После долгожданного объявления о прекращении Болонского процесса для России началось бурное обсуждение дальнейшего пути нашего высшего образования. Ведётся оно на самых разных площадках, включая госдуму. Но предлагаемые варианты оставляют желать лучшего.
Дело в том, что при обсуждении весь Болонский процесс сводят к двухуровневой структуре образования — пресловутым бакалаврам и магистрам. Но ведь сам процесс намного шире и глубже! В России были также введены система измерения трудоёмкости в зачётных единицах (кредитах) и европейское приложение к диплому. Но об этом говорят мало, упоминая только, что нормально всё это так и не заработало. А про оценку качества и третий цикл вообще молчат.
Да и сами два уровня образования, хотя и являются требованием Болонского процесса, существовали до него. Даже в России бакалавров начали готовить… ещё в 1989 году — почти за десять лет до Болонской декларации! И уже в 1996 году бакалавры вместе с магистрами окончательно прописались в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Поэтому чиновники сейчас и заявляют, что отказ от Болонского процесса не подразумевает отмены двухуровневого образования. А вместо отмены реформ они предлагают начать выстраивать некую новую и уникальную систему образования.
Но, судя по описанию, «новая система» — что-то очень старое и совсем не «уникальное».
Например, реформаторы предлагают увеличить количество программ и обучающихся по специалитету в ущерб бакалавриату. И это можно только приветствовать. Однако, ничего особенного в этом нет.
Хотя некоторые выставляют ситуацию с сохранением специалитета в России после появления бакалавров и магистров, как удивительную аномалию, и даже умудряются называть её какой-то «гибридной системой», это вполне нормальная ситуация. Ведь такие «гибриды» есть в подавляющем большинстве стран Болонского процесса. Потому что даже еврочиновникам понятно, что врача и архитектора за 3-4 года обучения не подготовишь. А о национальных чиновниках и говорить нечего.
Россия же как раз и удивительна тем, что она свои «интегрированные/длинные программы» (специалитет) сократила по максимуму.
Характерно, что наши чиновники не говорят, насколько они хотят расширить специалитет. Но даже если прямо сейчас количество студентов на специалитете увеличить в два раза, то это всё равно будет в духе Болонского процесса! А те же Германия, Чехия, Норвегия, и в особенности — Швеция и Италия с Ватиканом вообще чихать хотели на этот «дух». Чем Россия хуже?
Специалитет можно и нужно было расширять раньше. Но в первую очередь, без сомнения, не нужно было и сокращать так радикально.
Другим нововведением называют смягчение требований к срокам обучения. Например, в России наконец-то появятся одногодичные магистратуры.
Но ведь это как раз таки по Болонье! Студент должен обучаться 3-4 года на первом цикле и 1-2 — на втором. То есть в общей сложности — 5 лет. А вот Российская модель с её 6 годами обучения— как раз аномалия, противоречащая духу Болонского процесса. (И появилась она, кстати скажу, за 4 года до его начала.)
И это ещё называют «выходом» из Болонского процесса?! Хотя это больше похоже на «вход»!
Также реформаторы считают, что нужно закабалить бакалавров, оставив им возможность поступать в магистратуру только по близким их образованию направлениям. Предполагается, что это улучшит качество подготовки.
Однако, это предложение уже вызвало волну негодования среди студентов. И для него есть все основания.
Дело в том, что в России сейчас напрочь отсутствует профориентация в школах. Средний выпускник школы не только не представляет, кем он хочет работать, но и на какое направление ему поступать в вуз. Осознание приходит где-то на втором курсе. И многие понимают, что они совершенно не туда попали. Что им в таком случае делать? Идти в магистратуру.
Магистратура в настоящее время позволяет студенту выправить своё положение и получить квалификацию по действительно интересующему его направлению. То есть, магистратура стала чем-то вроде курсов профессиональной переподготовки, но более солидной и в то же время бюджетной.
Чиновники же предлагают лишить бакалавров этой возможности, одновременно рассказывая про заботу о них и их «гибких образовательных траекториях». Противоречие на противоречии.
Зато, отняв магистратуру у бакалавров, они собираются наделить специалистов правом поступать в магистратуру на бюджет! Получается, что бакалавров лишают последней «плюшки», а специалист «забирает всё».
Но зачем в таком случае вообще нужен бакалавриат?! Кто будет туда поступать? Судя по комментариям главы Минобра, это будут иностранцы.
Но это всё предложения чиновников. В народе же популярен другой вариант реформы — возвращение советской системы образования. И он является более предпочтительным. Но не из-за того, что «советское образование было лучшим в мире», как утверждают некоторые. А просто потому, что оно было лучше, чем то, что имеем сейчас. Потому что советская система хотя бы работала. А вот заставить пост-болонскую российскую систему высшего образования работать очень сложно. И никакое перераспределение программ здесь не поможет.
-
Виктор
2 августа 2022 в 14:03Хохлачев
Дело в том, что болонская система делает недочеловека-функцию, - лот на рынке труда. Самозатачивающаяся советская система воспитывала Человека Творца - Бога. Российской власти живой Бог не нужен, достаточно картонного. Поэтому не важно, какая система, правители здесь всегда будут делать себе человека-скота, только чтобы вверх не смотрел ...
-
Олег
2 августа 2022 в 20:56Невещий
Хохлачев. Живой Бог - это Живой Бог.
А человек - это человек.
Бог - это Творец. А человек - Его тварь,творение.
Но у картонного мозга нет даже простейшей логики.
Живого человека создал Творец - Живой Бог.
Тварь не может своим быть Творцом.
Беда с носителями картонного мозга.
-
Виктор
3 августа 2022 в 00:04Хохлачев
Первоисточник, гражданин "Невещий" (или как вас там?), читать нужно внимательно, а не мракобесов слушать...
Тот, кого сделал пальцем ваш "творец" действительно не бог – грязь в яме уподобленной вашему миру...
Да и сам ваш "творец", слепой бог слепых, который "пришел в вечерний час, прогуливаясь посреди рая" – самозванец. Это же он спросил: "Адам, где ты?".
«Тот же ответил и сказал: "Я зашел под фиговое дерево". И тотчас Бог (на слух!) узнал, что он съел с древа, про которое он заповедовал: "Не ешь с него". И сказал ему: "Кто тот, который научил тебя?" Адам же ответил: "Женщина (т. е. мысль), которую ты дал мне". И женщина сказала: "Змей, он научил меня". И он (ваш бог) проклял змея и назвал его дьяволом. И сказал: "Вот Адам стал, как один (правильный перевод - "единственный из нас", то есть – умнее, поскольку змей открыл глаза его разума; «может ли бес отверзать очи слепым?») из нас (мн. ч.! потому, что речь о разбойниках – правителях несправедливого порядка), знающий зло и добро". Затем сказал: "Давайте прогоним его из рая, чтобы не взял он с древа жизни и не стал жить вечно"».
Далее автор протографа (I- II вв. н. э.) задаётся вопросом: Какой же он, этот бог? Во-первых, он позавидовал Адаму и не захотел, чтобы он съел с древа познания (т. е. прозрел), и, во-вторых, он сказал: "Адам, где ты?" Бог же не имел предвидения, т.е. сначала он не знал этого. И после этого он сказал: "Давайте прогоним его из этого места, чтобы не съел он с древа жизни и не стал жить вечно". Если же он показал себя злым завистником, то что же это за Бог? Ибо велика слепота тех, которые взывают к нему и не познали его. И он сказал: "Я - Бог ревнитель; и я передам грехи отцов на сыновей до третьего и четвертого поколения". И он сказал: "Я сделаю, чтобы их сердце огрубело и их ум ослеп, чтобы они не смогли ни мыслить, ни постигать то, что говорится".
Вам не кажется, что это тот бог который вас «сделал» в августе 1991 г.?
А между тем, – это именно так. Почитайте, у меня полно статей на эту тему…
-
Виктор
3 августа 2022 в 10:11Хонин
"Забавная библия", Виктор?
-
Виктор
3 августа 2022 в 12:37Хохлачев
Неа. Это раннехристианский нарратив, то есть протографы имеющие общий ключ понимания мысли. Туда входит и бо́льшая часть книг Библии... Я только цитирую, в этом самом ключе... А "Забавная библия", - это в "церкви"... "Поэтому он (в данном случае я) смеется над их непониманием и знает, что они слепорожденные".
-
Виктор
3 августа 2022 в 15:52Хонин
А я думал, что Вы цитируете " Бытие" "И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты".\Быт. 3:9\. и т. д.
-
Виктор
3 августа 2022 в 15:58Хонин
Да. А "Забавная библия" у Лео Таксиль. Вы что, ее н читали?
-
Виктор
3 августа 2022 в 18:27Хохлачев
Об этом не только у Моисея, в"Бытии", упоминается... Там кстати, первой строкой: "В начале сотворил Бог небо и землю". А у иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Поэтому Иисус говорит: ". Смешон был Моисей, верный раб, получивший имя друга (божьего). Ложное свидетельство было сделано о нем, так как он вовек не знал меня - ни он, ни те, кто (были) до него. От Адама до Моисея и Иоанна Крестителя никто из них не знал ни меня, ни братьев моих".
А "Забавную библию", нет, не читал. Нет там ничего забавного. Всё забавное здесь и сейчас происходит...
-
Иван
2 августа 2022 в 14:31Мокшанин
Да, нужно вернуться к советской системе специалитета. И оставить возможность получения второго высшего образования для специалистов. И нужно принимать конкретные образовательные стандарты, причем единые по всей стране для той или иной специальности. Иначе, кто в лес, а кто по дрова (я имею в виду в плане их наполняемости).
Да и преподаватели, прежде чем учить студентов, сами должны раз в 5 лет сдавать экзамен на соответствие профилю читаемых дисциплин, где должны оценивать их знания по читаемым курсам (причем комбинированно, часть в виде тестов, а часть в виде ответов на вопросы билета). Иначе у нас беда с преподавателями, которые сами плохо знают читаемые им курсы.
-
Виктор
2 августа 2022 в 19:34Хохлачев
Что касается преподавателей, то их уже задрали бесконечными (большей частью платными) "повышениями" квалификации. Доходит до абсурда - те, кто преподают в системе повышения квалификации "проходят" оные курсы сами у себя...
Гонка за собственным хвостом...
Качество преподавания при этом может быть как высочайшим, так и вредительским. Зависит от нравственных качеств конкретного человека, а не от толщины его портфолио...