Интересные вещи можно было наблюдать на День знаний – 1 сентября! Когда высшие должностные лица государства по зову ли томящейся души, по "производственной" ли так сказать предвыборной необходимости, по другим ли, неведомым нам (лицам среднестатистическим) причинам, пошли в народ, то бишь в народные учебные учреждения. "Навстречу, так сказать, утренней заре", а говоря прозаичнее, – на встречи с молодою порослью страны, с её будущим – учениками и студентами! Случались там и всякие забавные моменты, о которых каждый, вероятно, был тогда наслышан – не буду повторяться.
А вот на что хотелось бы обратить внимание, так это на следующее. Живописуя самые различные аспекты жизни страны - от исторического ракурса до ракурсов экономики и современного воинского бытия - первые лица государства рисовали заманчивые перспективы молодым своим слушателям, подчёркивали их нужность стране, их будущую востребованность в напряжённом ритме построения правильной и по всей видимости интересной жизни общества! И, вы знаете, глядя на их весело-лукавые физиономии (ведь именно с такой свойской внешностью - не правда ли? - следует общаться с младою порослью), я, мысленно представляя себя на их месте, понимал, что место сие незавидное, то есть лично я бы не смог! Посудите сами: они в этом своём общении с молодёжью должны были разрешить задачу сродни пресловутой квадратуре круга! То есть, обрисовывая, по их словам, прекрасное будущее страны, они должны были выглядеть, образно выражаясь, капитанами, которые верной рукой ведут своё мощно плывущее по бурлящему морю судно в надёжную и хорошо известную им гавань! Капитанами, которые готовы передать в своё время штурвал управления в молодые, но не менее крепкие руки преемников! Кроме того, они должны были излучать уверенность в том, что делают, в твёрдость предвидения того самого светлого будущего, верою в которое, должны были проникнуться, слушая их, школьники и студенты.
Но, пардон, "это непроядочно и нечестно по отношению к этой девушке!", как восклицала неповторимая Маргарита Павловна Хоботова из незабвенных "Покровских ворот". А в нашем случае - по отношению и к девушкам, и к парням, и к молодой поросли в целом! Поскольку вся та радужность и благозвучие словесных переливов о положении вещей на наших широких просторах, мягко говоря, не совсем отражает то, что есть на самом деле и с чем молодой поросли придётся столкнуться совсем скоро!
Ну, скажем, не знаю, как вам, а мне бы вряд ли удалось убедительно и аргументированно объяснить им: почему в их стране насаждён культ денег и наживы, и вообще господствует троглодитский капитализм, "во всей его красе", со всеми его наглядными "прелестями"? Почему именно такое "чудо заморское" импортировано из загнивающих сфер бытия планеты и, будучи совершенно чужеродно сферам нашим, тем не менее привито на их необъятных вольных пространствах, из-за чего они как-то потускнели и поникли, скукожились и загрязнились и, чем дальше, тем больше, как бы перестают быть нашими, русскими? И, наоборот, почему то, что искони присуще русскому бытию - тяга к доброте и справедливости, мощные многовековые корни коллективизма, товарищества и взаимовыручки, - которые нёс в себе светлый советский миропорядок, вымарываются из нашей жизни, охаиваются и подвергаются обструкции?
Внятно и правдоподобно растолковать такое детям, молодым людям совсем непросто! Да, в принципе, и невозможно! Тут задача сродни той, что стоит перед учителем обществоведения (или что там теперь в школах вместо него преподают) – объяснить своим полностью ему верящим и доверяющим ученикам необъяснимую несправедливость в устроении общества, которой по определению на их взгляд быть не может и не должно! Или пусть-ка попробуют в многодетной семье родители убедительно растолковать младшим детям, что старшие будут, скажем, есть более вкусную и полезную пищу (и к тому же больше, чем они, младшие), носить более красивую и модную одежду, занимать жильё более комфортное и удобное, на том лишь основании, что они-де сильнее, в чём-то талантливее, и, вообще, им как бы нужнее. Тут, несомненно, что к любым таким "аргументам" младшие дети, испытав некий внутренний шок, отнесутся с неприятным изумлением и даже застывшим криком – неужели так может быть! Ведь в этом случае можно усомниться в здравом рассудке и вменяемости тех, кто такое устроение допустил! И как бы отреагировали сами школьники и студенты на подобного рода излияния державных мужей, пусть и умело прикрытых вуалью правдоподобия, аргументированности и даже "свойского" юмора, проведи они такую параллель (детей и родителей)? Интересно было бы это знать…
Но вот, скажем, обратятся они к батюшке, к отцу благочинному (если не ошибаюсь, то в школах теперь преподаётся и закон Божий) – поделятся с ним своим недоумением и вопросом: как такое возможно? как допустил это Бог, Который по определению есть Любовь, Милосердие и Справедливость? И благочинный ничтоже сумняшеся покатится по гладкой дорожке всегда имеющейся при нём заготовке ответа и защебечет что-то вроде: в мире, сотворённом Богом, всё имеет подоплеку справедливости, пусть не всегда, дескать, известной человекам. Бог, дескать, наличием такого положения вещей, на первый взгляд, несправедливым, подвергает каждого различным трудностям и лишениям в целях его испытания, а другого, наоборот, испытывает богатством, славой, пресыщенностью. Словом, "Пути Господни неисповедимы"!
Поздравить благочинного "соврамши", в пример булгаковского Коровьева, язык не поворачивается, но ведь получается, что так оно и есть! Поскольку, кому-кому, а святым отцам следует знать, что "Бог не является причиной всего, а лишь причиной доброго и благого" (Платон)! То есть практически никакого отношения к миру сему, залитому реками крови и морями слёз, Создатель не имеет! Этот, погрязший во грехах мир, выстроен вкривь и вкось самим же греховным выше всякого предела человеком! Вот и кричит человек этот криком отчаяния и надежды, не зная, как помочь делу, как исправить положение, зашедшее слишком далеко в непроходимые дебри? И, будучи ежедневно созерцателями множества проявлений этих отчаяния и пустой надежды, взирая на картинки несправедливого обустройства жизни, дети, как никто другой, способны про себя протестовать и негодовать, пусть и не зная конкретных виновников всего того! А это ведь ещё хуже, поскольку им, неопытным и неокрепшим в сознании и верности анализа тех или иных ситуаций, лукавый на ушко (через и-нет, его соцсети) может нашептать то, что ему, лукавому, выгодно! Вот отсюда: и болотные, и митинги в поддержку врага России Навального, и фронда молодёжи в Белоруссии, не говоря уже о кровавом месиве на Украине! В которых авангардом и самыми активными группами "борцов с режимом" выступали как раз совсем юные люди.
Способствуют такому положению вещей ещё и та вакханалия, тот разгул мерзости и пороков, которые творятся на телевидении и в интернете, на сценах некогда прославленных театров и в кинотеатрах, и которые под блеяние, дескать, главенства "свободы слова и верховенства демократии", никак не пресекаются, продолжая корёжить и разлагать души людские!..
* * *
И спросил насмешливо бес у Ангела: "Скажи, Ангел, если ты мудрый, почему вслед за мной идут толпы людей, а за тобой только несколько человек?". И ответил мудрый Ангел: "Потому что я иду в гору, а ты под гору… А подниматься всегда труднее, чем опускаться"…
Словом, мы перестали подниматься в гору (устали?) – к вершинам знаний, культуры, искусства, к Богу! Мы, соблазнённые лукавым, пошли в обратную сторону, пошли вниз – так ведь легче. Легче, во всяком случае, вначале. Но начало пройдено, и та лёгкость уже невозможна, ведь, дабы не упасть со становящегося всё более крутым спуска, приходится убыстрять шаг, потом бежать, а в самом конце все мы будем кубарем стремительно катиться в пропасть, ничего не понимая, что происходит, и ничего не будучи способными предпринять для собственного спасения! Да это, учитывая ту огромную скорость, которую набрал процесс падения (читай - деградации) и невозможно!.. Так что, вероятно, не за горами, увы, то время, когда потомки (правнуки) начнут обрастать шерстью! Ибо жизнь "по приколу", "в оттяжку", с её свинячими "радостями" и забавами, с её незамысловатыми примитивными потребностями, отсутствием мощного полюса притяжения красоты и совершенствования всего и вся (а прежде всего себя), полюса приоритета знаний и жажды постижения окружающего мира, зовётся скотством…
Природа скупа на излишества, а даёт, как на пресловутом классическом рынке (когда спрос рождает предложение) лишь то, что востребовано человеком, то, к чему он имеет тягу, и ровно столько, сколько он заказывает! Нет потребности слушать Моцарта и Чайковского – извольте получить худо развитый или неразвитый вовсе музыкальный слух! Отсутствует настоятельная необходимость созерцать живопись великих мастеров прошлого – да, ради Бога, любой каприз за соответствующую оплату, в данном случае – недостаток чувства прекрасного, недоразвитость эстетических начал! Не имеешь склонности к чтению умных книг – оставайся до конца дней своих Митрофанушкой, недалёким и малоумным субъектом! Ну, и т.д. и т.п. до полного перехода на уровень животного. Тут и произойдёт наглядное подтверждение принципа соответствия, дабы не только по факту, а и по форме он соблюдался – какое внутреннее содержание имеешь, такую форму изволь и получить!..
А и то, – ведь всё у нас возвращается на круги своя… Но очень хочется верить, что произойдёт чудо, свершится незримое, но ощутимое и действенное, вмешательство свыше, и всё как-то незаметно поправится и мы вернёмся не на круги животного существования, а на круги иные – на круги бытия света и разума, бытия социальной справедливости и благополучия, бытия советской нашей обновлённой жизни!...