В советские времена подготовке военных финансистов уделялось особое внимание, в том числе в специализированном и очень престижном Ярославском высшем военно-финансовом училище и на военных кафедрах в финансовых институтах.
В 2010 году Ярославское училище было ликвидировано. Сейчас в Военном университете готовят по специальности «Экономическая безопасность» и по коротким программам по гражданским финансам, а на военных кафедрах финансовых вузов готовят артиллеристов.
Военными финансами занимаются жены офицеров, которые хороши в качестве бухгалтеров, но только в мирное время и в тыловых частях, а нужны именно военнослужащие с двойной подготовкой и личным опытом СВО. Очевидна необходимость возрождения Ярославского училища с богатейшими традициями, в которое всегда был огромный конкурс.
Министерство обороны РФ в феврале 2024 года подписало с Финансовым университетом и Санкт-Петербургским экономическим университетом пилотные программы «Экономика и финансы Вооруженных Сил Российской Федерации». Ряд профильных дисциплин этих программ схож с дисциплинами Ярославского училища, но эти программы вообще не содержат дисциплин военной подготовки и перегружены общеобразовательными дисциплинами. Критерии отбора студентов и преподавателей не содержат опыта СВО, а должны, хотя бы в виде волонтерства или военных сборов на полигонах СВО.
Перестановки в руководстве Министерства обороны нашей страны нацелены в первую очередь на экономику и бюджет, и не затрагивают (по крайней мере, в публичной части) Генштаб и непосредственно руководство боевыми действиями.
Леонид Горнин будет отвечать за военные финансы вместо Татьяны Шевцовой, Павел Фрадков – за управление имуществом, Анна Цивилева – за социальное и жилищное обеспечение. В силу специфики современных боевых действий материально-техническое обеспечение играет столь же существенную роль, как мужество и навыки бойцов и офицеров. Соответственно, на выплату денежного довольствия военнослужащим тратится лишь небольшая часть бюджета МО РФ, хотя точные пропорции неизвестны ввиду закрытости данных по статьям бюджета этого министерства.
В советские времена была значима военно-учетная специальность (ВУС) «Военный финансист». Подготовкой лейтенантов по этой ВУС занималось Ярославское высшее военно-финансовое училище, под разными названиями работавшее с 1938-го по 2010 год, когда училище было упразднено, с передачей курсантов Военному университету Минобороны.
Автору этих строк с выпускниками Ярославского училища приходилось неоднократно пересекаться на гражданке, и они демонстрировали высочайшую подготовку и адаптивность к новым задачам. В СССР был интересный принцип, определявший численность курсантов Ярославского училища: размеры выпуска на четверть превышали потребности Вооружённых Сил СССР, поскольку до четверти выпуска осуждалось за злоупотребления, и подготовка шла с запасом под эти посадки.
Подготовкой военных финансистов высшего офицерского звена занимался Военный финансово-экономический факультет при Московском финансовом институте (на ВДНХ, сейчас в том здании телеканал «Звезда»).
Теперь остатки военных финансов существуют в рамках Военного университета МО РФ. Точную информацию о них можно почерпнуть на сайте этого университета в разделе «Образование». Хотя специальности именно «Военный финансист» нет, а есть специальность «Экономическая безопасность» с пятилетним обучением. Также Военный университет реализует переподготовку по некоторым гражданским специальностям на базе высшего и среднего профессионального образования, включая «Финансы и кредит» и «Управление финансами».
В советские времена военным финансам уделялось огромное внимание, и отражением этого было Ярославское училище, носившее имя генерала армии А.В. Хрулёва. Хрулев всю Великую Отечественную был начальником Главного управления тыла, а Сталин на приеме по случаю Дня победы отдельный тост посвятил именно тыловикам и Хрулёву лично.
Конкурс в Ярославское училище в 1980-е годы был 10-12 человек на место, как в самые престижные вузы Москвы и Ленинграда. На одном из форумов выпускников того училища можно прочитать буквально: «Драли нас, отчисляли». Тот конкурс был реальным, со сдачей вступительных экзаменов, а не как сейчас, когда абитуриенты могут подавать заявления сразу в пять вузов и по пяти направлениям в каждом.
Параллельно военных финансистов готовили военные кафедры гражданских финансовых вузов (Московского финансового института, Ленинградского и Казанского финансово-экономического института, некоторых отраслевых институтов народного хозяйства). На военных кафедрах фактически получали двойное высшее образование (кстати, сейчас снова модно создавать сетевое взаимодействие экономических и технических вузов). Укрупненно, в программу военной кафедры входили такие предметы, как основы тактической подготовки (фактически Устав назубок), военный учёт (два десятка журналов и сквозная задача разнесения типичного месяца военной части), денежное довольствие и дополнительные выплаты, материально-техническое обеспечение.
Теперь военных кафедр в гражданских финансовых вузах именно с подготовкой военных финансистов нет. В рамках Финансового университета работает Военно-учебный центр (ВУЦ – так теперь называют военные кафедры) с подготовкой лейтенантов и солдат по специальности «Артиллерист». Санкт-Петербургский экономический университет в рамках ВУЦ готовит юношей по таким военно-учетным специальностям: эксплуатация автомобилей, дорожно-комендантская служба, противопожарная служба, горюче-смазочные материалы.
Подготовка в рамках ВУЦ обычно проходит раз в неделю в течение двух лет, завершается двухмесячными военными сборами. Классы обычные, с базовой наглядной агитацией уровня советского школьного НВП, без какого-либо специального материального обеспечения. Даже на сборах будущим лейтенантам удаётся лишь пощупать, потаскать и поразбирать минометы. Кадровый состав ВУЦ на половину представлен преподавателями в возрасте за 70 лет, ещё на четверть 65-70, на последнюю четверть за редким исключением 60-65. В открытых источниках нет сведений о боевом опыте преподавателей ВУЦ, особенно об их участии в СВО или хотя бы поездках в зону СВО в качестве волонтёров.
В принципе в мирное время в типичных военных городках в 2000-2010-е годы не требовалось много военных финансистов в погонах. Автоматизация учёта (раньше все писали вручную в бумажных журналах) и малость расхода материально-технических средств категорически сократили трудозатраты. Чаще всего работу военных финансистов выполняли женщины, обычно жены офицеров, с небольшой переподготовкой. Жена офицера с частым общением внутри семьи и с личными тяготами военной службы достаточно представляет себе специфику военных финансов, но ещё раз подчеркнём – мирного времени.
Ушедшая в отставку Татьяна Шевцова в феврале этого года подписала соглашение от лица Министерства обороны о подготовке военных финансистов с Финансовым университетом и Питерским экономическим. В новости об этом соглашении сообщалось о программе «Экономика и финансы Вооруженных Сил», призванной подготовить специалистов для укомплектования первичных должностей в интересах военно-социального центра и территориальных финансовых управлений. Пока в открытых источниках деталей этой программы минимум, без состава дисциплин, преподавателей, принципов отбора студентов и их будущего трудоустройства.
На данный момент можно прочитать общую характеристику программы на 18 страницах и перечень дисциплин учебного плана. Три четверти характеристики явно напоминают традиционную университетскую бюрократию, а именно пресловутые компетенции и их индикаторы, пришедшие к нам с Болонской системой и никак пока не пересматриваемые. Учебный план типичен для бакалавриата с большим числом дисциплин для широты кругозора и только одной третью часов на профильные дисциплины. В учебном плане вообще нет дисциплин чисто военной составляющей, хотя бы на уровне основ тактической подготовки и видов вооружений.
Для сравнения, в Ярославском училище в 1980-х годах по учебному плану было 30 дисциплин (плюс практики, курсовые и ГОСы), из которых 8 было чисто военные дисциплины, 7 было именно по военным финансам, 6 по гражданским финансам, 5 про политическую систему и ещё 4 общеобразовательных. То есть политических и общеобразовательных дисциплин было всего 9 из 30, а не две трети, как сейчас.
Перечислим состав ярославских военно-финансовых дисциплин: тактика и войсковой тыл, организация финансового обеспечения и финансовый контроль, финансовое обеспечение воинской части, денежное довольствие военнослужащих, оплата труда рабочих и служащих, экономика и организация войскового хозяйства, военная администрация.
Да простят меня руководители за такую критику, поскольку эти вопросы скорее не их вина, а беда нашего высшего образования в целом. Вроде бы наша страна заявляет об отказе от Болонской системы и об обновлении стандартов высшего образования, и почему бы не провести эти новации именно на примере программ военных финансистов?
Отбор на программы пока не раскрывается. Вроде Финансовый университет заявляет только о бюджетных местах, хотя Питерский экономический вписывает программу в направление подготовки «Экономика» с подавляющим числом платных мест. Следует отметить, что многие платные студенты не мотивированы к учёбе, поскольку вузы отчисляют платных студентов, только если те вообще перестают посещать занятия в течение месяцев.
Отбор студентов категорически важен, поскольку молодые люди должны быть мотивированы именно на изучение и работу в военных финансах. Можно взять как пример отбор в Военно-учебные центры, который сейчас фактически требует отличных оценок по гражданским дисциплинам и физподготовки на уровне золотого значка ГТО. Хотя СВО идёт более двух лет, но этот отбор не включает критерии хотя бы волонтёрской деятельности в зоне СВО или родителей-участников, как отражение моральной нацеленности молодых людей.
Идеально было бы кандидатов на программы военных финансистов пропускать через военные сборы на полигонах в зоне СВО, хотя бы относительно спокойных и в течение пары недель. Можно организовывать для кандидатов волонтёрскую работу в военных госпиталях в течение нескольких месяцев. Полезна была бы стажировка на складах военно-технического обеспечения в качестве грузчиков и писарей, особенно в зоне СВО и несмотря на частые прилёты по таким складам. Молодые люди должны сначала получить хотя бы минимальное представление о будущей специальности. Или будет, как обычно, спонтанность решений абитуриентов и как следствие – малость последующего трудоустройства по специальности?
Вопрос можно поставить ещё четче, а именно: программы военных финансистов должны ориентироваться на выпускников школ или всё-таки на прошедших через СВО? Началась реализация президентской программы «Время героев», с участниками СВО под серьёзный кадровый резерв. Может, программы военных финансистов следовало бы делать локальными аналогами «Времени героев»?
В контрольных цифрах приёма в вузы есть целевой набор (обычно 10% всех бюджетных мест) как форма отношений между абитуриентом, будущим работодателем и вузом. Предполагается обязывающее соглашение и будущая отработка молодым человеком потраченных на его обучение денег, отдалённо напоминающие советское распределение выпускников. Возникает вопрос применительно к возрождению программ подготовки военных финансистов: будут ли они целевиками с обязательной отработкой?
Ещё более важен правильный подбор преподавателей. Это традиционно будут возрастные отставники и женщины среднего возраста без знаний специфики и опыта СВО? Судя по учебным планам и составу дисциплин двух вузов, преподавателями выступят как раз традиционные экономические кафедры – кафедра общественных финансов и кафедра бухгалтерского учёта.
Удастся ли привлечь в качестве преподавателей участников СВО, особенно со знаниями финансово-экономического обеспечения Вооружённых Сил? Прогнут ли таких участников под университетскую бюрократию с далекими от реальности военных финансов компетенциями, показателями научных публикаций и платного приёма?
Не хотелось бы, чтобы военных финансистов готовили так же, как на военных кафедрах сейчас готовят артиллеристов – на сборах потаскали миномёт пару недель и не сделали ни одного выстрела. Пилотных программ подготовки возрождаемых военных финансистов пока запланировано всего две на всю нашу страну – их можно и нужно сделать на совесть.
Следует подчеркнуть, что наличие программ бакалавриата в двух гражданских вузах не умаляет важности возрождения знаменитого некогда Ярославского высшего военно-финансового училища.
Автор - доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета
Фото: © Пресс-служба Минобороны РФ. Военнослужащий ВВС СССР получает премию за боевые заслуги