Авторский блог Фёдор Шиманский 00:25 26 апреля 2023

В водовороте Болоньи

чиновники от образования так и не вырвались из "заколдованного круга"

Вот уже год как продолжаются разговоры о том, что нужно избавиться от "Болоньи" в системе высшего образования. Разговоры ведутся на высшем уровне, но ничегошеньки не меняется. И все предлагаемые реформы пока не выходили за пределы, очерченные Болонским процессом.

Можно было бы уже отчаяться, но вдруг, 19 апреля, пришла примечательная новость. Глава Минобрнауки Валерий Фальков, выступая в Московском государственном университете, представил новое видение высшего образования.

Предложенная Фальковым новая модель высшего образования выглядит так:

- Базовое (основное) высшее образование — аналог бакалавриата или специалитета (4-6 лет);

- Специализированное высшее образование — магистратура (1-2 года), ординатура, ассистентура-стажировка;

- Аспирантура.

Для получения специализированного образования нужно иметь базовое образование. А для поступления в аспирантуру — базовое (но не менее 5 лет) или специализированное.

Некоторые сразу же назвали это большим новшеством и расценили как долгожданный отход от "Болоньи". Но так ли это? Можно ли наконец радоваться? — Как бы не так.

Предлагаемую Фальковым систему называют "трёхступенчатой". И это странно. Ведь три ступени/цикла образования — как раз требование Болонского процесса. А мы от такой схемы, вроде бы, уже отказались. Или нет? Почему аспирантура вообще присутствует в схеме, если она не ступень образования, а система подготовки кадров высокой квалификации? Кажется, в Минобрнауки вместо решения реальной проблемы — упадка аспирантуры как таковой вследствие вписывания её в высшее образование по требованию Болонского процесса — просто вновь ходят по кругу.

К тому же, как можно видеть, схема не совсем трёхступенчатая: ведь после базового образования (ступень 1) можно идти в магистратуру (ступень 2), а можно сразу пойти в аспирантуру (ступень 3).

И это отнюдь никакое не нововведение. Это всё тот же пресловутый Болонский процесс. В Болонской декларации (1999), напомним, второе требование было сформулировано так:

"Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах — достепенного и послестепенного. (...) Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах". Ранее, в Сорбоннской декларации (1998), об этом же было написано чуточку иначе, но понятнее:

"Имеющие полное высшее образование могут выбирать между магистратурой и более продолжительной докторантурой".

Видно, что изначально в Болонском процессе магистратура задумывалась "недоаспирантурой". Предполагалась возможность выбора между короткой магистратурой и длинной аспирантурой.

Так что Фальков вместо отказа от "Болоньи" опять предлагает "Болонью", то есть чиновники от образования так и не вырвались из "заколдованного круга".

Самой большой загадкой является отнесение ординатуры к магистратуре. Что это? Попытка принизить ординатуру? Намёк на то, что магистратуру сделают практико-ориентированной?! Или чиновники просто не знали, куда это всё приткнуть? Пока непонятно. Но если присмотреться внимательнее, то кардинальных отличий предлагаемой новой модели от ныне существующей не обнаружится.

Ну что ж, 4 года "базового" образования — это прекрасная идея. Но у нас и сейчас есть бакалавриат. Проблема с которым только в том, что он, увы, не работает — у людей нет к нему доверия, и он стал не законченным высшим образованием, а "проходной" ступенью к магистру. Изменится ли это с введением новой модели? Судя по всему, нет. Ведь четырёхлетняя "база" так же не даёт возможности поступать в аспирантуру, как и нынешний бакалавриат (см. выше). И можно предположить, что и в новой модели 4 года будут лишь неким заделом для магистратуры.

С другой стороны, удивительная образовательная траектория с 6 годами "базового" образования и 2 годами магистратуры в сумме даёт 8 лет учёбы. А вместе с аспирантурой она вообще уходит куда-то в бесконечность. Век живи — век учись?

Болонский процесс был призван решить проблему неоправданного удлинения срока обучения в вузе. Парадоксально, но в России он её создал. А теперешние попытки "выйти" из Болонского процесса грозят её углублением. К тому же, чем больше времени люди тратят на образование, тем меньше у них времени на размножение (вот тебе и одна из причин демографического кризиса). Это факт. Если предлагаемая реформа заставит молодых людей сидеть в институте по 8-11 лет, то её можно назвать прямо убийственной. В России и так проблемы с рождаемостью, не надо их усугублять...

В конце концов, Болонский процесс не сводится только к ступеням образования. Введение двух/трёх ступеней было лишь одним из его требований. И в России их начали вводить за десять лет до Болонской декларации. Поэтому разговор об уходе от "Болоньи" не должен сводиться исключительно к ступеням. Болонский процесс включал много требований и направлений. И в России, к сожалению, было проведено много реформ. Но хотелось бы услышать от Минобрнауки во главе с Фальковым ответ на вопрос: а что будет с результатами тех, что уже провели?

Что будет с европриложением к диплому, которое ещё 15 лет назад должны были начать выдавать всем бесплатно, а в итоге выдают только некоторым и за приличные деньги? Что будет с системой зачётных единиц и модульным обучением, которые неизвестно зачем были нужны? И что будет с обеспечением качества образования, когда у нас самая сложная и непонятная система оценки качества образования, которая только плодит макулатуру и затем проверяет бумажную реальность?

Это не праздное любопытство, потому что без ответов на эти вопросы мы будем не уходить от "Болоньи", а водить вокруг неё хороводы. Чем чиновники Минобрнауки уже год успешно занимаются.

1.0x