Сообщество «Форум» 00:00 15 января 2015

Вертикаль

Двадцатого декабря в Москве завершился архитектурный фестиваль "Зодчество", который второй год подряд проходил в Гостином дворе в уменьшенном формате. Раньше "Зодчество" проводилось в Манеже, под самыми кремлёвскими стенами. В 2014 г. на десяти тысячах квадратных метров организаторы постарались представить всю архитектуру нашей огромной страны. Девизом нынешнего фестиваля стали слова "Актуальное-Идентичное".

Двадцатого декабря в Москве завершился архитектурный фестиваль "Зодчество", который второй год подряд проходил в Гостином дворе в уменьшенном формате. Раньше "Зодчество" проводилось в Манеже, под самыми кремлёвскими стенами. В 2014 г. на десяти тысячах квадратных метров организаторы постарались представить всю архитектуру нашей огромной страны. Девизом нынешнего фестиваля стали слова "Актуальное-Идентичное".

Структурно фестиваль "Зодчество" был поделен на три раздела: прошлое, настоящее и будущее. Одним из множества лозунгов, а лозунгами данное мероприятие пестрело и кишело, звучал как: "Соединяя прошлое с настоящим, мы формируем будущее". В зале Гостиного двора наблюдался переизбыток красивых и ладно скроенных слов и недостаток того, ради чего само мероприятие, по идее, было организовано — по-настоящему сильной и новой архитектуры. Похоже, мы, наконец, обучились этому западному навыку, характерному для культуры постмодернизма — заполнять пустоту словами и приписками.

Лучшим разделом фестиваля оказалось "Прошлое". Заранее догадавшись об этом, организаторы расположили его в центре выставочного зала. Там можно было взглянуть на работы Леонидова, Мельникова, Николаева. Как и ожидалось, среди всей остальной пестроты и мишуры, пытающейся хоть как-то выделиться, эти архитекторы были единственными по-настоящему современными и по-хорошему молодыми. Контраст с нынешним днём и его отсутствием ясности и целостности замысла был очевидным. Также прошлое выгодно выделялось наличием продуманных идей не только в форме и объёмах зданий, но и в общей эстетике, подчинённой функциональности.

Номинанты на "Хрустального Дедала" (российская национальная премия в области архитектуры) расположились скромно — почти у стен Гостиного двора. Основной тематикой их проектов в ушедшем году стали жилые дома, большей частью индивидуального проектирования, а также мною было замечено несколько многоэтажных элитных особняков. Но среди всего этого яркими звёздочками блистала пара ярких проектов детских садов. Но в целом было заметно отсутствие того размаха, который, как мне кажется, должен всегда присутствовать в архитектуре столь огромной страны, как Россия.

Выразительно и смело выглядели лишь сочинские вокзалы, которые были спроектированы санкт-петербургской студией "44" под руководством Никиты Явейна. В целом все проекты этой студии демонстрируют поиск новых, интересных и лаконичных архитектурных решений. На "Зодчестве" выставлялся уже награждённый "Хрустальным Дедалом" проект школы танцев Эйфмана в Санкт-Петербурге. Это здание в будущем может стать методическим примером современного сооружения, элегантно вписанного в историческую среду. На мой взгляд, по состоянию на 2014 год этот проект достоин ещё одного "Хрустального Дедала".

Московская архитектура была характерна ставшей ей свойственной в последние годы гламурностью. В этом подразделе не было ничего нового и по-настоящему цепляющего. При этом нельзя не отметить тот факт, что талантливых архитекторов у нас немало, как немало и талантливых студентов архитектурных ВУЗов. Но почему тогда они не имеют возможности, силами своих творческих идей, преобразить нынешнюю Москву? Может, причина в том, что в совсем ещё недавнем прошлом несколько сильных столичных проектных бюро с многолетними традициями и сложившимися рабочими коллективами вдруг подверглись масштабным реорганизациям, которыми руководили, к сожалению, отнюдь не архитекторы.

Столичный масштаб и торжественность, внутренняя сила и мощь, свойственная сталинским высоткам, Наркомтяжпрому работы Леонидова, московским станциям метро, которые уже являются наглядными примерами постоянно ускользающей и постоянно искомой идентичности российской архитектуры, отсутствовали в экспозициях московских архитекторов. Эта проблема сейчас стала столь серьёзной, что требует профессионального обсуждения.

Некоторая нерешительность и неуверенность современной российской архитектуры нашла своё отражение и в композиционном решении самого фестиваля "Зодчество". Обыкновенные планшеты были закреплены на простейших каркасах. Этот метод подачи материала никак не осваивал пространства и не справлялся с внутренним объёмом Гостиного двора. Из памяти сразу всплыло "Зодчество" образца 2010 года, когда в большом зале Манежа были установлены крупные кубы, обтянутые белой тканью, на каждом из которых представлялся тот или иной регион России. Та выставка выглядела праздничной и эстетически завершённой. Но при этом она оставалась ясной, внутри неё было легко ориентироваться. "Зодчество" 2014 явно уступает своим предшественникам в плане оформления. А для архитектурной выставки этот аспект весьма важен. Нередко само оформление составляет чуть ли не половину успеха подобного мероприятия.

1.0x