Знакомые всем слова «Лес – наше богатство» – сегодня звучат двусмысленно на фоне лесовозов, днём и ночью увозящих наш лес. Не пора ли вернуться к прямому смыслу этих слов, к тому, что ЛЕС должен быть, действительно, НАШИМ богатством, богатством страны и народа, а не отдельно взятой кучки алчных людей?!
Если срочно не будут приняты меры по пересмотру норм лесопользования, если не будет восстановлена традиционная культура ведения лесного хозяйства, мы полностью потеряем наши уникальные, настоящие русские леса.
Времени, может быть, меньше, чем мы думаем.
Лес, которым так щедро одарил Бог нашу страну, – действительно, народное достояние, уникальный возобновляющийся ресурс, источник кислорода и разнообразных форм жизни, – это всем ясно, как дважды два. Всегда в нашей стране традиционно грамотно относились к выращиванию, сохранению и использованию лесов.
Мы помним время, когда были лесники и лесотехнические участки. Производилась огромная работа по уходу за лесом: осветление, санитарные рубки, расчистка от завалов, бурелома, сухостоя... Местным жителям выделялись делянки, лесник контролировал заготовление древесины, деревья предварительно помечались. Делянка должна была оставаться чистой и убранной. За уборку сухостоя лесничество платило населению деньги.
Но на что сейчас похож наш лес?!
Десятки тысяч кубометров брёвен ежегодно вывозятся из лесов, прилегающих к нашим поселениям. Вывоз древесины идёт круглогодично. И в дождь, и в грязь. Большегрузы в 30-50 тонн полностью разбивают дорогу. Возле наших деревень были асфальтовые площадки, съезды к фермам. Сегодня везде на них склады древесины. Ямочный ремонт дорог недолго держится. Земли сельхозназначения, прилегающие к поселениям и лесу разбиты колеями глубиной до метра. Склад леса в тысячи кубометров арендаторы устроили на бывшем тракторном стане в п. Талица, прямо на границе с кладбищем. Дорога из леса в Талицы разбита. Население было возмущено, и тогда, выше посёлка, арендаторы засыпали речку Талку брёвнами. Раньше в реке брали чистую воду даже для питья. То, что происходит сейчас, просто недоступно здравому пониманию.
Невероятно, но после обращения в соответствующие органы Ивановской области, мы получали ответы, что «всё согласовано». Особенно умилил ответ из Комитета по охране лесов 2024 года за подписью Яковлева. Чёрным по белому там написано, что в нашем районе Дорки – Махлово – Костяево за 2023-2024 гг. никаких работ по заготовке древесины не проводится и браконьерских рубок тоже не обнаружено (письма можем предоставить). А в районе этого несчастного Махлова и по сей день не прекращается вывоз древесины. Объёмы зашкаливают. Даже удивительно – сколько же там было леса?!
И всё это происходит с такой поспешностью и небрежностью, словно воруют. Оно так и есть. Воруют у своего народа, у себя же, у своих детей, которые могут уже не увидеть, как выглядит благородный, настоящий, красивый русский лес с его живым миром, птицами, ягодниками и грибами.
И теперь основной вопрос, но который пока ниоткуда нет никакого вразумительного ответа.
Мыслимо ли выделять под СПЛОШНЫЕ РУБКИ площади, размером с «Бельгию, Голландию и Нидерланды вместе взятые»? Это же элементарное экологическое преступление! Эти места уже никогда не будут лесом – всё погибнет, зарастёт низшей формой – кустарником, «хмызняком», как здесь говорят.
Какие СПЕЦИАЛИСТЫ занимаются этим вопросом? Откуда берутся эти нормы? Ведь любой студент биофака знает, что есть понятие БИОГЕОЦЕНОЗА – единства живого в природе. Погибают и птицы, и звери, они лишаются среды обитания. Звери, приходят на свои обжитые места, попросту – возвращаются домой, а леса уже нет. И на этом открытом пространстве они становятся лёгкой добычей охотников. Сплошные рубки – это, вообще, крайняя мера необходимости. В прямом смысле слова это означает – пилить сук, на котором сидишь.
Основное для арендующих леса – ПРИБЫЛЬ. Получение прибыли, как основа такого «без-умного» современного лесопользования, закреплена в Лесном Кодексе, принятом в 1990-ые годы. И арендатор, уже по определению, видит не ЛЕС, а ДРЕВЕСИНУ, объёмы, кубометры и всякие способы уменьшения своих расходов.
А если бы было по-другому, то за эти 20 лет аренды наших лесов на этих пустых пространствах уже бы росли полноценные молодые деревья. Но для этого надо было бы ежегодно на месте рубок готовить землю, высаживать саженцы и затем ухаживать за посадками. Лесники этим и занимались, арендаторы себе этого позволить не могут. Аренды осталось ещё 30 лет, но останутся ли леса…
Дело в том, что у этой медали есть ещё одна сторона. Непонятно, КТО и какими средствами осуществляет уход за остальным лесом в данной ситуации? Чтобы понять войну, мало смотреть на карту боевых действий, надо и в окопе посидеть. Если мониторить лес из космоса и по отчётам на бумаге, то ничего реального вы не увидите. Надо войти в лес. Из космоса кажется всё зелёным и голубым, а на самом деле в лес сейчас просто уже страшно войти. Захламлён, загущен. Щётка самосевки тянется вверх, не имея ни земли, ни света. Сухостой, короед и болезни обеспечены.
ЛЕС НИКОМУ НЕ НУЖЕН! Когда ребёнок никому не нужен, он грязный, неухоженный и больной. Такой сейчас и лес. Вот две его ипостаси: либо пустые пространства, либо непролазные трущобы.
За селом Жарки вдоль реки год назад какой-то «помощник» арендаторов навалял кучу леса, торопился, побросал, как попало и верхушки, и ветви. Приехал лесничий из Юрьевца, хороший человек и специалист. Сказал, что это из Дорков нахулиганили. Всё это так по сей день брошенное и лежит. На прощанье он тогда нам сказал с болью: «Что ж люди-то не пишут?..»
Хорошая, добрая организация «Рослесинфорг» на конкурсной основе подбирает участки, всем желающим взять их в аренду. У них «чётко отлажена методология выполнения работ и согласования документов…» Всё хорошо, всё хорошо!
Если мы сейчас не остановимся и ПОЛНОСТЬЮ не пересмотрим лесную политику, – лесов у нас не будет быстрее, чем мы думаем.
Несмотря на СВО и прочие проблемы вопрос надо решать НЕМЕДЛЕННО.
Остановить аренду до полного пересмотра её положений.
Нужен новый Лесной закон, новый Кодекс, где получение прибыли не будет основополагающим пунктом.
Ограниченную ответственность пора заменить ПОЛНОЙ. Полную ответственность надо нести за содеянное.
Необходимо возрождать лесничества, лесников с нормальной зарплатой, лесотехнические участки, все мероприятия по уходу за лесом. Восстановить контроль за состоянием лесов не по отчётам, а реальный.
Необходимо срочно организовывать местные заказники и заповедные территории, парки для сохранения флоры и фауны.
Всем, кто будет заниматься заготовкой леса в определённой местности, выставлять у дороги щит с данными: кто арендует, размер участка, объём заготовок, сроки исполнения и сроки восстановления.
Арендаторы должны сами выращивать лес на пустых участках, ежегодно высаживая саженцы. За 25 лет вырастает молодой лес. Выпиливайте! И вновь сажайте! Это будет настоящая аренда и честный труд.
А пока один арендатор сменяет другого на конкурсной основе – и «Решма-Лес», и Ивановские, и некто Фероян, и вот теперь новая появилась – Садовская А.А….
Полиция в Ивановской области вскрыла в Пучежском районе схему незаконной вырубки лесов. В состав группы входили и должностные лица Центра по охране лесов, специалисты по лесам. Идёт следствие. Очень хочется надеяться, что понесут они заслуженное наказание.
И очень хочется надеяться, что мы сохраним свои леса.
Валентина Николаевна Евсина и жители сёл, деревень, посёлков Юрьевецкого района Ивановской области
двойной клик - редактировать изображение