Авторский блог Александр Кузнецов 12:10 21 января 2026

Вокруг Йемена

развал морской империи ОАЭ

Январь ознаменовался резким обострением ситуации в Йемене, закончившимся почти полной утратой влияния Объединённых Арабских Эмиратов в этой стратегически важной арабской стране. Одновременно с эмиратской гегемонией в зоне Баб-эль-Мандебского пролива рухнули и планы Израиля утвердиться на юге Аравийского полуострова.

Терпение Эр-Рияда лопнуло, когда в минувшем декабре сепаратисты из Южного переходного совета (ЮПС) попытались отжать последние провинции Южного Йемена, находившиеся под контролем Королевства, — Хадрамаут и Махру. Провинция Хадрамаут особенно важна для Саудовской Аравии. Здесь расположена основная часть нефтяных месторождений Йемена. Через Хадрамаут саудовцы планировали протянуть нефтепровод из КСА, чтобы избежать блокады экспорта в случае военных действий в Ормузском проливе. Одновременно в Королевстве проживает большая диаспора выходцев из Хадрамаута, включая очень состоятельных людей (семья бен Ладен). Вообще аль-хадрами известны как предприимчивые торговцы, моряки и рыбаки. Их землячества успешно действуют в странах Восточной Африки и Юго-Восточной Азии.

Реакция саудовцев на вторжение боевиков южан в Хадрамаут была предельно жёсткой. Просаудовские силы "Щит родины" в союзе с племенным ополчением Хадрамаута выбили боевиков ЮПС из ключевых пунктов. Вслед за этим ВВС Саудовской Аравии стали наносить ракетные и бомбовые удары по военным лагерям сепаратистов. Разбомбили они и дом лидера ЮПС Айдаруса аз-Зубейди в его родном городке Эд-Дали. Следующей стадией стало позорное бегство лидера ЮПС, грозившего стать президентом нового государства.

Зубейди получил вызов "на ковёр" в Эр-Рияд для "переговоров об урегулировании ситуации". Видимо, он понял, что саудиты его просто арестуют. В итоге он отплыл на шхуне в Сомалиленд (ещё одно сепаратистское образование под контролем ОАЭ), а оттуда на самолёте Ил-76 вылетел без указания пункта назначения. Приземлился он в Абу-Даби, где лидер сепаратистов давно обзавёлся недвижимостью. Вслед за этим саудовские прокси заняли столицу Южного Йемена город Аден. Сепаратисты ещё какое-то время будут контролировать провинции Лахдж и Абьян, но организованной силы они уже не представляют.

Бывшие соратники Зубейди, полевой командир бригад "Гиганты" Абу Зараа аль-Махрами и командующий Вторым военным округом генерал Фарадж аль-Бахсани объявили о роспуске ЮПС и поспешили в Эр-Рияд с изъявлениями покорности. Судьба аль-Бахсани в каком-то смысле типична для офицера-южанина. Бывший социалист и офицер армии НДРЙ получил военное образование артиллериста и ракетчика в СССР в 1975 году. У нас же закончил в 1983 году Военную академию имени Фрунзе. Участвовал на стороне южан в войне 1994 года и после поражения бежал из страны. Укрылся в Эмиратах, где работал начальником бензоколонки. Здесь, судя по всему, и стал агентом влияния ОАЭ. В 2015 году он вернулся на родину, в 2017-м был назначен губернатором Хадрамаута и командующим военным округом. Первое время пытался лавировать между интересами Саудовской Аравии и Эмиратов, но затем полностью переключился на ОАЭ.

Обозреватели ливанской газеты "Аль-Ахбар" отмечают, что ОАЭ в течение восьми новогодних дней утратили в Йемене всё, что они с таким трудом создавали восемь лет. Офицеры ОАЭ и представители эмиратских компаний уже пакуют чемоданы, готовясь к эвакуации с Сокотры. Отдельно они отмечают трусость эмиратских союзников: "Сто тысяч вооружённых до зубов боевиков из числа клиентов ОАЭ не выдержали и десяти ударов с воздуха, в то время как хуситы с 2015 года пережили 274 тысячи воздушных ударов и не утратили волю к сопротивлению". Что же заставило Эмираты так легко поступиться своими завоеваниями? Ливанские журналисты предполагают, что причиной стала тесная координация Эр-Риядом своих действий с Катаром и Султанатом Оман. В Эмиратах испугались, что другие аравийские монархии могут запросто устроить блокаду Эмиратов, как Саудовская Аравия в альянсе с ОАЭ и Египтом устроила в 2017 году блокаду Катара.

Однако поражение ОАЭ является ещё и поражением их союзника — Израиля. В 2020 году ОАЭ подписали "Соглашения Авраама", признав это государство. С тех пор общеарабская повестка потеряла для Абу-Даби всякий смысл. Стратегическое партнёрство между ОАЭ и Тель-Авивом всё больше трансформировалось в полноценный военно-политический союз. Дело в том, что ОАЭ удалось создать в регионе Африканского Рога и Красного моря своего рода "Ось сепаратистов" по аналогии с проиранской "Осью сопротивления". Туда входили ЮПС, непризнанное государство Сомалиленд, а также боевики суданского генерала Мухаммеда Хамдана Дагало (Хамидти), ведущего войну против законного правительства генерала Бурхана. Целью было создание морской империи Эмиратов и взятие под контроль основных портов и морских путей.

С точки зрения геополитики Маккиндера, ОАЭ — это классическая талассократия. Эти планы пришлись по душе Тель-Авиву. В начале января Израиль стал первым государством мира, официально признавшим Сомалиленд. Казалось бы, откуда у сионистского парнишки сомалийская грусть? Однако в этом непризнанном государстве (кстати, одном из самых бедных в мире) расположены опорные пункты ОАЭ: порт Бербера и аэропорт Босасо. Интересно, что в Бербере в 1969–1977 годах находилась база ВМФ СССР, пока сомалийский диктатор Сиад Барре заигрывал с Москвой. Были даже планы построить здесь советский космодром, ведь Бербера, расположенная рядом с экватором, является идеальным местом для запуска космических кораблей. В свою очередь, сепаратисты из ЮПС грозили в случае провозглашения независимости присоединиться к "Соглашениям Авраама", признать Израиль и начать наступление на хуситов (куда уж им, если не сумели справиться с племенным ополчением). Сейчас все эти планы пошли прахом.

Разумеется, нельзя идеализировать политику Саудовской Аравии в Йемене. Она продиктована предельно прагматичными геополитическими и экономическими интересами. Однако саудиты выступают за сохранение существующих границ суверенных (пусть и формально) государств в регионе, препятствуя тем самым погружению его в хаос и кошмар войны всех против всех. Россия имеет давние интересы в Йемене и прочные связи с этой страной. Тысячи йеменцев (из числа выпускников Академии Фрунзе и других вузов, а также их потомков) знают русский язык и всё ещё тяготеют к нашей Родине. Недавно в Сане, столице героических хуситов, открылся первый дилерский центр "АвтоВАЗа". Это очень хорошо, но неплохо было бы также открыть такой же центр в Адене. Вместе с представительствами наших строительных и технических компаний, способных внести лепту в восстановление разрушенной войной инфраструктуры этой страны.

1.0x