Авторский блог Владимир Винников 00:00 9 апреля 2015

Вопрос в лоб

События в Йемене, которые грозят стать длительным конфликтом малой интенсивности, выступают мощным катализатором этих процессов, способных в перспективе ближайших 10-15 лет привести к формированию не одного, а двух мощных центров военно-политического и финансово-экономического влияния на "Большом Ближнем Востоке". При этом шиитский центр будет выступать в качестве союзника Китая и, возможно, России, а суннитский центр (влияние в котором Эр-Рияда неизбежно будет падать) — союзником США. И только тогда соперничество между ними может перейти на глобальный уровень.

"ЗАВТРА". Леонид Иванович, каковы, на ваш взгляд, истоки и возможные перспективы нынешнего конфликта в Йемене?

Леонид МЕДВЕДКО, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН. Прежде всего, обращает на себя внимание интернационализация этого конфликта, связанная с проведением Саудовской Аравией и её союзниками военной операции против повстанцев-хуситов под названием "Буря решимости". Название это очевидным образом перекликается с печально известной "Бурей в пустыне" 1991 года, которая привела к разгрому армии Саддама Хусейна в Кувейте и засвидетельствовала начало "однополярного мира" с полным параличом, а затем — и уничтожением Советского Союза.

Такая перекличка — неслучайна. Конфликт в Йемене уже сегодня приобретает не местный и не региональный, а общеисламский характер суннитско-шиитского противостояния, где поддержку йеменским хуситам оказывает не только Иран, но и ливанская "Хезболла", правительство Башара Асада в Сирии, а также все шиитские общины исламского мира.

Таким образом, консолидация части суннитских государств под эгидой Саудовской Аравии вызывает зеркальную консолидацию сил шиитов. События в Йемене, которые грозят стать длительным конфликтом малой интенсивности, выступают мощным катализатором этих процессов, способных в перспективе ближайших 10-15 лет привести к формированию не одного, а двух мощных центров военно-политического и финансово-экономического влияния на "Большом Ближнем Востоке". При этом шиитский центр будет выступать в качестве союзника Китая и, возможно, России, а суннитский центр (влияние в котором Эр-Рияда неизбежно будет падать) — союзником США. И только тогда соперничество между ними может перейти на глобальный уровень.

Думаю, подобное развитие событий — не в интересах России, которая может и должна использовать свой нынешний статус председателя БРИКС, чтобы на предстоящем саммите этой организации в Уфе способствовать её расширению как за счет шиитского Ирана, так и за счет одного из суннитских государств, подавших заявки на вступление в БРИКС: Египта или Турции.

Материал подготовил Владимир ВИННИКОВ

1.0x