Алиса Коонен в роли Комиссара: гранёное, несколько удлинённое лицо.
«Оптимистическая трагедия» (Вишневский не сразу определился с названием) бушует.
Бушует, расплескана по сценам различных городов, в последствии стран.
Оптимизм и трагедия?
Но жизнь трагична в основе своей, в корневой сущности – что не является поводом отказываться от оптимизма, в частности – связанного с корневым же переустройством мира.
…вольтова душа времени: Вишневский возглавляет журнал «Знамя», где впервые печатает повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда»…
А Трагедия продолжает бушевать.
На «Громобой» направленная женщина-комиссар попадает в недра анархистов: их власть на корабле.
Попадает, решительная и стойкая, готовая убивать, что чудовищно.
Что вписано в парадигму времени.
…многие блистательные театральные примы играли Комиссара: получившую, вернее, перехватившую всё же власть.
Но власть не нужна ей, важно достижение цели: практически любой ценой: пусть собственной жизни, что и произойдёт.
Вишневский сам жил бурно: после гимназии сбежал на фронт: Первая мировая рвала реальность; был разведчиком, узнал боль ранений, и вряд ли утешающую сладость наград.
В гражданскую воевал, политработником был
Начал публиковаться – с рассказов.
Шероховато-наждачная правда наполняла их.
«Мы из Кронштадта», из пьесы превратившаяся в кино, стала знаковым кино-символом времени.
Контрасты – противостоял Булгакову, но поддерживал деньгами ссыльного Мандельштама, какой вряд ли был близок ему, как поэт.
Октябрь 19-го, Юденич осаждает Петроград, в Кронштадте организуется отряд в помощь защитникам города.
Е. Дзиган превращает пьесу в фильм, долгое время считавшийся классическим, да и теперь оставшийся таким в анналах кино-истории.
Фильм-роман – специфическое обозначение: именно такое применимо к «Мы, русский народ» Вишневского, фильм же поставлен был В. Строевой…
Осклизлые окопы – Первая мировая.
Яков Орёл, посланный партией большевиков на один из фронтов агитировать…
Взрывы, взметаемая земля…
Страх и преодоление оного.
Вишневский прожил ярко-противоречивую жизнь: но «Оптимистическая трагедия» и сегодня воспринималась бы ярчайшей драматургией.






