Леонтьев К.Н. Византизм и Славянство. Мир Константина Леонтьева глазами его современников и последователей / Сост., вступ. ст. и коммент. А.В. Репникова. М.: ЛЕНАНД, 2020. – 256 с.
Интересно, как бы выглядела бы страничка В. И. Ленина в фейсбуке или живой журнал Ф. М. Достоевского, если бы они были бы живы сейчас? О чем они писали бы, кого критиковали, к чему призывали? В социальных сетях любят на досуге порассуждать о том, кто бы из писателей и политиков прошлого мог оказаться в топе, а кто стал бы аутсайдером.
Фигура Константина Леонтьева - религиозного философа, писателя, публициста и дипломата, в этом отношении очень интересна: что и при жизни, что и после смерти он слыл большим оригиналом. Он не был традиционным автором, он был одновременно и современным и старомодным маргиналом. Он не был ни с властью, ни с оппозицией, он был парадоксалистом. Многие из его ярких геополитических прогнозов уже опровергнуты историей. Но несмотря на это, его научное наследие продолжает волновать и будоражить до сих пор думающие круги населения.
Жизнь Леонтьева полна приключений. Он начал свою карьеру в качестве писателя, но яркого литературного успеха, не смотря на то что его протежировал сам И. С. Тургенев, он так и не достиг. В 1854 году он отправился на Крымскую войну врачом, но через несколько лет вышел в отставку ради нового жизненного пути – решил стать дипломатом. И здесь его ждал ошеломляющий успех. Он стал блестящим дипломатом, покоряющим женские сердца и пишущим официальные бумаги стилем беллетриста.
В 1864 г. нанёс «оскорбление действием», ударив хлыстом французского консула Дерше, за некорректный отзыв о России. Но Службу и карьеру он бросает ради веры и уезжает жить на Афон, мечтая о монашеском постриге, но эта его мечта сбудется только незадолго до смерти. Зато именно афонский опыт помог ему оформить идеи и наблюдения в цельную работу "Византизм и славянство", ставшую основой рецензируемой книги.
В качестве второй, обширной части в издание вошла подборка рецензий современников (критиков и последователей) Леонтьева. Среди них есть как отклики на работу "Византизм и славянство", так и оценки других работ мыслителя и его мировоззрения. Свои впечатления оставили Н.Н. Страхов, М.В. Леонтьева, Л.З. Слонимский, П.И. Аристов, Ю.Н. Говоруха-Отрок, Л.П. Лобов, Л.А. Тихомиров, Н.А. Толстой, Л.А. Зандер и др. Часть текстов ранее не переиздавалась.
Соединение под одной обложкой работы "Византизм и славянство", которая уже стала классикой и мнений современников — удачный ход. Н.Н. Страхов, поначалу отмечавший, что автором "Византизма и славянства" при написании труда «руководили глубокое религиозное чувство и глубокая любовь к России», впоследствии будет отзываться о Леонтьеве крайне негативно. Н.П. Гиляров-Платонов в немого ироничной, но хвалебной рецензии отметит, что Леонтьева «всякий назовет слишком парадоксальным, многие назовут мистиком (от чего он и сам не отрекается). По нашему мнению, ни то, ни другое не может служить ему в укор». А вот автор большой статьи "Господин Леонтьев и его гадания" просто растопчет Константина Николаевича: «Леонтьев читает отходную России, Славянству и целому человечеству… сквозь закоптелые очки старческого уныния господину Леонтьеву в яркий полдень лазурное небо показалось черной овчиной. Истомилась жизненность не в России, не в Славянстве, а в старом честолюбце-неудачнике».
Настоящее открытие Леонтьева произошло в период Серебряного века. Священник И. Фудель в 1910 году поражался: «Удивительно, как точно оправдываются все предвидения К. Леонтьева относительно России и всего славянства». Критик А.А. Бурнакин в 1912 году удивлялся: «Труд К. Леонтьева "Византизм и Славянство" — это ключ ко всей русской истории, это раскрытие всего смысла русской культуры, всего нашего назначения, то вещее создание, которое принадлежит векам и оценивается историей». А вот критик А.А. Измайлов увидел в Леонтьеве ворчуна-неудачника: «Всем он был недоволен, на всё хмурился… это была полусгоревшая душа, в которой искры тлели под густейшим налетом пепла». В книге представлены три интересные статьи В.В. Розанова о Леонтьеве, но нелишне бы было еще включить отклики Н.А. Бердяева и Д.С. Мережковского, в кривых зеркалах которых православный Леонтьев вдруг стал «сатанистом». В издание можно было бы добавить статьи П.Н. Милюкова, П.Б. Струве и др., что возможно сделать во втором издании книги, или в приложении к изданию другого труда философа.
Вышедшая в свет книга снабжена обстоятельной вступительной статьей, небольшими, но информативными комментариями и краткой библиографией работ о мыслителе. Предполагается, что все эти же структурные элементы будут и в других книгах, поскольку леонтьевский сборник с № 1 на обложке открывает серию изданий общественно-политической мысли России и относится к подразделу серии с манящим названием «Геополитика». Редакторами всей серии обозначены историки А.В. Репников и Е.М. Мягкова. Хотелось бы, чтобы данная серия не закончилась с выходом первой книги и принесла бы читателю новые открытия.