"ЗАВТРА". Погиб президент Ирана Ибрагим Раиси. Как это произошло и к каким последствиям может привести?
Станислав ТАРАСОВ, историк-востоковед, специалист по Ближнему и Среднему Востоку. Самое простое объяснение причин произошедшего, которое дают многие политологи, это месть Ирану со стороны Израиля. Но эта концепция практически ничего не объясняет.
Что происходило на самом деле? Президент Ирана возвращался с церемонии открытия плотины на Аразе. Араз — это пограничная река между двумя Азербайджанами: нынешним государством Азербайджан (бывшим российским, советским Азербайджаном) и иранским Азербайджаном. В нынешнем Азербайджане около 10 млн жителей, в иранском Азербайджане — более 30 млн. С такой точки зрения Азербайджан со столицей в Баку — это анклав.
Никогда до нынешней встречи высшие должностные лица Азербайджана и Ирана не встречались в пограничных пунктах. Как правило, встречались чиновники иного уровня, решали технические вопросы по обеспечению коммуникаций, по водоснабжению и т. д. Сейчас встретились два лидера на открытии совместного проекта, который объединяет два Азербайджана в определённой логистике.
Поэтому одна из версий произошедшей трагедии связана с теми силами, которые недовольны политикой сближения, которую осуществлял Раиси по отношению к Баку.
Также есть определённые слои, которые не одобряют сближение Ирана с Израилем. Иранисты хорошо знают, что последние годы в иранском политическом лексиконе исчезли требования упразднения/уничтожения государства Израиль. Была резкая критика в адрес сионистского режима, возглавляемого Нетаньяху, но про Израиль как государство стали говорить, что оно имеет право на существование, и даже были какие-то закулисные переговоры. В этих условиях акция устранения Раиси для Израиля ничего не давала. Тем более что ни сам Раиси, ни погибший вместе с ним министр иностранных дел Абдоллахиан не являются архитекторами внутренней и внешней политики ИРИ. Главным архитектором является, конечно, духовный лидер Али Хаменеи. Он оттеснил от власти в Иране так называемую либеральную группу, которая считала, что с Россией и Китаем не нужно спешить идти на историческое сотрудничество, а нужно использовать Запад для получения от него инвестиций.
Возможно, эта либеральная линия и продолжалась бы, но администрация Байдена допустила серьёзную ошибку, не пойдя на подписание нового соглашения по Ирану. Тем самым они нанесли удар по иранскому либеральному крылу, и на выборах победили так называемые консерваторы, которые стали реализовывать совершенно другую внешнеполитическую концепцию, результаты которой мы сейчас видим, в том числе, и в отношении к России.
Ещё один важный момент связан с сепаратистскими течениями, которые активно поддерживает британская разведка. Есть знаменитая британская формула: из 5 государств сделать 14, — которая предусматривает фрагментацию, в том числе, и Ирана.
Дальнейшие события в Иране будут зависеть от того, к какому выводу придёт правительственная комиссия по расследованию трагедии с президентским вертолётом. Если они опишут ситуацию, что это были метеоусловия, человеческий фактор, какие-то технические неисправности, то Раиси отдадут дань, назовут его именем площади, улицы, и он уйдёт в историю. Но если только иранское руководство станет придерживаться версии, что всё же был фактор внешнего воздействия, внешней силы, то это резко обострит ситуацию не только на Ближнем Востоке, но и внутри самого Ирана. Всё зависит от той позиции, какую займёт духовный лидер. Неслучайно сейчас вбрасывается версия, что Раиси якобы претендовал на пост духовного лидера (отметим, что Али Хаменеи уже 85 лет). Я в эту версию не верю. Это перенос западных технологий на иранскую почву. Но в Иране шиитская идеология, и быть родственником, зятем, сватом недостаточно, нужно быть ещё пророком при жизни, нужно обладать харизмой. Раиси не обладал этой харизмой, хотя был выдающимся техническим исполнителем решений Верховного правительства. Значит, борьба за транзит власти продолжится.
Если рассматривать трагедию как теракт, то надо сказать, что он был глубоко продуман. Такое готовится не один день. Нужна утечка информации, нужно точно знать график и прочее, и это может исходить только из недр иранской власти, из недр иранских спецслужб. Возможна и внешняя утечка со стороны Азербайджана, который готовил эту встречу. Для Алиева это тоже может быть ударом, ведь присутствием Раиси на границе Азербайджана могли воспользоваться какие-то западные спецслужбы. Алиев ведёт с ними борьбу, но когда-то, на определённом этапе, они пустили достаточно глубокие корни.
Если вертолёты садились на территории Азербайджана, то в них могли подложить взрывчатку (если это был внутренний взрыв). Если вертолёт атаковали дронами, то надо было знать, когда они вылетели, — было два вертолёта сопровождения, и, возможно, случилось так, что когда появился какой-то внешний объект, например, дрон, то конвой рассредоточился, чтобы упреждать атаки, и в этот момент они потеряли ведущий вертолёт.
Итак, если иранское руководство всё же определит, что это был заговор определённых сил внутреннего характера, то следует ожидать кадровых перемен, которые будет осуществлять вице-президент. Если же они придут к выводу, что это было воздействие внешнего фактора, то Иран может предпринять какие-то контрдействия, но для этого надо чётко идентифицировать эту внешнюю силу. Я думаю, что если это был теракт, то его уровень выдаёт почерк британской разведки.