Илон Маск стал лицом нового поколения капиталистов, пришедших на смену ботаникам от мира информатики. Вместо нудных, некрасивых и социально неадаптированных орд Цукербергов, Бринов, Пейджев и прочих Джеков Дорси пришёл совершенно новый образ. Орёл-мужчина, ладно скроен, ловко слеплен — ну вылитый я в молодости! Маск снимался в кино, участвовал в телепередачах, напоказ покупал огромные дома и раза три на весь мир разводился с одной и той же актрисой, чьего имени никто не помнит.
Илон стал идеальным сопровождением эры поднявшего голову политического популизма и смерти репутации – он мог нести совершенно произвольную чушь в любых количествах, а умелый пиар превращал эти слова инвестора и маркетолога в пророческие изречения изобретателя, инженера и провидца. Успехи предприятий Маска – вроде пресловутой посаженной ступени ракеты – связаны с накачкой его структур лучшими умами американских авиакосмических агентств и автомобилестроительных корпораций. Провалы Маска вспоминают в лучшем случае как забавные казусы, не концентрируясь на страшных потерях, которые обеспечивает государству и окружающей среде мастерская раскрутка и умелое лоббирование.
На прошлой неделе Илон Маск привычно ворвался в мировые новости. Но на этот раз причиной шумихи стал не очередной спор в соцсетях, не дежурный обмен местами с Джеффом Безосом в списке самых хищных акул бизнеса и не восемьдесят третий по счёту развод с ещё одной актрисой или поп-певицей.
Илон Маск купил "Твиттер"! Так, по крайней мере, написали об этом СМИ. Реальность оказалась куда прозаичнее – миллиардер приобрёл 9,2% акций соцсети за 2,9 миллиарда долларов, что позволило ему войти в управляющий совет организации. Обставлено это было так: Маск завёл твиттер-дискуссию о цензуре и cancel culture (в наших краях неправильно переводимую как «культура отмены»), а потом якобы спонтанно решил потратить почти три миллиарда на акции. Вслед за этим посыпались мемы, липнущие к южноафрикано-американскому богачу как банные листья. В одних Маск, известный травокур, дымил косяком прямо на совете директоров. В других Илон писал в "Твиттере" гадости про своих недоброжелателей от лица администратора соцсети. Вскоре мемы начали воплощаться в реальность – в "Твиттер" добавили кнопку редактирования постов, отсутствие которой на протяжении всего существования сервиса было своеобразной фишкой соцсети. Пошли крамольные речи о том, что Маск, чьи политические взгляды не знает никто, включая его самого, может вернуть в "Твиттер" забаненного Дональда Трампа. Именно в этих разговорах кроется намёк на основную причину прихода Маска в "Твиттер".
Огромная соцсеть последние годы страдала от репутационных потерь – цензура, ошибки модерации, сомнительное удобство использования, порождение целого культа «синей галочки» — десятков тысяч безмозглых либеральных журналистов, по всему миру слово в слово повторяющих краснобаев из транснациональных СМИ. Пиком репутационного краха "Твиттера" стал 2021 год, когда большая чистка резко вытравила из соцсети огромный идеологический сегмент, во главе которого стоял на тот момент ещё действовавший президент Трамп. Следствием этого стало падение доверия к соцсети – в "Твиттере" перестали видеть площадку для обмена мнениями и увидели инструмент для управления этими самыми мнениями. Эта соцсеть, последовательно вычищающая любые намёки на «теории заговора» (будь то высосанность из пальца «Рашагейта» или тёмных схем Хантера Байдена – всё это, кстати, в итоге тихо оказалось правдой), превратилась в крайне кислотную среду, от которой в итоге сбежал даже её основатель. Джек Дорси, этот калифорнийский хипстер, ушёл на вольные хлеба взращивать биткоины. Занявший его место Параг Агравал в бытность свою заместителем Дорси выступал за ужесточение цензуры и баны всех сторонников «теорий заговора» в погоне за комфортной и безопасной средой общения, но поутих с момента назначения на пост главы компании. Вся затея с Маском – попытка спасти репутацию соцсети, стремительно теряющей популярность и доверие, желание вытащить за волосы важный ресурс, позволяющий контролировать мнения.
Кому же принадлежит этот инструмент? Маск с 9,2% акций стал ведущим акционером компании, при этом 8,8% принадлежат инвестиционному фонду Vanguard, 8,4% — Morgan Stanley, а 6,5% — Blackrock. Все упомянутые конторы до прошлого года активно вкладывались в антиковидную фармацевтику, а сейчас с бешеной скоростью скупают дома и землю, попутно предлагая «пристегнуть ремни» — Роб Капито, президент Blackrock, призвал всех готовиться к рецессии и предсказал пустые полки: «Наше поколение, придя в магазин, впервые не сможет купить там то, что хочется. А наше поколение довольно избалованное, ему никогда не приходилось ничем жертвовать».
В двухмерной картине мира, рисуемой фанатами кинокомиксов Марвел, где за ростом цен и дефицитом всего на свете стоит спецоперация на Украине, Маск мог бы фигурировать в качестве героя – учёного помощника храброго "Призрака Киева", поставляющего ему хитрые приборы для борьбы с оккупантами. Фактическая основа для этого есть.
Ещё 20 марта Пентагон официально признал, что поставляемые на Украину терминалы спутникового интернет-соединения Starlink используются ВСУ для связи и для управления беспилотниками. К началу апреля эти терминалы стали основой украинской военной связи, одновременно служа как для передачи зашифрованных сигналов между подразделениями, так и для сброса американских разведданных командирам на местах. Почему же Маск, не упускающий возможность для саморекламы, извлекающий положительный пиар даже из провалов, не акцентирует на этом внимание? Дело в том, что Starlink рекламировался как подарок человечеству, благородный и бескорыстный. Ведь разве требование 500 долларов за подключение и 110 долларов ежемесячно – корысть, когда речь идёт о величайшем творении гения и пророка Маска? Рассказывалось об африканцах где-то в глуши, способных получить доступ к Сети, показывались картинки с глобальным охватом Starlink. Тогда, пару лет назад, на пике пиара этого важнейшего изобретения в истории человечества, научного прорыва, сравнимого разве что с колесом, злорадство и нытьё наших прогрессивных СМИ вызвала новость об отказе российских госструктур сертифицировать и одобрять работу Starlink в России – мотивировалось это в том числе и соображениями безопасности. Самодовольная ухмылка калифорнийского маркетолога не должна быть испорчена какой-то там реальностью – факты о военном применении технологии, в которую американское государство «бескорыстно» вложило огромные деньги, просто проигнорируют, продолжая говорить о том, как важно обеспечить кенийским пастухам бесперебойный доступ в "Твиттер".
Среди серого и промозглого, пропахшего трупами убитых людей и зажигательной химией пейзажа Мариуполя выделяется ярко-красное пятно. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это пятно – Tesla Model S, странным образом добравшаяся из комфортной жаркой Калифорнии в эту отравленную злом и смертью раннюю азовскую весну. Машина разбита – она мёртвым грузом стоит посреди улицы, она не усваивает бензин, а питательного электричества в городе давно нет. Другая "Тесла" была найдена бойцами ДНР на базе «азовцев» — она принадлежала заместителю командира. Электромобиль, на чью стоимость несколько дней можно было кормить всех мариупольских беженцев, был торжественно сожжён – продавать его некому, а ездить это электробарахло без бензина не может. "Тесла", Starlink, "Твиттер", пиар-кампании, красивые космические корабли, разводы с актрисами, синие галочки – реликт минувшей эпохи, чьими гробовщиками стали Илон Маск и его партнёры по совету директоров "Твиттера".