Авторский блог Проект Время-вперёд 00:04 18 мая 2022

В России запущен самый крупный цех. Это чудо техники

В посёлке Белокаменка Мурманской области запущен самый большой в стране производственный цех высотой около 100 метров. В свою очередь он является частью ещё более грандиозного проекта, аналогов которому в мире просто не существует. Зачем в России строят бетонный флот, и куда он поплывёт, а также о других позитивных новостях недели расскажем в сегодняшнем выпуске.

Завод заводов

Самый большой цех в России с габаритами: 93 м – в высоту, 280 м – в ширину и 345 м – в длину заработал в Мурманской области. Режим работы цеха – круглосуточный, в дневную смену здесь будут заняты 5 тысяч человек. Сам он является частью Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений проекта «Арктик СПГ-2», где трудится 15 тысяч человек, которые возводят, пожалуй, самый интересный завод в современной России. Завод, который будет выпускать другие заводы.

Как вы знаете, Россия поставляет природный газ в другие страны по трубам. Но чтобы самим не зависеть от труб, которые зачастую проходят по территориям враждебных государств, газ можно перевозить и по морю в специальных танкерах в любую точку мира. Для этого его нужно сначала перевести в жидкое состояние с помощью высокого давления и охлаждения. В результате объём газа уменьшается в 600 раз, и транспортировать его становится выгодно. Для сжижения необходимы специальные заводы, которые часто строятся прямо на месте добычи газа. Вот такие заводы и собираются из огромных блоков в посёлке Белокаменка Мурманской области, а конкретно – в новом самом большом в стране цехе. Но это только часть процесса, ведь затем эти собранные модули грузятся на исполинские бетонные суда, которые производятся здесь же.

Зачем они понадобились – расскажем после сводки новостей.

Время новостей

Успешно завершены стендовые испытания первого опытного двигателя ПД-8 для самолётов Суперджет-100 и Бе-200.

Заложены скоростной катер специального назначения и два пассажирских катамарана на подводных крыльях.

КАМАЗ начал поставку первых мусоровозов на шасси КАМАЗ-Компас.

«Великолукский опытный машиностроительный завод запустил линию по сборке шторных полуприцепов.

Ленинградский механический завод запустил производство гидроцилиндров для дорожной техники.

В Можайске открыт завод «DoorHan – Горячее цинкование» производительностью до 40 000 тонн продукции в год.

На шахте «Усковская» запустили лаву с запасами 2,5 млн тонн угля.

В Северной Осетии – завод по обработке камня.

В Хабаровском крае – крупный свинокомплекс.

В Тверской области построен речной порт для приёма круизных судов.

В Перми начало работу наземное метро.

Бетонный флот

Заводы СПГ имеет смысл строить прямо на месте добычи газа, но иногда это обходится слишком дорого. Например, в русской Арктике достаточно богатых месторождений, но тянуть к ним коммуникации и долбить вечную мерзлоту для возведения заводов нецелесообразно. Поэтому родилась идея монтировать сам завод на палубу судна, которое можно подогнать к берегу и подключить к месторождению. А после окончания работ перевести такой плавучий остров на новое место. В случае с нашими объёмами добычи подобное судно должно быть очень крупным, и сегодня таких просто никто не производит. Вот почему в Мурманской области решили делать их самостоятельно, причём не из металла, а из железобетона.

Хотя для многих это звучит дико, но суда из бетона научили делать ещё в 19 веке. Они прекрасно держатся на воде, не подвержены коррозии, прочны и, главное, не требуют большого количества металла. Однако при этом неповоротливы и имеют слишком большую осадку, поэтому годятся лишь для очень ограниченного круга задач. Наши инженеры посчитали, что бетонное судно – это идеальная платформа для размещения на ней завода СПГ. Сверху на неё монтируется сам завод, а внутри платформы размещается хранилище газа. Производство таких платформ и было налажено в Мурманской области, для чего там был построен гигантский сухой док. В доке сооружается платформа, на неё устанавливается завод, затем док заполняется водой, вся платформа всплывает и с помощью буксиров доставляется на месторождение. Получается компактно и экономично. Но при этом есть и сложности.

Изначально планировалось создание трёх плавучих заводов. Первый уже, фактически, построен и по плану уже в этом году будет доставлен из Мурманска в акваторию Обской губы. Но судьба двух следующих заводов пока под вопросом. Проблема в том, что оборудование для них поставлялось иностранными компаниями, а после 24 февраля с этим возникли объективные сложности. У России есть своя технология сжижения природного газа, которая эксплуатируется в проекте «Ямал-СПГ», но она пока что требует доработки, и дело это небыстрое.

Впрочем, нет худа без добра. Дело в том, что ещё до ввода в строй новых плавучих заводов России все объёмы их продукции были законтрактованы покупателями на несколько лет вперёд. На 80% это были покупатели из стран Азии. Если запуск двух из трёх заводов откладывается, это повышает спрос на российский трубопроводный газ со стороны этих же покупателей, а мы получаем время для доработки собственных технологий сжижения.

Технологии же, как показывает практика, – дело наживное. А вот запасы газа, нефти и других ресурсов у страны либо есть, либо нет. У нас их предостаточно, поэтому все сегодняшние проблемы нужно воспринимать как временные. В любом случае, мы уже научились строить эти исполинские плавучие платформы, и такой опыт точно не пропадёт даром.

Теперь о других новостях отечественной науки и техники.

Сделали сами!

В «Объединённой двигателестроительной корпорации» разработали первую российскую энергетическую установку ГТА-8 для арктических платформ. Агрегат устойчив к экстремальным условиям: соленой воде, штормам и отрицательным температурам. Первые установки будут осуществлять энергоснабжение арктической ледостойкой платформы «Каменномысское-море» у берегов Ямала. Всего платформа получит четыре агрегата ГТА-8, суммарная мощность электростанции составит 32 МВт. Ранее для этих целей в Россию поставлялось импортное оборудование.

Инженеры московского научно-производственного предприятия «Спецкабель» создали сверхтонкий и сверхлегкий оптический кабель. Разработка открывает новые возможности перед космонавтикой, авиастроением и робототехникой, где наряду с оптическими характеристиками очень важны ограничения по массе и габаритам изделий. В настоящее время проводятся испытания образцов, серийный выпуск запланирован на 2023 год.

В МГУ создали отечественную навигационную оптическую систему, которая помогает нейрохирургам во время операций на мозге. По функционалу она не уступает зарубежным аналогам, а стоит 3 раза дешевле. Уже начато ее серийное производство концерном «Алмаз-Антей».

Тем временем учёные Южно-Уральского государственного университета получили математическую модель глаз насекомых, которую можно использовать для создания прототипа устройства на основе технологии компьютерного зрения. Модель является первой и единственной в мире, описывает плоскостное бинокулярное зрение сложного глаза, при этом делает возможным измерение расстояния и азимута до окружающих объектов. По словам разработчиков, видеосенсоры, похожие на глаза насекомых, представляют собой многообещающую альтернативу цифровым камерам. Они не имеют движущихся частей и не требуют какого-либо управления, в будущем на их основе могут быть созданы полностью автономные дроны.

Теперь о героях.

Время Человека

В Липецкой области из-за короткого замыкания загорелся частный дом. По счастливой случайности в это время двое работников электросетей Павел Насибян и Алексей Битюнев возвращались с обеденного перерыва и заметили дым. Бросившись на помощь, они обнаружили хозяйку, которая сказала, что в доме остался её 4-летний внук. Алексей сразу же вошёл внутрь, но не мог ничего разглядеть из-за плотного дыма. Вернулся на улицу и уточнив комнату, где, скорее всего, находился ребёнок, снова бросился в огонь. С трудом он обнаружил закрытую дверь, выбил её и увидел державшегося за кроватку мальчика, который тихо плакал. Взял его на руки и, прижав к себе, выбежал на улицу.

Мужчины передали ребёнка и принялись заливать огонь водой, но вскоре приехали пожарные и приступили к работе. Благодаря быстрым и смелым действиям Алексея Битюнева, мальчик не пострадал. Решается вопрос о награждении героя.

Источник

1.0x