Сообщество «Форум» 13:34 16 июля 2021

Отдохнуть от подвигов…

"Не из одних ли страданий соткана жизнь русского народа!?"(И. Ильин);

Как-то не так давно подумалось: "Нынешние времена – это времена этакого пестования телес, потакания их похотям! Этакая эпоха буйства плоти! Она предполагает низменное отвлечение человека на вещи недостойные, гипертрофированное сосредоточение преимущественно на предметах пустых, гадких и даже кощунственных…". Словом, пал человек дальше некуда, погряз в вещизме, осуетился до предела!

Вероятно, всё так оно и есть, всё такое имеет место быть. Но, вот вопрос: имеет место быть в силу чего? в силу каких таких обстоятельств и хитросплетений? Что должно было быть причиной и что поспособствовало этому процессу разложения и деградации? И на первый взгляд причины эти лежат как бы на поверхности, все задумывающиеся об этом и осмысливающие такие предметы люди их знают, и перечисляли их множество раз (ну, там пресловутые: выхолащивание идеологических скреп, отсутствие стимулов к росту во всех смыслах и направлениях, падение культуры и образования и проч.)! Но, сколько не перечисляй, это всё-таки скорее следствия, чем причины! А налёт недоумения не проходит – что же это, собственно, было?! Как такое могло произойти на нашем "светлом пути", в нашей "стране мечтателей, стране героев", ведь "в своих дерзаниях всегда мы правы"!

Ну, человек Запада – это ладно: он давно уже шёл к этому своему отупению и духовной деградации, поскольку давно уже сдался на милость мощного полюса притяжения гедонизма, в наше время выступающего в виде высшей стадии своего проявления – консумерства (потребительства)! И они там сами не стесняясь признаются, что образованный, духовно развитый и сведущий в высотах культуры человек, им совершенно не нужен, поскольку такому человеку не интересны ни пиво "Heineken", ни футболка "Nike" ни гамбургер из "McDonalds", – ему подавай картины Рафаэля, музыку Чайковского, произведения Чехова… то бишь, такой человек (образованный и окультуренный) не соответствует параметрам общества потребления. Словом, с ними всё ясно – они есть загнивающая ветвь на древе развития человечества, и их преобладание, их многочисленность, равно как и многочисленность тех, кто следует в фарватере их движения, не служит опровержением такой установки, а, наоборот, служит ей подтверждением, ибо, сказано, что "находить верный путь и идти по нему" – удел немногих!..

Но вот что побудило наш русский народ, скроенный из совершенно иного типа ткани, поддаться тому же губительному полюсу притяжения? Ведь писал же в своё время классик, что "…русский народ чрезвычайно самобытен и греховная западная наука, развратные формы жизни Запада совершенно не годятся для него. Влияние Запада может только испортить, разрушить кроткую, мягкую душу и прочие редкие его качества…" (М. Горький, "Заметки о мещанстве"). Неужели и вправду "испортило, разрушило"?

Вероятно, что и эта порча, и это разрушение в какой-то степени имеют место, но на мой взгляд тут ситуация сложнее, тут разноцветные мозаичные элементы сложились в такую картину неспроста! Россия, в силу своего мессианского предназначения (Третий Рим! или, если хотите, Китеж-град! а хотите, так - империя социализма, сфера света и разума!) выстрадала за свою многовековую историю столько, что философ Ильин воскликнул: "Не из одних ли страданий соткана жизнь русского народа!?". То есть жизнь подвижничества, жизнь самопожертвования, жизнь в страданиях за веру, за правду, за справедливость является естественной жизнью нашего народа! Который не столько смиренно, сколько самоотверженно изрекает: "Христос терпел, и нам велел"! Пример мученичества Сына Божьего на кресте есть основополагающим в жизни русских людей в их стремлении к созиданию небывалого ещё бытия (как его ни назови: хоть раем, хоть социализмом!), поэтому в русле русского мировосприятия "в раю (в том чаемом бытии) не может быть не распятых (т.е. тех, кто не пожертвовал всем ради него)"! Это глубоко укоренённое беспредельное сочувствие к крестным страданиям Христа, которые почти каждый русский готов переложить на свои плечи, взять на себя, выражает тем самым надежду и веру услышать Его слова: "Истинно, говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23: 43)!

Та, повторяю, глубоко укоренённая в генетике русского человека уверенность, что, пострадав за благие и праведные вещи, можно тут же обрести невообразимое сокровище в виде снискания несравнимо более высокого и достойного бытия, никуда не делась, не пропала! Она после Великой Октябрьской социалистической революции (которая клерикалами взахлёб хается, предаётся анафеме, называется "безбожной", "антихристовой" и проч.), лишь перенесла центр тяжести веры на ощутимые, зримые и, главное, осуществимые истинно Божеские вещи – всеобщее счастье и братство людей, снискание правды и справедливости, обретение прообраза Царства Небесного (пусть и называемо оно было чуть иначе) уже здесь, на земле! И когда это произошло, когда свершилась многими веками чаемая победа рабочего люда, когда в жизнь стали внедряться приоритеты труда, человеческого достоинства, науки, знаний, великого построения небывалого ещё общества равенства и справедливости, а, главное, когда всё это дало мощный импульс к формированию нового человека, скинув на свалку истории человека ветхого, церковь должна была сама преобразиться, сама сбросить с себя ветхость веков, косность и суеверия! Должна была, приняв в себя всеобщую веру и энтузиазм, стать со-творцом и помощником народу в его великом свершении! Увы, церковные чиновники не поняли значимости и величия момента, отстранились, ушли, как говорится, "в несознанку" и всю церковь потянули за собой. Не оказалось в её недрах людей, которые бы правильно поняли сущности великого замысла, масштаба грандиозных преобразований!

Но советский человек даже не обратил на это внимания, ведь вместо старой, тёмной, закоснелой веры он обрёл веру в такие небывало светлые и невообразимо чудесные вещи, в такие невиданные начинания, для осуществления которых не нужны были пастыри и поводыри! Вернее, они-то были нужны, но не такого пошиба, не облачённые в рясы, а облачённые в знания и несгибаемую веру в победу и торжество социализма, не балласт, а помощники и со-деятели! И та великая светлая цель сублимировала в советском русском человеке из его подспудной готовности пострадать великую готовность к подвигу во имя достойной высокой цели! Собственно, что представляет собой такое явление как подвиг? На мой взгляд, подвиг – это нерадение человека о собственной телесной жизни, даже пренебрежение ею в пользу идеи, то бишь вещи высочайшего достоинства, а поскольку идея охватывает, объединяет и включает в себя жизни многих людей, их чаяния и устремлённости, то и заклание собственной жизни на алтарь всеобщего блага! Такой акт может быть, как молниеносным (ратные подвиги Гастелло, Александра Матросова и др.), так и растянутым во времени (трудовые подвиги Стаханова, Паши Ангелиной и др.)! Мы увидели массовые проявления такого подвижничества повсюду, во всех сторонах советской жизни! Будь то напряжённые, подчас опасные и с риском трудовые свершения, будь то высокие светлые вершины образования и науки, будь то неповторимо прекрасные достижения культуры! Знаем мы и о суровых бессмертных подвигах бойцов РККА, участников партизанской борьбы и подполья во время гражданской и особенно Великой Отечественной войн, что и предопределило сначала становление Советской державы, а затем и рост её мощи, подтвердившийся в разгроме наголову мерзкой гадины европейского расизма в виде немецкого фашизма, этого его порождения и выкормыша!

Однако, увы, запас прочности даже в таком крепком человеческом материале, каким есть по сути своей русский народ, не может быть беспределен! И тут произошло нечто своего рода напоминающее явление усталости металла, когда от перегрузок и перенапряжения в нём происходит некий внутренний слом, он "плывёт" – теряет свою прочность! И там начинают преобладать само-разрушительные регенеративные процессы! То есть у многих людей, в их сознании, особенно, когда не видно света в конце тоннеля, начинают формироваться такие мысли, когда хочется пожалеть самих себя, окружить себя не подвигами и славой, а тихими спокойными семейными вещами, обрести вместо журавля в небе, хотя бы синицу в руках! В особенности, когда и с высоких трибун всё чаще и настойчивее звучали призывы к повышению материального благосостояния народа, как основной цели развития и существования страны! Словом, бурной горной стремнине свежей прохладной и чистой воды предпочли застойную гнилую воду болота. Т.е. ориентиры изрядно были извращены! И с философской стороны этот откат понятен, ибо невозможно, не накопив соответствующего опыта, перепрыгнуть через тёмные страсти и вожделения человека, коренящиеся в самой глубине его сущности, или там, где скрывается ещё вот тот самый ветхий человек, и позабыв о них, не изжив, не искоренив их тёмного начала, творить новый светлый мир! То есть в построении социализма, само это построение производится тем человеческим материалом, который есть в наличии под руками, а улучшать и совершенствовать сам этот строительный материал предполагается уже на пути, по дороге к светлому будущему! Но, увы, такая подгонка не всегда удаётся, однако даже и она могла бы произойти, если бы те, кто должен был это делать, сами бы в ней не нуждались…

Кажется, самое уморительное, а вместе с тем и печальное, что приходилось видеть в жизни, – это сытые, лощёные, самодовольные до самовлюблённости и самообожания лица и вообще внешний вид, т.н. "респектабельных" людей! И, кажется, делает их таковыми какая-то тупая омертвелость чувств, скучная и брезгливая гримаса лица, ленивые полу-движения рук, этакая вальяжность тела, отсутствие живого блеска глаз, выдающее окостенелость души.

Таким становится любой человек, который удаляет, вымарывает из своей жизни всё высокое, всё одухотворённое и предпочитает ему вещи низменные, вещи, удовлетворяющие исключительно телесным потребностям, их похотям! А ведь ещё апостол предупреждал: "Не превращайте потребы тела в похоти"! Иными словами, если нечто необходимое и достаточное переходит в изобилующее и чрезмерное (пресыщенное), то будь это человек, будь это общество, а беды не избежать!

Вот и в нашей советской державе с какого-то момента, в русле максимального выполнения плана по повышению материального благосостояния людей, такая беда случилась! Как-то незаметно и исподволь затёрлись все устремлённости и чаяния, давшие ей (державе) жизнь! Как-то незаметно подсели на иглу потребительской похоти, отвыкли от тягот и лишений, отгородились от тревог, переживаний, связанных с ними! А ведь ещё Лев Николаевич Толстой произнёс: "Чего бы стоила эта жизнь, если бы в ней не было страданий!". Как-то исподволь, взирая вожделенными глазами на "повапленные гробы" Запада, превратились в прорву, забыв предостережение другого классика – Василия Макаровича Шукшина: "Бедным быть не стыдно, стыдно быть дешёвым!". Одним словом, удешивились

Сам процесс такого удешевления можно было бы назвать неизбежным, поскольку, повторяю: "невозможно, не накопив соответствующего опыта, перепрыгнуть через человеческие тёмные страсти и вожделения, коренящиеся в самой глубине его сущности…". Словом, устали от подвигов, необходим отдых! Но отдых будет иметь лишь тогда полезное воздействие, когда он является активным, деятельным! Естественно, со смещением деятельности на иную, порой – противоположную! Вот это, похоже, со всеми нами теперь и происходит! Но, есть надежда, что устанем и от этого негатива, пресытимся ним. Со временем потребуется снова сменить род деятельности, и снова на противоположный, потребуется опять вернуться к забытому старому! Вот тогда и развернётся русский человек на полную свою ширь! Вот тогда и свершит он дела молодецкие во всю свою силушку! Такое время обязано наступить! Вопрос лишь – когда?..

1.0x