Авторский блог Марина Алексинская 10:00 13 января 2023

Новогодний проект Александры Дурсеневой

вечер в Community

Спектакль «Новогоднее Кабаре: Шах и Мат» состоится 19 января в московском клубе Community, он станет продолжением клубной программы «Кабаре» (Kabarett), в рамках которой состоялся спектакль «Чемоданчик Дроссельмейера». Состоялся в преддверии Нового 2023 года, виновник торжества - солистка Большого театра Александра Дурсенева (меццо-сопрано), артистка неуёмных творческих исканий, опытов, экспериментов. Больше десяти лет я знакома с Александрой Дурсеневой, при этом не успеваю следить за каскадом её выступлений: сольные концерты на сцене Дома музыки или Большого зала Московской, гастроли в театрах Милана, Лондона и Сиднея… не перестаю удивляться решимости на проекты академические и рискованные.

Спектакль «Чемоданчик Дроссельмейера» - проект рискованный; в системе координат московской творческой жизни – и вовсе неординарный, пропустить такой, тем более в ожидании Новогоднего чуда, оказалось выше моих сил: уж слишком много художественных ассоциаций возникает при одном слове – кабаре, искусстве, покорившем мир в «Прекрасную эпоху». Прежде всего, память упрямо возвращает, конечно, к музыкальной мелодраме всех времен и народов от режиссера Боба Фосса с фееричными Лайзой Минелли и Джоэлом Греем в главных ролях, в основе которой – полуавтобиографический роман Кристофера Ишервуда «Прощай, Берлин». Вынесенный урок: поразительно всё-таки, как жанр определяет стилистику: кабаре – жизнь как на канате. Малейший шаг в сторону, и… - крах! падение в безвкусицу, в пошлость, что, по слову Николая Гоголя, страшнее смертного греха.

Итак, «Чемоданчик Дроссельмейера».

Представьте себе библиотечный зал в форме полукруга с высокими, под пять метров потолками, с полками книг из классики, новинок литературы с дарственными подписями, художественных альбомов, рядом – уютные диваны и кресла, обтянутые синим велюром, редкие скульптуры под античность; приглушенный свет, и вы – в цокольном этаже клуба Community, небезызвестном в среде московских интеллектуалов и художественной богемы. Этот зал и стал в вечер 29 декабря пространством-декорацией для кабаретного спектакля Александры Дурсеневой, решающего, в том числе, и просветительскую задачу, знакомит немногочисленную публику (зал рассчитан на двадцать-тридцать мест) с Куртом Вайлем, не самым известным у нас в России композитором. Хотя… кто как не Курт Вайль был не вчуже советской идеологии, искренне разделял социалистические взгляды, состоял в группе представителей искусства с левыми взглядами Novembergruppe, в творческом союзе с поэтом и драматургом Бертольдом Брехтом создал шедевры «Трёхгрошовую оперу», зонг-оперу «Расцвет и падение города Махагони» (зонг – обозначение музыкальных номеров в театре Брехта, исполнялись в виде интермедии или авторского комментария). А дальше… как из рога изобилия: кантаты, симфонии, мюзиклы для Бродвея, его увлекало всё. Курт Вайль, можно сказать, композитор с острым чувством истории и своего в истории места. В его годы, а это двадцатые-сороковые ХХ века, «искусство питалось соками социальных революционных идей, и без политической позиции не жилось даже самому посредственному художнику».

«Чемоданчик Дроссельмейера», собственно говоря, и есть рассказ о творчестве Курта Вайля сквозь призму прекрасных и мучительных отношений с возлюбленной, музой, женой – актрисой Лотте Ленья. О жизни, которую приход нацистов к власти в Германии разделил на две части: тридцать пять лет прошли в родной Германии, пятнадцать – в США. И здесь композитор снискал признание, его хотели слушать, ему щедро платили, но… не хотели видеть. Эмигранту, еврею-социалисту отказывали в приеме в Американскую академию искусств и литературы.

Сложной жизни.

И – лёгкой музыки.

Зонги, шансоны на немецком, французском и английских языках от Курта Вайля – из либретто музыкального спектакля «Чемоданчик Дроссельмейер». И открывает его – ярко, броско – Александра Дурсенева. Звучат хиты:

«Сурабайя Джонни» (Surabaya Johnny) из немецкой музыкальной комедии с гангстерским сюжетом «Счастливый конец» (Happy end) о жизни в гангстерской Америке,

«И ничего общего с морем

Ты много сказал, Джони…»

французский шансон «Я не люблю тебя» (Je ne t’aime pas)

«Убери руку, я не люблю тебя.

Как ты бы этого ни хотел, ты только друг…»

Мечта романтика «Юколи» (Youkali), пусть о несуществующей, но такой дивной, сказочной стране:

«Youkali – это страна наших желаний.

Youkali – это счастье, это наслаждение.

Youkali – это земля, где нас покидают все тревоги…»

… Всего десять песен. Простых по форме, интимных по интонации, узнаваемых по переживаниям, над которыми время не властно. Томление девушки по разделенной любви, обида на коварного друга, страсть вырваться из нищеты, разочарование от беспросветной тусклой обыденности, живость к приключением и жажда счастья – стихия кабаретного спектакля, сама душа музыки Курта Вайля.

На импровизированной сцене Александра Дурсенева не одна. Атмосферу салонной жизни, тронутой изломами декаданса, помогает воссоздавать команда. Нервный, тонко чувствующий музыку Курта Вайля солист театра «Геликон-опера» Василий Ефимов (тенор), Александр Танненберг, артист почти забытое амплуа - конферансье, мэтр Communyti Синиша Лазаревич (дебют на сцене) привнес особый шарм, и… - специально созданный для спектакля виртуозный «Курт Вайль оркестр» (Kurt Weill Orchestra) в составе: Артем Руденко (скрипка), Андрей Березин (виолончель), Александр Павлов (контрабас), Евгений Варавко (кларнет), Сергей Осокин (аккордеон), Мария Черникова (фортепиано). В такой компании, да в предновогодний вечер, мне было интересно всё. Манок на новое представление, на «Новогодний экспресс. Москва Berlin» в режиссуре Владислава Колпакова (Большой театр) - желание услышать в исполнении Александры Дурсеневой суперхит «Девушка под фонарем», больше известный как «Лили Марлен» и ставший с подачи Марлен Дитрих шлягером для Армии, воюющей с нацистской Германией.

«Перед казармами, перед большими воротами
Стоит фонарь и все еще будет стоять.
Давай, свидимся там опять,
Будем стоять у фонаря,
Как когда-то Лили Марлен.
Как когда-то Лили Марлен».

1.0x