Возвращение Сирии в Лигу жизненно необходимо и Ливану, испытывающему огромные трудности.
Нужно высоко оценить усилия алжирских официальных лиц, которые смогли добиться получения предварительного одобрения от 21 государства — членов Лиги арабских государств. Можно только представить, насколько нелегки были переговоры с этими странами по данному вопросу. Помимо этого, шли переговоры с оппозицией о её участии в мерах по реформе, как это предусмотрено в Совете Безопасности ООН Постановлением №2254.
Однако, по-видимому, у ряда влиятельных арабских стран по причине американских санкций против Сирии есть условия относительно принятия реальных шагов для нормализации ситуации. Хотя все осознают ту гуманитарную катастрофу, от которой страдает сирийский народ, надо отметить, что некоторые из этих стран, возможно, внесли свой вклад в страдания сирийцев, поддержав санкции. Вероятно, они даже не ожидали, что трагедия достигнет таких ужасающих размеров. Трагедию в итоге ощущают все, так как роды и кланы в рамках одной нации сплочены и взаимосвязаны. В Сирии и Ливане много общих интересов и родственных связей, и в этих странах есть владения, наделы, собственность многих арабских братьев из Персидского залива. Для многих Сирия и Ливан были центром отдыха благодаря своей мягкой погоде и живописной природе — и вдруг всё это превращается в руины.
Арабские страны нужны друг другу, и так же, как Сирия нуждается в арабской семье, арабская семья нуждается в Сирии. Алжир стремится к сплочению арабского мира, к чему стремится и большинство арабских стран, что доказывает тот факт, что 21 член ЛАГ одобрил возвращение Сирии в состав организации.
Однако арабская воля по-прежнему скована кандалами и пока не в силах их разорвать. Но их сломит могучая сила, способная вершить историю, стряхнуть пыль долгих лет покорности внешнему влиянию, преодолев споры о влиянии, роли и веса тех или иных стран. Расплачиваются за неумение или нежелание договориться, прийти к единому мнению – народы. Цена разногласий, что платят наши народы за крупнейшие гуманитарные катастрофы в мире, в Йемене, в частности, высока и продолжает расти.
Очевидно, что большинство стран Персидского залива заинтересованы в восстановлении арабской солидарности и совместных действиях по разрешению кризисов, от которых страдают арабские страны, тем более что эти кризисы негативно сказались и на богатых, благополучных в материальном отношении государствах. Увеличилась контрабанда наркотиков, получили распространение экстремистские явления, рыскают неуправляемые «волки-одиночки», не говоря уже о критической ситуации с безопасностью, когда жизненно важные экономические объекты, инфраструктура могут оказаться под ударом. К тому же фондовые биржи Персидского залива и арабских стран могут быть атакованы беспилотниками или шальной ракетой.
Регион должен жить в мире и безопасности, и он обладает всем для этого: материальными ресурсами, способными, трудолюбивыми людьми. Убедят ли эти аргументы то одно арабское государство, не давшее согласие, в необходимости достижения кворума исторического арабского консенсуса?
На фото: ужасные последствия инспирированной внешними силами гражданской войны в Сирии. Город Дейр-эз-Зор