В России и в других государствах отметили 79-ю годовщину победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1945 года. В том же далёком году спустя неполные четыре месяца (2 сентября 1945 года) была поставлена окончательная точка и во всей Второй мировой войне.
Несмотря на то что вроде бы всё уже сказано и написано о Второй мировой войне и о роли в ней Советского Союза, целесообразно ещё раз взглянуть на войну и на нашу страну в той войне, выбрав для этого несколько нестандартный угол зрения. А именно сравнить Вторую мировую войну с Первой мировой для оценки того, насколько эти войны оказались похожими или, наоборот, непохожими для нашей страны (которая сначала называлась Российской империей, потом – РСФСР, а еще позднее – СССР).
Внешнее сходство двух мировых войн заключается в том, что в обоих случаях ядром противоборствующих сторон были примерно одни и те же государства: Германия против Британии, Франции и России. В обеих войнах Германия и ее союзники оказались побежденными. Среди победителей в обеих войнах были Британия и Франция. А вот Россия была победительницей лишь во Второй мировой войне. А в списке победителей Первой мировой войны ее нет. Об этом подробнее я скажу ниже.
Для России обе войны схожи с точки зрения того, что в обоих случаях она внесла основной вклад в победу над противником (Германией и ее союзниками). Об этом свидетельствуют многочисленные статистические данные. В Первой мировой войне число мобилизованных на военную службу составило 15 миллионов человек. А вот данные по количеству мобилизованных в странах-союзницах России по блоку Антанта (млн чел.): Британия – 7,4; Франция – 9,0. У России под ружье было поставлено почти столько же, сколько у Франции и Англии, вместе взятых. В отличие от Франции и Британии, где большая часть мобилизованных была лишь резервом, не участвующим непосредственно в боевых операциях, большая часть мобилизованных в России оказывалась в окопах на передовой.
Потери стран Антанты и их союзников (всего 30 государств) в виде убитых составили 2.790,4 тыс. человек, в том числе в России – 1.500 тыс.; Франции – 870 тыс., Англии – 205 тыс. Таким образом, на Россию приходится 54% всех убитых из 30 стран, воевавших на стороне Антанты, и 58% общего числа убитых всех трех членов Антанты. Доля России в общем числе раненых и окончательно выбывших из строя составила более половины всех таких потерь на стороне Антанты и ее союзников (784,2 тыс. из 1526,5 тыс.). По показателю числа взятых в плен и без вести пропавших Россия также имеет потери, существенно превышающие половину (3.084,2 тыс. из 5.719,4 тыс.).
Итак, победа над Германией и Тройственным союзом была достигнута, прежде всего, ценой крови русского солдата. Победа была достигнута, но, еще раз повторю, что России в списке победителей парадоксальным образом не оказалось.
Во Второй мировой войне вклад России (Советского Союза) в победу над фашистской Германией и ее союзниками был еще более весомым. Вот количество мобилизованных на военную службу в годы войны (млн человек): Россия (СССР) – 34;48; Франция – 6,00; Англия – 5,90. Главные европейские союзники по антифашистскому блоку мобилизовали на войну в 2,9 раза меньше мужчин, чем Советский Союз. Если отнести число мобилизованных к общей численности населения, то цифры по трем странам будут следующие (%): Россия (СССР) –17,5; Франция – 14,5; Англия – 12,4. Как видим, у нас был самый высокий относительный уровень мобилизации.
Как и в годы Первой мировой войны, в 1941-45 гг. большая часть мобилизованных в России (СССР) оказывались в окопах на передовой. Поэтому прямые потери военнослужащих у нас были несравненно выше, чем у ближайших союзников по антифашистскому блоку. Число убитых и пропавших без вести пропавших военнослужащих Советского Союза, по разным оценкам, составило от 8,67 до 10,92 млн человек. От четвери до трети всех мобилизованных. А вот потери у наших европейских союзников (млн человек): Англия – 0,29; Франция – 0,25. Примерно в 20 раз меньше, чем потери Советского Союза!
Еще более контрастная картина по потерям гражданского населения (млн человек): СССР – 17,93; Англия — 0,09; Франция – 0,41. Потери СССР больше, чем суммарные потери Англии и Франции почти в 90 раз!
Наконец, приведу показатель суммарных людских потерь – военнослужащих и гражданского населения (млн человек): СССР – 26,0; Англия – 0,38; Франция – 0,66. Наши потери больше англо-французских в 25 раз!
Картину людских затрат на войну и людских потерь можно дополнить цифрами по экономическим потерям стран антифашистского блока. За годы войны на советской территории было разрушено 1710 городов и посёлков городского типа и более 70 000 сёл и деревень, 32 000 промышленных предприятий, разгромлено 98 000 колхозов, 1876 совхозов. Государственная комиссия установила, что материальный ущерб составил около 30 % национального богатства Советского Союза, а в районах, подвергшихся оккупации, — около двух третей. В целом материальные потери Советского Союза оцениваются суммой около 2,6 трлн рублей (Великая Отечественная война Советского Союза 1941–45 // статья из Большой советской энциклопедии). Для сравнения: национальное богатство Великобритании уменьшилось лишь на 0,8 %, Франции — на 1,5 %. Уже не приходится говорить о значительном росте национального богатства США, которые выступали в войне на стороне антифашистского блока.
В свое время я делал собственные оценки экономических издержек главных стран, участвовавших во Второй мировой войне. Вот оценки прямых бюджетных военных расходов главных участников Второй мировой войны (млрд долл.): СССР – 357; Англия – 120; Франция – 15; Германия – 272 (отмечу: здесь и ниже оценки в долларах 1938 года). А вот оценки прямого ущерба в виде разрушений, уничтожений и хищений имущества (млрд долл.): СССР – 128; Англия – 6,8; Франция – 21,5; Германия – 48. Суммарные прямые экономические потери (бюджетные военные расходы плюс утрата имущества) составили (млрд долл.): СССР – 485; Англия – 126,8; Франция – 36,5; Германия – 320. Как видим, суммарные прямые экономические потери Советского Союза оказались почти в три раза выше, чем у Англии и Франции, вместе взятых.
С учетом приведенных цифр, можно сказать, что основная нагрузка Второй мировой войны легла именно на нашу страну. Если про Первую мировую войну можно сказать, что наш вклад в победу над Германией и ее союзниками был основным, то про Вторую мировую войну следует сказать, что наш вклад был решающим! До 1944 года (когда, наконец, союзниками был открыт второй фронт) Советский Союз воевал против Германии и ее союзников чуть ли не в одиночку.
Теперь о результатах и последствиях для России Первой и Второй мировых войн. Еще раз подчеркну, что мы не вошли в список победителей Первой мировой. Скорее, мы оказались в одной компании с Германией и ее союзницами. Т. е. в списке побежденных. Еще в 1916 году многие считали, что Россия будет победительницей. Она неожиданно для многих сумела нарастить производство оружия и снарядов, начала побеждать на фронте (достаточно вспомнить брусиловский прорыв 1916 года). Ожидали, что в 1917 году будет установлен флаг Российской империи над Константинополем. Но дальше начались какие-то странности. Волнения в тылу, потом февральская революция, потом октябрьский переворот 1917 года. Полное разложение российской армии. Потом сепаратные переговоры большевиков с немцами, которые в марте 1918 года закончились брестским «похабным» миром.
Обращу внимание на такой показатель, как национальное богатство Российской империи. Цифры приводятся в млрд марок на две даты: 1914 год и 1919 год. У Англии за этот период времени национальное богатство уменьшилось с 325 до 275 (млрд марок), у Франции – с 260 до 180. У стран Тройственного союза показатели уменьшились (млрд марок): у Германии – с 375 до 250; у Австро-Венгрии – со 170 до 100; у Италии – со 100 до 80. А вот у России национальное богатство в 1914 году оценивалось в 250 млрд марок, а в 1919 году – в 100 млрд марок. Получается, что у России из всех воюющих стран по обе стороны фронта произошло самое большое сокращение национального богатства – в 2,5 раза. У Англии сокращение составило менее 1,2 раза; у Франции – в 1,4 раза; у Германии – в 1,5 раза; у Австро-Венгрии – в 1,7 раза. А у России – в два с половиной раза. В переводе на более понятный, житейский язык это означает, что Россия пребывала в полной разрухе.
Следует обратить внимание, что для победителей в Первой мировой войне ключевым вопросом были репарации, которые они желали получить от Германии и других побежденных стран. Раньше победители требовали контрибуций, что-то наподобие дани. Теперь это стали называть «репарациями» – платежами, необходимыми для восстановления экономики и компенсации потерь победителя. На Парижской конференции в 1919 году Германии насчитали сумму репараций, равную 269 миллиардам золотых марок. Это примерно эквивалентно 100 тыс. тонн золота. Для справки отмечу, что накануне Первой мировой войны в официальных резервах центральных банков и казначейств всех стран мира драгоценного металла было на порядок меньше. Главными получателями репарационной дани были определены две страны – Англия и Франция. Третьего члена Антанты – России – в списке запланированных получателей не было.
А вот что было определено по части репараций по итогам Второй мировой войны. Во-первых, общая сумма репараций, возложенных победителями на Германию, была очень скромной – всего 20 млрд долларов. (примерно на порядок меньше того, что требовала Антанта на Парижской мирной конференции). Франция и Англия хотели в 1945 году гораздо большего, но их желания охладил Сталин. Во-вторых, половина всех репараций причиталось Советскому Союзу. Опять-таки СССР мог требовать большей доли (учитывая реальный вклад в победу), однако Сталин не стал слишком обижать союзников по антифашистскому блоку.
Опять вернёмся к Первой мировой. От побеждённых к победителям, согласно решениям Парижской мирной конференции 1919 г., перешли территории общей площадью 5.719,2 тыс. кв. км. Основным бенефициаром такого территориального передела стала Англия – она получила 53,6% территорий. На втором месте оказалась Франция с долей в 16,1%. Подсуетилась также Польша, получив 6,5% территориального «пирога». На остальные страны, примкнувшие к Антанте, в общей сложности пришлось 23,8% территориальных приобретений.
А вот России ничего не досталось. Мало того что она пребывала в разрухе и гражданской войне, она еще лишилась значительной части своих территорий. Правда, это было решением не Парижской мирной конференции, а «похабного» мира, достигнутого в Бресте в марте 1918 года. Сошлюсь на такой редкий источник, как статистический сборник «Россия в мировой войне 1914-1918 года (в цифрах)» (Центральное статистическое управление. Отдел военной статистики. М. 1925). Согласно сборнику, у России Германия оттяпала 842 тыс. кв. км, что составило 15,4% территории европейской части страны. Приводится список тех стран, которые поживились за счет России (тыс. кв. км; в скобках – доля от площади европейской части России, %): Польша – 246 (4,5); Финляндия – 390 (7,2); Эстония – 43 (0,8); Латвия – 65 (1,2); Литва – 52 (0,8); Румыния – 46 (0,8). Последняя из названных стран просто захватила кусок российской территории без всяких переговоров. Хотя Брестский «похабный» мир прекратил действовать уже в ноябре 1918 года, когда в Первой мировой войне была поставлена окончательная точка (и далее начались переговоры стран-победительниц о заключении мирного договора на Парижской конференции 1919 года), советскому государству не удалось вернуть отданные Германии земли. И оно даже продолжало терять территории (например, в ходе советско-польской войны 1920 года).
В ходе Второй мировой войны Советскому Союза удалось вернуть существенную часть территорий, которые она потеряла в конце Первой мировой войны и первые послевоенные годы. Территориальный прирост СССР за 1939-1945 годы достиг почти семисот тысяч квадратных километров, из которых 280 тысяч квадратных километров отошли к РСФСР, примерно по 100 тысяч квадратных километров получили УССР и БССР, на остальных территориях образовались Латвийская, Литовская, Молдавская и Эстонская ССР. В результате разгрома в 1945 году Японии наша страна получила Южный Сахалин, утраченный после русско-японской войны 1904-1905 гг., и Курильские острова. Кроме этих «военных трофеев» к РСФСР в 1944 году была присоединена Тувинская народная республика – 168,6 тыс. квадратных километров, с населением в 130 тысяч человек. Численность населения на территориях, которые вошли в состав Советского Союза, на середину 1940-х годов оценивается в 23 миллиона человек.
Никаких территориальных приобретений у западных союзников СССР по итогам Второй мировой войны не было. Для Англии, Франции и других европейских стран вопрос стоял уже по-другому: как бы удержать те территории, которыми они располагали накануне войны. Речь идет не о европейских территориях, а о заморских владениях. Вторая мировая война создала предпосылки для распада колониальных владений. И такой распад начался. Первый его этап (1945 – середина 1950-х гг.) характеризуется тем, что в первое послевоенное десятилетие независимыми стали крупнейшие английские колонии Индия, Индонезия, Цейлон, Бирма, подмандатные территории Франции – Сирия и Ливан. В ходе восьмилетней войны (1945 – 1954 гг.) независимости добился Вьетнам. Революции социалистического характера победили в Северной Корее и Китае. Всего за этот период появилось 15 суверенных государств, в которых проживало подавляющее большинство населения бывших колониальных владений. А далее последовал второй этап (середина 1950-х – середина 1970-х гг.), за ним – третий (1975 – 1990-е гг.). В результате «великого освобождения» в мире появилось около 100 новых независимых государств. Всего после Второй мировой войны от колониальной зависимости освободилось более 2 млрд. человек. С тем, что в распаде колониальной системы решающую роль сыграл СССР, победивший во Второй мировой войне, соглашаются как российские, так и зарубежные историки.
Главным политическим итогом Второй мировой войны стало то, что позиции Великобритании и Франции, несмотря на то что они вошли в состав главных победителей, были значительно ослаблены. Главными державами в мире стали СССР и США. Советская Россия, возникшая на обломках Российской империи, конечно, таким политическим влиянием в мире не обладала. Западные страны серией своих военных интервенций стремились окончательно добить нашу страну. Да и экономически Россия после Первой мировой войны утратила те позиции, которые имела в 1914 году.
Сравнение двух мировых войн с точки зрения оценки места и роли России в этих войнах имеет большое значение для современной России. Сегодня нас втягивают в разные вооружённые конфликты, за которыми в любой момент может начаться большая, или мировая, война. К ней надо быть готовым. А для такой готовности нам следует хорошо усвоить уроки обеих мировых войн. Нам ни в коем случае не нужны новые «похабные» миры типа Брестского. Нам нужна Победа, подобная той, годовщину который мы отмечаем 9 мая.
Публикация: Фонд стратегической культуры