Сообщество «На русском направлении» 00:00 8 октября 2015

Возвращение святыни

Эта икона непосредственно связана с утверждением российской государственности. Ряд преданий связывает её возникновение с чудом явления князю Андрею Боголюбскому Богородицы во время его путешествия из Киева. По преданию, он хотел привезти икону Божией Матери, которая впоследствии обрела наименование Владимирская, в Ростов, в то время весьма значимый город. Но возы остановились, и через какое-то время после молитвы ему явилась Богородица и сказала, что надо основать город и монастырь здесь. Это явление Богородицы было запечатлено по приказанию князя иконописцами. Так был явлен образ Боголюбской Божией Матери. Это действительно единственная, пожалуй, самая древняя икона, о которой известно, что она написана здесь, на Владимирской земле.

Сегодня у нас уникальная тема для разговора. Речь идёт о втором обретении величайшей русской святыни — иконы Божией Матери Боголюбская. И мы встречаемся с кандидатом искусствоведения, реставратором высшей категории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря Александром Горматюком.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Александр Анатольевич, прежде всего хотелось бы поговорить о значении, сакральном наполнении этого образа.

Александр ГОРМАТЮК. Эта икона непосредственно связана с утверждением российской государственности. Ряд преданий связывает её возникновение с чудом явления князю Андрею Боголюбскому Богородицы во время его путешествия из Киева.

По преданию, он хотел привезти икону Божией Матери, которая впоследствии обрела наименование Владимирская, в Ростов, в то время весьма значимый город. Но возы остановились, и через какое-то время после молитвы ему явилась Богородица и сказала, что надо основать город и монастырь здесь. Это явление Богородицы было запечатлено по приказанию князя иконописцами. Так был явлен образ Боголюбской Божией Матери.

Есть целый ряд исследований, в которых прослеживаются различные варианты возникновения этого образа. Но в процессе реставрации я всё больше и больше уверялся, что предание о написании иконы верно. Это действительно единственная, пожалуй, самая древняя икона, о которой известно, что она написана здесь, на Владимирской земле.

Андрей ФЕФЕЛОВ. В XII веке.

Александр ГОРМАТЮК. Это произошло около 1158-1163 гг. — если быть точнее. Одна из подобных по иконографии икон, когда Богоматерь представлена в рост с молитвенно воздетыми руками к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте, находилась в часовне при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе. С ней связано греческое название этого образа Агиосорити́сса (оно происходит от названия часовни, где хранились одежды и пояс Богоматери). Исследователи предполагают, что именно этот образ участвовал в церковных процессиях из Халкопратии во Влахерны, местом, исторически связанным с появлением праздника Покрова.

Интересно отметить, что именно с князем Андреем Боголюбским связывают возникновение праздника Покрова. И один из этих вариантов также связан непосредственно с этой иконографией, где Богородица именно в таком положении обращается ко Христу, а по сторонам от нее ангелы. Собственно, такое изображение включено в сюжетный ряд Суздальских врат. На металле, изображение золотом, это 1227-1238 гг., насколько я помню. Вся эта взаимосвязь говорит о сложных богословских изысканиях, о том, как Андрей Боголюбский формировал духовную атмосферу своего новообразованного княжества. Я думаю, что это очень важное, значимое и ключевое изображение, если о нём говорить как просто об изображении.

О почитании этой иконы, конечно, надо говорить отдельно. Это просто невероятно обширная тема. Хотя, конечно, эта икона оказалась немного в тени Владимирского образа, ставшего палладиумом России. Но она всегда следовала рядом. Мы знаем из различных текстов, насколько часто она была привозима в Москву. Если Владимирская осталась в Москве, то после ряда поновлений, как это говорилось раньше, икона Боголюбская вернулась во Владимир, в Боголюбово.

Она присутствовала во Владимирской земле практически постоянно. И мне кажется, что это действительно очень значимое явление.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Этот год уникален тем, что мы отмечаем 100-летие реставрации этой иконы. Именно 100 лет назад к этой иконе стали присматриваться учёные-реставраторы.

Александр ГОРМАТЮК. Это абсолютно правильно, Андрей Александрович. Речь идёт о публикации Н.П.Кондакова 1915-го года — "Иконография Богородицы", где он ставит эту икону в ряд византийских образов и вообще иконографии Богородицы, как один из важнейших…

Андрей ФЕФЕЛОВ. Он близко приближался к ней, исследовал.

Александр ГОРМАТЮК. Да. По сути дела, икона находилась в монастыре под окладом, и насколько я представляю, оклад не был снят. Лик Богородицы и её руки были закрыты слоем слюды. Казалось бы, она была под достаточно сильным защитным слоем. Но, к сожалению, это было не вполне разумное украшение, скорее наоборот, повлиявшее на появление дополнительных разрушений иконы.

В начале интервью вы обозначили меня как главное действующее лицо, но это не так. Я скорее завершаю 100-летний этап… Передо мной было 5 поколений реставраторов. Это, действительно, колоссальный труд. И это была драма. Вы представьте, например, в 18-м году, когда Игорь Эммануилович Грабарь, имя которого носит наш реставрационный центр, в своих дневниках пишет о том, что, вот, удивительное время: сейчас революция, и мне удалось убедить "кого надо" в том, что иконы или древнерусские памятники, имеют большое культурное значение и в настоящее время, и это наша ценность. Он даже не верит тому, что ему удалось это сделать. И первым памятником, на который была нацелена исследовательская и реставрационная программа Грабаря, являлась Боголюбская икона.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Потрясающе!

Александр ГОРМАТЮК. Это была первая их поездка. Туда были включены такие исследователи, как А.И.Анисимов, В.Т.Георгиевский, и реставраторы Г.О.Чириков, П.И.Юкин, Ф.А.Модоров, В.Е.Горохов, И.А.Баранов, имевшие достаточный опыт. Помимо распоряжения правительства, они получают патриаршую благословляющую грамоту на исследование древних памятников и икон. Трудно представить, что эти событийные для иконы дни происходили в страшные революционные годы.

Первоначально реставраторы сняли с иконы оклад и увидели, что вся икона укрыта, по сути дела, ватным одеялом. В этом ватном одеяле и в древесной трухе они с ужасом обнаружили живых древоточцев. Затем, открыв, наконец, саму икону, они увидели, что значительные зоны левкаса и красочного слоя частично осыпались, а другие вот-вот будут безвозвратно утрачены. И эти переживания в дальнейшем были описаны Анисимовым, когда он сказал, что, к сожалению, открыв образ, мы поняли, что эта икона не только уже перестала существовать как памятник древнего искусства, но и скоро перестанет быть даже историко-археологическим памятником. То есть она может превратиться в полную руину. Вся древесина напичкана — сегодняшние исследования это легко выявляют — металлом, гвоздями, шурупами, которые держали серебряный оклад. Если икону представить как человеческий организм — это были подлинные пытки. К тому же оклад мешал древесине дышать и двигаться. Отсюда возникло очень большое количество дополнительных трещин и других разрушений. Плюс к этому замкнутая среда — излюбленная питательная среда для микроорганизмов, которые разрушают изнутри и деструктируют как древесину, так и красочный слой. Сама живопись под слоями грязи, копоти, потемневшей олифы была невидна.

Период реставрации 18-го года — это действительно время свершений, открытий и разочарований. Первые исследователи сделали, что смогли. Они удалили часть воска, загрязнений, потемневшей олифы, записей, покрывавших икону, часть поздних вставок, укрепили левкас. То есть они просто законсервировали икону для будущего времени. Вот, кстати, что удивительно в реставрации — это отход к обратной истории, как в археологии.

Вообще реставрация порой дает ответы на многие исторические вопросы. Например, почему на иконе присутствует свиток? Он более позднего происхождения, и он переводит иконографию иконы в другое русло — тут мы видим уже в ней новую иконографическую тему молитвы за народ. Сама по себе такая иконография носит очень глубокий характер, сакральное представление о предназначении русского народа. Мне кажется, для обобщенного представления о характере русского народа, именно в этом особом почитании Богоматери проявляется особый страх перед Богом, отсутствие дерзновения — обращаться непосредственно к Господу. Вот в этом есть, наверное, ключевой смысл нашего религиозного сознания, сформировавшегося в древности и передаваемого из поколения в поколение… Особое поклонение и любовь к Богоматери.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Не зря же говорят, что Русь — это земля Богородицы.

Александр ГОРМАТЮК. Да, безусловно. В этом смысле интересно увидеть, что Андрей Боголюбский именно этот образ приказал изобразить. И неслучайно на иконе Богородица изображена практически в полный рост. Я не знаю, насколько в полный рост, но на иконе написан образ в рост, близкий к телесному — 144 см. И интересно к тому же то, что само по себе древнее изображение достаточно корпусно. Я бы сказал рельефно-скульптурное. Эта черта, мне кажется, побуждает к рассмотрению ещё раз вопроса об авторстве этой иконы. Потому что одно из преданий гласит, что она была написана здесь и первыми русскими мастерами. Это очень интересный вопрос, который требует дополнительных исследований и обсуждений, но в целом это действительно затрагивает, опять же, самые изначальные точки российской культуры, очень важные именно в этот период.

Андрей ФЕФЕЛОВ. То, что вы сказали про молитву за народ, раскрывает духовный смысл сегодняшнего явления этой иконы. Ведь сегодня все мы очень нуждаемся в этой молитве!

Как строилась ваша работа? Конечно, мы сейчас вторгаемся в область технологий, специальных знаний и терминов, но было бы очень интересно узнать и об этом тоже. Ведь применялись какие-то новые технические методы. Я так понимаю, что именно эти методы тоже позволили довершить дело реставрации.

Александр ГОРМАТЮК. Пока всё же рано говорить "довершить", поскольку реставрация — это процесс очень длительный.

Говоря о процессе, были предприняты прежде всего антиаварийные меры — это уничтожение жизнедеятельности плесени и ее последствий. Эти мероприятия были проведены реставраторами центра Цируль Г.В. (завотделом реставрации темперной живописи) и Мироновой Л.А. результативно. После этого включились в реставрацию и исследования другие наши отделы, и был проведен ряд исследований, направленных на постановку, по сути дела, диагноза иконы. То новшество, что мы применили, — не знаю, будет ли когда вообще применено, но в данном смысле и в данной ситуации, оно сыграло ключевую роль. Мы применили трёхмерное 3D-сканирование повышенной точности, которое нарисовало, по сути дела, компьютерную модель этой иконы. И в целом повторное сканирование, которое накладывается на первоначальную модель, позволяет проследить, насколько велика деформация иконы. То есть между двумя сканированиями прошло 1,5 месяца. За это время динамика движения части иконы составила более 7 мм. Это достаточно много. Отследить глазом это практически невозможно.

Помимо этого, совмещение с томографией, также трёхмерной, позволило нам выявить те участки, которые могли бы в дальнейшем стать "аварийными". В процессе этого укрепления была выявлена одна из проблем этой иконы — это те канифольные, восковые и прочие вставки предыдущего времени, которые, по сути дела, разрушали авторский слой. И именно это исследование повлекло за собой дальнейшие действия, то есть разработку дальнейшей методики по удалению этих ставок и, соответственно, частичного удаления записных слоёв. И вот в этот момент как раз, по сути дела, начало осуществляться обретение этого образа.

И все это результат накопления всех предыдущих работ всех предыдущих поколений реставраторов, которые работали прежде меня. До 23-го года икона находилась в действующей церкви. Сначала, после закрытия Боголюбского монастыря, её перенесли в приходскую церковь, которая вскоре тоже была закрыта. Потом её перенесли в Успенский собор Владимира. Потом началась война, реставрация так и не началась. Она началась в 46-м, сразу же после войны.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Это был золотой век реставрации.

Александр ГОРМАТЮК. Да. Исторически наш отдел по-прежнему носит название Темперного отдела. Это наследие предыдущих времён. Когда назвать отдел — отделом реставрации древнерусской живописи, было не рекомендовано свыше. В 70-е годы, наверное, уже начались ожидаемые масштабные открытия реставраторов, постоянные выставки, активная деятельность. Но активная деятельность побуждает стремление к поспешным результатам. Что в реставрации неуместно.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Александр Анатольевич, так Господь устроил, что именно вы занимались этим делом. Как вообще вы приступили к этому? Что вы чувствовали в этот момент? Савва Васильевич Ямщиков в свое время говорил, что это особое состояние — реставратор икон.

Александр ГОРМАТЮК. Действительно как получилось? Когда решался вопрос, кто будет реально реставрировать икону? Кто будет во Владимир ездить? Все наши опытные и именитые реставраторы уже были в достаточно зрелом возрасте, вести такой подвижный образ жизни в командировках было бы действительно тяжко, так выбор остановился на том, кто помоложе.

В принципе все мы понимали, что нужны активные действия, рассчитанные на длительный процесс. Хотя, конечно, никто не предполагал, что это растянется на столь долгое время.

А с точки зрения выбора самих действий и как это развивалось, и как я подходил к этому вопросу, я думаю, что среди реставраторов, действительно, есть какие-то не то чтобы секреты, но некий свой алгоритм действий. Помимо коллегиального принятия планов работ, до некоторой степени и сама икона диктовала ситуацию… Что-то принимала, а что-то нет…

Андрей ФЕФЕЛОВ. То есть помимо тщания, ещё нужна духовная чуткость.

Александр ГОРМАТЮК. Я думаю, рефлексия просто необходима для реставратора. Ведь каждый реставратор всё же творческий человек, и в какой-то мере он должен отказываться и от своего личного творчества, и вообще во многом от себя. Не это ли в Церкви называют смирением?..

Андрей ФЕФЕЛОВ. Я хотел бы поблагодарить вас за эту огромную работу, за второе обретение иконы Богоматери Боголюбской, нашей святой иконы. Все мы низко вам кланяемся.

Александр ГОРМАТЮК. Спасибо вам! Я думаю, что это событие послужит необходимой поддержкой для всех в нашей сегодняшней жизни, потому что этот открывающийся образ Богородицы — наше подлинное сокровище.

Cообщество
«На русском направлении»
1.0x