Сообщество «Оборонное сознание» 13:03 22 марта 2022

Илон Маск и новое «вундерваффе» ВСУ

Сергей Пехтерев о том, может ли спутниковая группировка миллиардера-изобретателя наводить украинские БПЛА

"ЗАВТРА". Сергей Валерьевич, после выхода очередного переиздания моей книги об Илоне Маске, где вы выступили как эксперт, в мире много чего изменилось, не изменился только сам Маск – он и его проекты опять на острие событий.

Год назад на страницах книги мы говорили об опасности и перспективах военного использования его «гражданского» и «внеполитического» проекта "СтарЛинк". С началом специальной военной операции России на территории бывшей Украины – «звёздный интернет» Маска и его развёрнутая в ближнем космосе спутниковая группировка вновь оказались под пристальным взглядом прессы и экспертов.

Недавно ведущие западные СМИ The Telegraph и Daily Mail написали об открывшемся всё-таки двойном назначении "Старлинк", и о том, что его теперь используют украинские военные. Эти издания также упоминают украинскую систему Delta, обрабатывающую данные камер БПЛА для корректировки огня ВСУ. Как Вы прокомментируете эти утверждения?

Сергей ПЕХТЕРЕВ. Давайте копнём чуть глубже и поймем почему "СтарЛинк" оказался сейчас на Украине. Итак, спутниковые сети Украины, используемые госорганами и армией (таможенный комитет, ВСУ и т.п.) состояли, как минимум из 3 платформ SurfBeam2 (ViaSat, США), Infinity (iDirect, США) HughesNet (Hughes, USA). Все они работали через спутники на геостационарной орбите. Самой современной и скоростной (и массовой - более 12 000 терминалов) была платформа SurfBeam2, работавшая через спутник KaSat (сейчас принадлежит американской компании ViaSat). Центр управления этой сети находится в Турине, Италия, а вся сеть имеет более 100 000 терминалов по всей Европе, в том числе и в России (сейчас их у нас осталось очень немного). Часть терминалов использовалось и ВСУ, я видел разработки украинской компании ДатаГрупп переносного терминала для ВСУ – для работы его через KaSat.

24 февраля 2022 года с 5 до 9 утра центр управления сетью на Касате подвергся кибератаке, которая вывела из строя все терминалы этой сети. И до сих пор (!!!) эту сеть не удалось установить, несмотря на все принимаемые усилия со стороны Оператора сети ВиаСат.

Таким образом в распоряжении ВСУ остались либо устаревшие терминалы двух других спутниковых сетей с антеннами размером 1,2 и более метров, то есть нетранспортабельные, или средства обычной радиосвязи, которая работает на малых расстояниях, может при работе выдать расположение передатчика или быть легко заглушена обычными средствами РЭБ.

И вот в этой почти безвыходной ситуации на помощь пришла компания СпейсХ, предоставив Украине несколько сотен своих терминалов "СтарЛинк", которые в США используются населением, живущим вдали от городов для обычного доступа в Интернет (Месяц назад СпейсХ также направила такие терминалы на Фиджи, которые из-за извержения вулкана Тонга остались без интернета). Эти терминалы работают через наземный шлюз, расположенный в Польше, и могут работать в зоне примерно 950 км от места расположения этого шлюза, то есть возможно не на всей территории Украины. В отличие от классических военных терминалов, которые предоставляют закрытый канал между объектами, терминал СтарЛинк даёт пользователю банальный доступ в публичную сеть Интернет, и передает в ней файлы или голосовые пакеты.

"ЗАВТРА". В статьях западных СМИ вполне резонно говорится о бессмысленности поставки в зону боевых действий дополнительных пилотируемых самолётов, ВСУ негде взять такого количества обученных лётчиков, учитывая уже понесённые безвозвратные потери среди подготовленных пилотов. Западные же асы и вовсе не «горят» желанием реально сгорать за интересы киевского режима. Сегодня речь идёт о поставках на бывшую Украину барражирующих боеприпасов и беспилотников-камикадзе. Насколько система Маска может помочь в наведении таких БПЛА на российскую бронетехнику и военные объекты? Как СтарЛинк используется там сейчас?

Сергей ПЕХТЕРЕВ. Как используются эти терминалы? Судя по имеющейся информации как обычное средство связи для передачи информации между 2 группами военных, например подразделением, которое управляет БПЛА и передовым отрядом, который видит цель или наоборот находится глубоко в тылу в штабе и обрабатывает снимки с дрона. Ни на каком БПЛА терминалы "СтарЛинк" не устанавливаются, они слишком громоздки для этого. С точки зрения обычной голосовой коммуникации спутниковые телефоны типа Иридиума или Турайя были бы гораздо удобнее, но, во-первых, их ВСУ никто не подарил, и никто не предложил оплачивать связь по цене 1 минута или 1 Мегабайт за 1 доллар США. А "СтарЛинк бесплатен" и может передавать большие объемы данных, хотя и не так компактен (антенна 52 см в диаметре, вес почти 9 кг), и требует достаточно большого электропитания - до 180 Вт, что не просто обеспечить в полевых условиях.

Зато у терминалов "СтарЛинк" есть большое «природное» преимущество как представителя низкоорбитальной спутниковой группировки с сотнями ИСЗ в небе. Терминал "СтарЛинка" каждые 15 секунд переключается на другой ИСЗ и меняет направление передачи в пространстве. При работе с геостационарным ИСЗ его теоретически можно заглушить, направив мощный сигнал на рабочей частоте на спутник (благо его место на орбите известно и неизменно). Для СтарЛинка это невозможно - в каждый момент времени терминал «видит» 7-10 спутников, и использует при этом одну из 8 разных частот. Да и средств глушения в гражданском диапазоне Ку 11/14 ГГц нет, ибо военные используют Х диапазон (4/8 ГГц). В общем, здесь "СтарЛинк" классический «неуловимый Джо».

В общем говорить о том, что "СтарЛинк" создавался специально для военного применения безусловно нельзя, ведь лопата и топор, которыми пользуются саперы, создавались тоже не для военных целей.

Если бы не выведенная из строя сеть на КаСате, вряд ли бы "СтарЛинк" вообще попал бы в Украину.

"ЗАВТРА". Сергей Валерьевич, каковы вообще перспективы военного использования "СтарЛинк" Маска?

Сергей ПЕХТЕРЕВ. Давайте рассмотрим какие возможности сети "СтарЛинк", в принципе, могли бы заинтересовать силовые службы, в первую очередь военных.

1. Использование в качестве сети связи в тактическом звене.

«Обратный» профиль трафика в сети связи серьезно снижает профильный интерес. Во всех коммерческих сетях связи существует асимметрия, когда в сторону абонента (DownLink) передается в 10 и более раз больше трафика, чем от абонента (UpLink). Основной потребительский трафик сейчас - это просмотр HD видео, онлайн игры, просмотр интернета. Именно так устроен и "СтарЛинк" - скорость к абоненту в нем в 10-17 раз выше чем от абонента.

В сетях связи для военных задача стоит «от обратного» - это сбор видеоинформации непосредственно от участником на месте боевых действий (БПЛА, танка, солдата, многочисленных датчиков и т.д.). В этом случае нужен скоростной канал от абонентского терминала. При этом, скорости в 100 Мбит/с являются избыточными и приводят к бессмысленному увеличению габаритов и веса абонентского терминала, что в условиях боя является отрицательным фактором.

Следующий факт, снижающий доверие военных к сети "СтарЛинк", это серьезная уязвимость ее безопасности и устойчивости ее функционирования. На практике – это абсолютная физическая незащищенность одного из основных элементов наземного сегмента – шлюзов, через которые передается трафик и сигналы управления и телеметрии на/от спутников группировки. Шлюзовая станция представляет собой открытую неохраняемую площадку размером 200-250 м2, на которой размещены комплексы с 6-8 антеннами. Вся защита от проникновения это двухметровый забор и, возможно, средства технической охраны и удаленного мониторинга. Так, в США сейчас заявлено около 50 шлюзов в континентальной части, а в Европе - около 15. Исходя из численности перспективной группировки и задач, таких шлюзов может быть не одна сотня.

В мирное время сеть "СтарЛинк" в интересах Пентагона с высокой вероятностью может быть использована для обеспечения социальных задач: доступ к сети интернет в удаленных и изолированных военных базах для личных нужд военнослужащих и обслуживающего персонала, телемедицины, удаленного участия в конференция и учебном процессе,
В случае решения задач по безопасности сети в угрожаемый период и в условиях чрезвычайной ситуации, сеть "СтарЛинк" вполне может использоваться для резервирования отдельных сегментов штатных сетей связи тактического звена или в качестве основной для решения задач отдельных групп. При условии, конечно, соответствующей защиты ее элементов.

Эти выводы подтверждают слова г-на Уильяма Ропера, главы отдела закупок ВВС: «То, что я видел от "СтарЛинк", было впечатляющим и положительным. Это искусно спроектированные спутники, грамотно развернутые на орбите. Итак, есть чему поучиться из того, как они спроектированы, и я думаю, что мы можем многому у них научиться. Военные должны быть готовы играть стратегическую роль, потому что нам нужны средства связи во многих частях мира, где нет коммерческих провайдеров. Мы можем быть надежным покупателем для таких компаний, как SpaceX и других, которые хотят продавать услуги связи по всему миру. SpaceX могут не думать о клиентах за океаном, но у нас там есть наш флот. SpaceX могут не думать о заказчиках в Арктике, но наши самолеты там есть».

2. Использование в качестве системы боевого управления различных звеньев управления.

Военные уже использовали спутники "СтарЛинк" для тестирования своей перспективной Advanced Battle Management System (ABMS), которая должна связать воздушные, морские, наземные и космические средства Пентагона. Министерство обороны США планирует еще больше полагаться на спутники в рамках своей новой военной доктрины "All Domain Operations". Эта стратегия потребует, чтобы воздушные, наземные, морские, космические и киберпространственные активы были напрямую связаны друг с другом. Они будут передавать данные и информацию между собой и, возможно, даже активировать оружие друг друга. Ключевым фактором может быть, а скорее всего, будет такая группировка спутников, как Starlink, которая достаточно велика, чтобы противостоять атакам и продолжать работу. Следует отметить, что на сегодня и ближайшую перспективу проект "СтарЛинк" не реализовал использование межспутниковой связи, что существенно ограничивает перспективы использования и снижает привлекательность системы для Пентагона.

Ряд военных экспертов полагает, что сеть "СтарЛинк" возможно использовать для выдачи целеуказания высокоточному оружию. Если говорить об использовании "СтарЛинк", как обычной сети связи, то учитывая описанные ранее ограничения (абонентские терминалы не работают в движении), очевидно, возможно передавать любую информацию, в том числе содержащую целеуказания. Но для этого существуют специальные системы связи различных уровней как в Сухопутных войсках, в ВВС, так и в ВМС вероятного противника, реализующие принципы «сетецентричности».

3. Использование в качестве информационно-разведывательной системы.

Приписываемые иногда в СМИ спутниковой сети "СтарЛинк" способности выступать в роли космической сети РЛС (радиолокационных станций), не выдерживают, с точки зрения техники и физики, самой элементарной критики.

РЛС обнаружения целей работают на гораздо более низких частотах L- и S-диапазонов (то есть 1-2 ГГц), а не в Кu- и Ка-диапазонах "СтарЛинк" (11-30 ГГц). Более того, основным фактором, ограничивающим технические характеристики локаторов, является малая мощность принимаемого сигнала. При этом мощность принимаемого сигнала убывает как четвертая степень дальности (то есть, чтобы увеличить дальность действия локатора в 10 раз, нужно увеличить мощность передатчика в 10 000 раз). Учитывая, что радиус действия транспортируемых радиолокаторов (самолетных) как правило, до 200 километров, при максимальной разрешающей способности 10 метров, то для РЛС на орбите Земли высотой 550 км потребуются крайне высокие мощности, недостижимые для спутника весом менее 250 кг.

4. Использование для обеспечения и повышения надёжности навигации.

По имеющейся информации, ученые Тодда Хамфрис и Питер Яннуччи из Радионавигационной лаборатории Техасского университета в Остине (Todd Humphreys and Peter Iannucci of the Radionavigation Laboratory at the University of Texas at Austin) получили финансирование в размере нескольких миллионов долларов для продолжения своей работы над использованием спутников "СтарЛинк" для повышения точности геопозиционирования. Ученые утверждают, что разработали систему, которая использует спутники "СтарЛинк", совмещая традиционные сигналы GPS, для обеспечения точности определения местоположения до 10 раз лучше, чем GPS и, которая гораздо менее подвержена вражеским помехам. По их словам, проблема с GPS заключается в том, что эти сигналы чрезвычайно слабы к тому времени, когда достигают Земли, и легко подавляются случайными помехами или радиоэлектронной борьбой.

В основе идеи лежит простое обновление программного обеспечения, для модификации спутников "СтарЛинк", чтобы объединить коммуникационные возможности и существующие сигналы GPS для предоставления услуг позиционирования и навигации. Работы над этой темой продолжаются.

Пехтерев Сергей Валерьевич, к.т.н. защищался в МВТУ им. Баумана в 1990 году по теме: «Электроракетные двигатели космических аппаратов».

1988-1992 - ведущий инженер отдела 346 Анализ летных испытаний Энергия Буран НПО Энергия им. Королева

1993-2021 - работа в отрасли спутниковой связи, представитель Дойче Телеком Сателлит в СНГ, генеральный директор, владелец бизнеса.

Более 100 научных и технических публикаций по теме спутниковой связи.

Коллаж Ольги Моториной

Cообщество
«Оборонное сознание»
Cообщество
«Оборонное сознание»
1.0x