Подходит к концу очередной учебный год. В некоторых ВУЗах впервые выпускаются бакалавры. Перед обществом вживую предстают результаты вступления России в Болонский процесс, призванный стандартизировать образовательные системы высших учебных заведений стран Европы. В МАРХИ бакалавриат длится пять лет, поэтому студенты-архитекторы, согласно новым правилам, получат соответствующую степень лишь в следующем году.
Тем не менее, год нынешний это весьма значимый для страны и для образования рубеж. Часть бакалавров, получив дипломы, тут же пойдёт в практику. Но некоторые молодые люди останутся в стенах ВУЗа, чтобы стать магистрами. Магистратура займёт два дополнительных года обучения. Итак, считаем: одиннадцать лет школы, шесть, либо семь лет на высшее образование, в итоге человек преодолевает все ступени обучения к двадцати четырём-двадцати пяти годам. Не слишком ли это запоздалое взросление?
Истинное формирование специалиста, сопровождаемое приобретением собственного жизненного опыта, достигается только при личной практике. На реальном производстве специалист принимает самостоятельные решения. В институте, а тем более в школе человека всегда ведут за руку. Пока молодой специалист не покинет протоптанную дорогу образовательной системы, он не сможет начать набираться опыта или быть полезным государству.
Необходимо здраво оценить и взвесить статусы бакалавра и магистра, то, насколько они востребованы обществом, государством и промышленностью. На мой взгляд, бакалавр, после окончания обучения и получения некоей доли реальной производственной практики, достигает уровня прежнего выпускника-специалиста. Но тут в проверенную годами систему добавляется новый элемент — магистр. Теоретически это уровень на ступень выше бакалавра. Магистр по окончании обучения должен обладать неким набором научных и профессиональных навыков. Но что это будет означать? То, что магистр сразу направится на руководящие должности? Сомневаюсь. В итоге он становится обыкновенным конкурентом бакалавру. Но тогда зачем дополнительные два года и потраченные бюджетные деньги?
Среди своих студентов я проводила опрос, и девяносто процентов заявили, что желают получить полное образование. По всей видимости, в магистратуре на всех бюджетных мест не хватит. Готовы ли молодые люди идти на коммерческие места? Оправданы ли эти затраты?
Часть магистров получают эту степень, чтобы затем уехать за границу, где к существованию магистров уже давно привыкли и для них в государственных системах найдены определённые ниши. Но стоит ли нам отдавать бюджетные места таким специалистам, которые потом покидают Россию и приносят пользу иным государствам? Не слишком ли это расточительно?
В Японии любопытно выстроена система магистратуры. Каждый профессор набирает небольшое число магистров, порядка двух-трёх человек, после чего они участвуют в некой крупной научной программе под руководством профессора. Причём их проект чаще всего связан, говоря нашим языком, с госзаказом или с крупной задачей, решение которой финансируется правительством. В частности, профессор-архитектор, с которым у нас в МАРХИ был контакт, занимался проектом backup city, связанным с возобновлением жизнедеятельности городов после всевозможных катастроф. Он занимается этим всю жизнь, создал собственную научную школу. Данная тема чрезвычайно востребована Японией, вокруг неё профессор собирает команду магистров. Каждый имеет свою небольшую задачу, действия молодых специалистов по-настоящему продуктивны и в процессе своего обучения они, по сути, участвуют в государственном деле.
У нас магистратура пока не встроена в научный процесс, который, к сожалению, на сегодняшний день весьма призрачен. А если где-то в науке ещё теплится жизнь и существуют действующие научные школы, то насколько магистры коррелируют с ними? Планирует ли государство задействовать их при проведении крупных научных разработок? Потому что магистры, безусловно, больше связаны с чистой наукой, нежели бакалавры, и они могли бы принимать посильное участие в решении насущных проблем государства. Но пока, расценивая обстановку в МАРХИ, можно констатировать, что данный вопрос не продуман. По всей видимости, дела обстоят схоже и на уровне Министерства образования, и на уровне правительства.
Если вопрос задействования магистров не будет решён в ближайшие годы, то молодые и весьма ценные специалисты будут уезжать за границу, увозя с собой вложенные в их обучение бюджетные средства, либо выходить на рынок труда и конкурировать с бакалаврами, по сути, теряя два года, которые могли быть вложены в реальную практику.