Авторский блог Георгий Судовцев 01:25 8 июня 2020

Последний кризис капитализма

о книге Михаила Хазина "Воспоминания о будущем. Идеи современной экономики"

Михаил ХАЗИН. Воспоминания о будущем. Идеи современной экономики, изд. 2-е, исправленное и дополненное. — М.: Рипол. 2019. — 483 с.

Сутью этой книги, написанной ещё в "доковидную" эпоху, по утверждению автора, является описание идейно-логического контура, который объясняет развитие экономики за последние две тысячи лет, в том числе — общие моменты современного капитализма и античного Рима, возникновение капитализма и кризисы последних десятилетий. Особое внимание в ней уделено периоду капитализма, т. е. периоду с XVI в., и нынешнему кризису, который можно назвать последним кризисом капитализма.

Ключевое понятие экономики для Хазина (в этом с ним трудно не согласиться) — "разделение труда", поскольку производство товаров и услуг, а, соответственно, сама "производительность труда" — невозможны без потребления. Аналогии между Римской империей и нынешней глобальной рыночной экономикой позволяют автору сделать вывод о том, что человечеству сегодня следует подготовиться к "новому средневековью" как наиболее вероятному выходу из уже начавшегося системного кризиса. Если же, по мнению Михаила Хазина, "спрос по какой-то причине падает, поддерживать высокотехнологические институты и системы становится для экономической структуры слишком сложно, и она начинает быстро деградировать".

Это, безусловно, верное замечание, которое, однако, имеет полную силу только в рамках материального производства, не учитывающего его взаимосвязи и взаимодействие с производством идеального продукта, информации как таковой.

О существовании такого, особого идеального (духовного) производства, кажется, впервые было упомянуто в следующем контексте: "На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счёт продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству", — отмечалось в "Манифесте Коммунистической партии" Карла Маркса и Фридриха Энгельса., который увидел свет ещё в 1848 году.

Однако впоследствии "актуальный" марксизм сосредоточился на изучении законов материального, экономического производства, оставив изучение законов производства идеального "на потом". Вероятно, это было вполне оправданно в условиях второй половины XIX — начала ХХ вв., когда материальное производство занимало, безусловно, доминирующее положение в мировой экономике. Однако в современных условиях, когда в "реальном секторе" производство так называемых услуг, под которыми понимается прежде всего производство идеального продукта, составляет от 60% до 80% экономики в самых развитых стран мира, а реальный мировой ВВП покрывает объём денежной массы менее чем на 5%, абсолютно понятно, что производство стали принципиально отличается от производства информации.

Может быть, "старое" Средневековье — во всяком случае, применительно к Европе и отчасти к исламскому миру — было занято как раз производством такого идеального продукта — в виде схоластического богословия и новых религиозных концепций? Во всяком случае, на эту функцию указывал выдающийся отечественный культуролог Михаил Петров. Согласно его концепции, католические схоласты своими исследованиями Ветхого и Нового заветов, создали понятийный аппарат, который впоследствии был применён к изучению уже не Священного Писания, а "Книги Природы".

Может быть, и "Новое Средневековье" выполнит аналогичную функцию для открытия каких-то, ещё неведомых нам сфер знания и понимания?

Во всяком случае, совершенно очевидно, что концепция Михаила Хазина обладает весьма высокими прогностическими параметрами, что говорит о необходимости её дальнейшего развития и, так сказать, продвижения в широкие массы населения.

1.0x