Авторский блог Александр Проханов 04:00 18 января 2012

Вождь или наймит

<p>Какого президента ждёт, вымаливает, выкликает Россия? Какого человека она хочет видеть в&#160;Кремле среди белоснежных соборов, царских надгробий, расписных палат?</p>

Какого президента ждёт, вымаливает, выкликает Россия? Какого человека она хочет видеть в Кремле среди белоснежных соборов, царских надгробий, расписных палат?

Ей не нужен президент-временщик, президент-наймит, президент-подёнщик. Такой окончательно погубит страну, которая летит в пропасть, пребывает в тоске, уповая на чудо спасения. России нужен вождь, который пустит русскую беду в своё сердце, омоет её своей любовью, обратит в Русскую победу. Ей нужен президент — плоть от плоти народа, который понимал бы Россию как великую судьбу, великую мировую тайну, как божественный замысел, воплощаемый русским народом из поколения в поколение.

У президента, берущего сегодня в руки бразды правления, должен быть глубинный, выстраданный сердцем проект исцеления и возрождения Родины. У него должна быть воля, которая сдвинет с места остановившийся корабль России. Должны быть страсть и энергия, несокрушимое стремление к победе. Должно быть знание, которым обладал собиратель земель Иван IV Грозный, глазомер плотника и бомбардира Петра Великого, чудотворная сила победоносца Иосифа Сталина. Президентом России должен стать мудрец, герой и подвижник.

Нас пытаются убедить, что правитель России должен быть не более, чем эффективным менеджером. Что он должен стремиться создать эффективного человека, рентабельную экономику, рационально организованное общество. И вдруг оказывается, что в этом рационально устроенном государстве две трети народа неэффективны, пять шестых территории нерентабельны, а сама рациональная сфера ограничена Садовым кольцом Москвы. И тогда Россия, за исключением крохотного лоскутка территории, малой толики избранных обеспеченных граждан, является страной ненужной и бросовой. А народ, с точки зрения эффективного менеджера, является перхотью, не годной для строительства рациональной экономики, либерального рынка.
Этот привнесённый в политику зверский подход неприемлем. Лидер, получающий в руки не маленькую контору, не гламурный журнальчик, не корпорацию с миллиардным оборотом, а целый континент между трёх океанов с гигантской судьбой, с великим мессианским народом, должен руководствоваться в своём государевом поведении принципом «Любить народ, бояться Бога». Это значит, что все его деяния должны быть продиктованы великой заботой и великой любовью к народу, сыном которого он является. А все преобразования, какими бы грозными и изнурительными они ни были, должны быть согласованы с высшей божественной этикой. Правитель, преступающий заповеди, кидающий в топку своего государева плана людские души и головы, не может быть идеальным правителем. Будущее России спасут не галера и плаха, а могучий всенародный труд, в котором главным тружеником станет сам президент.

Эти мысли явились мне среди кипящей Болотной площади, среди стотысячного скопления на проспекте Сахарова. Эта магма, которая потекла из кратера народного возмущения, народного негодования и тоски, подступает к стенам Кремля. Площадь наполнена людьми, которые винят власть в её преступной халатности, в жестоком себялюбии, в неумении и беспомощности. В том, что она загубила страну, как пьяный токарь губит драгоценную, поставленную в токарный станок деталь.

Негодование площади справедливо и истинно. Но оно не имеет ничего общего с танцверандой, в которую превратилась трибуна митинга. Верандой, на которой танцуют черти девяностых годов, всё та же неизменная рать, которая вырвала власть у беспомощных коммунистических старцев и сплясала на костях красной страны свой жуткий канкан. Недаром над этой площадью, как кладбищенская луна, восходит лик Горбачёва.
Как сделать, чтобы площадь через головы бесноватых танцоров напрямую воздействовала на кремлёвские стены? Давила на них своей волей к справедливости, добру, своим желанием, не медля, уже сегодня, начать преображение Родины? Взяться за строительство дорог и кораблей, лечить больных и учить недоученных, строить университеты и кардиологические клиники. А не ввергать страну в трагическую бессмыслицу политических перемен: в создание микроскопических партий, в перестановку губернаторов, в лукавое изменение конституции. Трагедия площади в том, что у неё нет собственного голоса, а её ропоты и гневные крики тонут в писках и криках трибунных танцоров.

Весь мир ныне в растерянности, он меняет кожу, не понимает, куда идёт. Лидер не просто должен раздавать пенсии, добавлять по сотне к зарплатам. Он должен предложить России и миру абсолютно другую модель. А в недрах этой модели предстоит громадная трансформация. И спящий, угнетённый народ, который идёт либо на площадь, либо в кабак, должен воскреснуть. Должны быть произнесены слова и свершены деяния, которые преобразят сонный, угнётённый люд.

Лидер должен сказать своему народу: ты — самый великий, трудоспособный, жертвенный и мужественный народ. Ты одержал в истории грандиозные победы, которые не снились миру. И ты в состоянии сегодня, как это было в 1945 году, одержать великую Русскую победу. Очнись! Создавай новый мир, новые технологии, сажай сады, создай новое поколение людей, которые угодны России, природе и Богу. За мной! Вперёд! В труды и сражения!
Лидер, проводящий прелые либеральные реформы, не нужен никому — ни в Европе, ни в Африке, ни среди бушующего арабского мира.
России нужен мощный мобилизационный проект. Теория подобных проектов требует от страны централизма. Для модернизации у нас слишком мало ресурсов и много врагов, много ленивых, апатичных, сдавшихся людей. Нужен сильный лидер, который бы подавил врагов модернизации, собрал ресурсы, направил их в центры развития, уничтожил коррупцию, разбудил народ для великого творчества, для общего дела. Такой лидер должен уповать на концепцию божества, на идею справедливости.

Драма российской власти после 1991 года состоит в том, что она живёт вне культуры, живёт в бессмыслице фондовых рынков, котировок, индексов цен. Но она забыла, что живёт в стране с величайшей культурой. И русская культура, начиная от отцов церкви, кончая военной прозой и современными художниками, едина в своих устремлениях. Она поёт одну и ту же песню, один и тот же псалом о справедливости, о величии страны, о божественном предназначении России, о мессианской империи, о сокровенных состояниях русской души, которая не довольствуется материальным, двухмерным, а стремится в небеса, предлагает миру альтернативу. Эта песнь длится тысячелетиями. И если бы культура окружала сегодняшнюю власть, то перемена элит, лидеров проходила бы безболезненно.

Лидер должен был бы прислушиваться к этой музыке, которая звучит повсюду, из каждого русского камня. Николай Гумилёв писал:

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.

Для возвышенного, вечного, что «останавливало солнце и разрушало города», нужны другая лексика, другой дизайн сегодняшней власти.
Когда я смотрел на толпища на Болотной площади, на проспекте Сахарова, думал, что в глубине, далеко от сцены стоит молодой человек в поношенной курточке, вязаной шапочке, со спокойными серыми глазами, и он знает, что это он будет лидером России. Может быть, его зовут Иосиф, может, Пётр, может, Иван...

На меня огромное впечатление произвело обращение патриарха. По поводу этой речи многие гадали: кому он сделал реверанс? Толпе на площади, Путину? Что в речи главнее: симпатии к протестующим или сострадание к власти, над которой нависли угрозы? Я истолковал патриаршее слово так. Сейчас, когда в России проседает и продолжает разрушаться государ- ство, единственным, что не разрушается, а укрепляется, остаётся церковь, храм. И патриарх инстинктивно или сознательно произнёс эту речь на тот случай, если разразится жестокая гражданская распря, и власть начнёт рушиться, как это было в Семнадцатом, как было в девяносто первом году. И тогда церковь, включая патриарха Кирилла, подхватит эту власть. И лидер может быть из среды, которая понимает законы развития русского духа — из русской церкви.

Народ — это стеклодув. Он выдувает лидера, как сосуд. Он вдыхает в него свои чаяния, свой огонь, веру, трагедию, надежду. Готов ли этот сосуд выдержать дыхание и давление народа, или он лопнёт и треснет? И все усилия, чаяния уйдут в пустоту. Это относится и к Путину, и к Зюганову как наиболее вероятным конкурентам на будущих выборах. Кто из них выдержит это дыхание? И выдержит ли? Лидер должен быть таким сосудом, который удержит наше дыхание.

7 ноября 2024
Сегодня 00:00
1.0x