Ещё семь лет назад здесь был обычный гражданский объект: международный аэропорт Басиля аль-Асада, названный в честь погибшего в автокатастрофе старшего брата Башара — сына бывшего президента Сирии Хафеза Асада.
Теперь здесь русский военный аэродром "Хмеймим", названный по имени местечка, расположенного по соседству. Аэродром передан российской стороне правительством Сирии на безвозмездной основе в бессрочное пользование.
Отсюда совершают боевые вылеты самолёты-истребители, фронтовые бомбардировщики, штурмовики, вертолёты огневой поддержки, самолёты-разведчики и "умные" беспилотники.
Приятно осознавать, что задачи по прикрытию российской авиационной группы в районе Хмеймима решают в Средиземном море ракетные крейсеры "Москва" и "Варяг", снабжённые системой С-300 "Форт". Также на соседних высотах развёрнута объединённая система ПВО, подконтрольная частично сирийским правительственным войскам. Район аэродрома патрулируют подразделения сирийской полиции, обстановку контролирует российская военная разведка — наши ЧВК.
Плюс к тому, на дальних подступах к аэродрому несёт боевое дежурство зенитно-ракетный комплекс С-400 "Триумф" (бережёного Бог бережёт!). Также в распоряжении командования базой находятся новейшие устройства радиоэлектронной борьбы — передвижные комплексы "Красуха-4". "Красуха" — лучшее средство от головной боли, а также от воздушной и космической разведки потенциального высокотехнологичного противника.
Здесь же находятся сухопутный комплекс "Бук", несколько зенитных комплексов малой дальности, прикрывающих взлётно-посадочные полосы и систему С-400. Среди этой локальной защиты выделяется грозный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь".
По словам нашего Главнокомандующего, системы ПВО будут применяться по любым целям, представляющим потенциальную угрозу для российских военнослужащих…
Снабжение войск и управление нашей группировкой в Сирийской Арабской Республике осуществляется из России и только Россией. Здесь всё наше — от продуктов питания и питьевой воды вплоть до систем охраны и диспетчерских служб.
Продукты из России доставляются не только в целях безопасности, но и для того, чтобы сократить период адаптации военнослужащих к новым условиям.
Если военные самолёты похожи на отрешённых стальных ангелов, то вертолёт — это летающий монстр, бронированный бульдог, рыщущий по неровностям земной поверхности.
Одна из задач боевых вертолётов — осуществлять прикрытие самого аэродрома и сопровождение транспортных самолётов, которые на взлётном и посадочном курсе уязвимы для ударов с земли.
Вертолёт — идеальное такси в условиях войны. Доставить кого-то или что-то в нужный квадрат, вывести кого-то из зоны боевых действий — всё это задачи вертолётчиков. Если существует необходимость патрулирования с воздуха определённых участков, то вертолёты отправляются на охоту. Командование даёт определённые координаты, и пилоты выводят машину в нужный район, где ведётся свободный поиск. В качестве целей выступают небольшие транспортные колонны боевиков или отдельные автомобили оных. То есть огонь ведётся как по живой силе, так и по легкобронированной автомобильной технике противника. По укреплённым стационарным целям работают в основном серые крылатые машины, однако там, где у оперативно-тактической авиации возможностей меньше, используют те же вертолёты. Следует понимать, что вертолётные удары пушкой или даже неуправляемыми ракетами более точны и принесут меньше разрушений, чем сброшенная с поднебесья бомба-"пятисотка"
Здесь, в "Хмеймиме", в распоряжении российских военных имеются современные отечественные вертолёты, оборудованные по последнему слову техники. Наши Ми-28 и К-52 — это настоящие летающие и стреляющие компьютеры. Мощнейший навигационный комплекс обеспечивает идеальное ориентирование на местности. Некогда подготовка лётчика к полёту требовала изучения карты местности. Теперь достаточно вбить нужные координаты и вылетать на задание.
Поскольку вертолёты летают на малых высотах и на относительно малых скоростях, то они часто являются "объектами наземного воздействия", а говоря по-простому — их постоянно обстреливают. Все вертолёты на аэродроме имеют бравый устрашающий вид, но все они со следами пуль.
Если в Афганистане большую часть территории занимают горы, то в Сирии, наоборот, — пустыня. По этой самой пустыне носятся бронированные внедорожники террористов, снабжённые крупнокалиберными или обычными ручными пулемётами. В последнее время на вооружении у них появился опасный тяжёлый противотанковый ракетный комплекс "Тоу" производства США.
Как правило, боевики используют автомобиль повышенной проходимости марки "Тойота" с установленным на крыше крупнокалиберным пулемётом. Ради маскировки они выкапывают в песке специальный окоп, куда заезжает джип. Сверху автомобиль накрывают бежевой, под цвет песка, палаткой — отчего он становится невидимым для беспилотников и самолётов-разведчиков. Тактика проста: когда вертолёт прошёл над ними, боевики снимают палатку, выезжают из своего укрытия и ждут возвращения вертолёта. Дождавшись, они бьют по нему из пулемёта и снова прячутся в укрытие. Иногда они гоняются за вертолётом по пустыне. Специально выезжают в ту сторону, где крутится вертолёт, подъезжают на расстояние выстрела ДШК и, произведя очередь, опять накрываются маскировочной тканью. К сожалению, зловредные автомобили, накрытые маскировочной сеткой, порою спокойно ездят по территории, которую занимают правительственные войска. Хотя ясно, что подобное спецоборудование должно быть под строжайшим запретом.
Любое подразделение террористов имеет свою разведку и свою систему безопасности. На подходе со всех сторон имеются точки наблюдения. Осведомители располагают мобильной связью, но могут обойтись и без неё. В качестве информатора может выступать десятилетний ребёнок, которому дают ракетницу: "Как увидишь вертолёт — пускай ракету!" Линии фронта нет, где друзья, где недруги — разобраться сложно. У боевиков есть смотровые точки, наблюдательные посты, патрульные автомобили, зенитные установки, сильная оборона и охрана.
Между прочим, гранатомётный удар по российскому госпиталю в Алеппо был возможен только благодаря корректировщику, находящемуся в непосредственной близости от места трагедии, то есть внутри режимной зоны. Первая мина упала на удалении 300 метров от палатки, следующие стали ложиться строго по госпитальным палаткам.
На территории расположения российских войск присутствует большое количество сирийских военнослужащих плюс целый штат переводчиков. Гарантировать, что никто из них не информирует боевиков — невозможно. То же касается местных жителей.
При любых вопросах гражданский человек достаёт свой паспорт и говорит: "Я — местный, вот мой дом, вот моя семья, вот мои дети…" Однако на кого он работает — сказать трудно… Поэтому российским военным предписано общаться с местными жителями лишь на отвлечённые темы. Даже с военнослужащими правительственных войск наши лётчики стараются не делиться деталями военных операций и сроками их проведения. Таковы жёсткие реалии войны в Сирии.
Конечно, сведенья, полученные при помощи нашей разведки, проверяются и уточняются у принимающей стороны. Например, для идентификации целей наше командование запрашивает сирийских военных, однако не докладывает им о том, как именно мы будем решать задачу.
Учитывая то, что вертолётчикам нужно подходить непосредственно к линии соприкосновения с противником, обстреливают вертолёты стрелковым оружием довольно-таки часто. И здесь спасают надёжность и конструктивные особенности нашей техники. В отличие от многих западных вертолётов, на наших машинах стоят дублирующие системы управления и системы навигации.
Если пробита гидравлическая система, то ручка управления выходит из строя. Чтобы сдвинуть ручку управления, требуется нагрузка в 1,5 тонны. Естественно, человек не может сдвинуть такую ручку. На русских вертолётах три (!) гидросистемы: основная, дублирующая и вспомогательная. Основная отказала, тут же включается дублирующая. Сломалась дублирующая, срабатывает вспомогательная система, которая позволяет безопасно выполнить посадку.
Ми-28 — молодой вертолёт. Лётчики про него говорят: "Несколько сырой, но весьма надёжный…" Это значит, что в условиях, когда молотят со всех сторон, он способен выполнить боевую задачу и благополучно вернуть экипаж на аэродром.
24 ноября 2015 года при выполнении боевого задания над территорией Сирии, вблизи границы с Турцией, турецкой ракетой "воздух-воздух" был сбит российский самолёт Су-24. Оба лётчика катапультировались. Подполковник Олег Пешков погиб, спускаясь на парашюте в результате обстрела с земли. Капитан Константин Мурахтин был спасён и эвакуирован на авиабазу "Хмеймим". Найти его удалось при помощи беспилотника.
На аэродроме имеются израильские аппараты-беспилотники "Серчеры" и российские "Форпосты". И визуально, и по техническим характеристикам они неотличимы — оба вида могут находиться в воздухе более 7 часов.
Российский самолёт был сбит турками на заходе солнца. Когда началась поисковая операция, было уже темно, и в район падения был отправлен беспилотник, обозревающий местность в режиме тепловизора. Беспилотник начал крутиться над предполагаемым местом приземления штурмана и обнаружил сначала 4 тёплых точки, а затем 10. Поиск продолжился. Наконец, аппарат обнаружил некую единичную точку, предположительно — капитана Мурахтина. Благо, погода была хорошая, тумана и облачности не было.
У Константина был с собой телефон, и связь работала. Из штаба позвонили: "Имеется ли возможность выйти из укрытия, пройти 10 метров вперёд и вернуться?" Он ответил: "Да, имеется…" . На мониторе точка задвигалась вперёд, а затем вернулась на своё место. Значит, это он! Тут же был приглашён переводчик и подняты силы сирийской полиции, которые находились в нужном районе. Полиции были переданы координаты. Через 15 минут с ближайшего блок-поста пошли машины. На мониторе можно было наблюдать их движение и с помощью мобильной связи корректировать маршрут: "Поезжай направо, затем ещё 20 метров, затем немного налево и стой…". Дороги в том районе не было, к тому же была ночь. Спасательный отряд полиции прибыл в нужное место, но обнаружить лётчика не удалось. "Идите и кричите "Костя", его зовут Костя!" И они шли и кричали: "Костя! Костя! Костя!" Ночь, горы, сплошная темнота. В штабе на российской базе на мониторе видно: осталось 15 метров, затем 10, затем 5… — и отдельная тепловая точка — наш лётчик — двинулась навстречу созвездию и слилась с ним. Сирийские братья подхватили Константина, ибо нога его была разбита, понесли к машинам. Так при помощи беспилотника был спасён российский лётчик.
В Сирии российские вертолётчики стали впервые совершать боевые вылеты в тёмное время суток при помощи очков ночного видения. Такого ещё не было — ни в советской, ни в российской армии… Приборы ночного виденья были, но не было вертолётов, которые были бы адаптированы к выполнению ночных заданий с очками.
На практике это выглядит так: к защитному шлему цепляется оборудование — эти самые очки, и ночью через них видно всё в зелёном цвете довольно-таки хорошо — например, провода над дорогой видны отлично.
Такая техника позволяет летать в абсолютной тьме. Подготовка лётчиков с очками ночного видения производилась в России, на испытательном полигоне в горах Кавказа. К началу сирийской эпопеи в России уже имелся соответствующий лётный контингент. В Сирию попали уже подготовленные экипажи, способные летать в горах ночью.
Террористы были к этому не готовы. Они с этим никогда не сталкивались, и поэтому первое время пребывали в шоковом состоянии.
Никто из них не предполагал, что ночью могут отработать по ним не только спецназ, но и вертолёты. Вели они себя поэтому довольно нахально, свободно перемещаясь по местности в тёмное время суток.
В один прекрасный день разведка сообщила командованию о ночном сборе трёх больших группировок боевиков. Было принято решение предпринять ночную вертолётную атаку. Российские военные такого ещё никогда не делали. Лётчики три дня готовились к операции, изучали местность на 3D тренажёрах. Просматривали под разными ракурсами сложный горный рельеф, чертили схемы захода на нужные координаты и выхода с них. Модель была отработана полностью. В определённый час они получили команду выдвинуться ночью и нанести удар по сходке бандитов.
На этой площадке в горах собрались бандформирования из трёх соседних деревень. В каждой деревне царила своя вооружённая группировка. Однажды они назначили независимую точку схода, где решено было обсудить вопросы сотрудничества.
И вот ночью с аэродрома "Хмеймим" в черноту неба взмыла пара чёрных вертолётов и рванула в сторону гор.
Высота: 50-70 метров. Ночь. Если откажут очки, то ничего не видно. Экипажи двигаются по заранее проложенному маршруту, сквозь сложнейший лабиринт гор.
В какой-то момент они обогнули гору и вышли на цель. Пилоты через очки ночного виденья увидели "джихад-автомобили", людскую гущу, вооружённую толпу.
Наши вертолёты один за другим подошли на расстояние 50 метров к цели и, нанеся мощный удар, ушли через ущелье. Боевики сначала ошалели от неожиданности. Непроглядная горная тьма породила огненные вихри и ужасный яростный рокот. Когда пушка бьёт — взрывается пороховой заряд, из жерла изрыгается пламя. Летчики говорят, что такая тактика была очень эффективна первое время, пока боевики не сориентировались и не организовали серьёзное огневое воздействие по экипажам. Экипажи благополучно вернулись, но вертолёты на аэродром прилетели все дырявые…
В секретном докладе НАТО, выдержки из которого попали в прессу, говорится, что НАТО направило в Сирию гораздо больше самолётов, чем Россия, однако ВКС России показывают более высокую эффективность благодаря мастерству и выучке лётчиков, а также мощности и совершенству боевой техники. Аналитики альянса отметили, что именно российская операция заставила террористов ИГ спасаться бегством с оккупированных территорий и прекратить массовые казни пленных и жестокую "демонстрацию силы". И хотя западные политики регулярно говорят о нападениях России на силы оппозиции и многочисленных жертвах среди гражданского населения, в докладе не было ни одного упоминания о мирных жителях, пострадавших от российских авиаударов.