В Москве началось строительство фабрики по выпуску аккумуляторов для электромобилей «Атом», электробусов, речной и другой техники. Это уже второй подобный проект в нашей стране, а значит, мы приближаемся к замыканию производственной цепочки – от добычи лития до выпуска тяговых батарей и их дальнейшей переработки. Зачем нам всё это понадобилось, а также о новой истории спасения расскажем в сегодняшнем выпуске после краткой сводки позитивных новостей.
Время новостей
Очередная партия бомбардировщиков Су-34, танков Т-90М и систем дистанционного минирования «Земледелие» – поступили в войска.
На заводе «Москвич» заработал участок по сварке автокузовов.
Под Новосибирском запустили первую очередь крупного транспортно-логистического центра.
В Калининграде – производство прицепной техники.
В Уфе – производство зерносушильных комплексов.
В Нижнем Новгороде – предприятие по производству трубопроводной арматуры.
В Вологде – производство фитингов.
В Дубне – производство электроустановочных изделий.
В Дзержинске – производство косметических средств.
В Мурманской области – фабрику по производству охлаждённого лосося.
В Московской области – молочный комплекс.
В Псковской области – роботизированную ферму.
Старт стройки
Госкорпорация «Росатом» запустила строительство завода по производству систем накопления электроэнергии в Москве. Суммарная ёмкость выпускаемых на предприятии устройств составит 4 ГВт.часа в год, поэтому объект и называют гигафабрикой. Площадь производства – 160 тыс. кв. метров, оно будет оснащено современным технологическим оборудованием, обеспечивающим полный цикл производства аккумуляторов – от литий-ионной ячейки до последующей сборки тяговых батарей и стационарных систем накопления электроэнергии. Уровень автоматизации производства достигнет 90%. Большинство процессов будет выполняться на роботизированных линиях общей протяжённостью 2,5 км. И даже несмотря на такой высокий уровень автоматизации, предприятие создаст 900 новых рабочих мест.
Строящийся московский завод можно было бы назвать крупнейшим в стране, если бы не аналогичная фабрика, которую «Росатом» начал возводить в Калининградской области год назад. Её мощность также составит 4 ГВт.часа в год, и на ней будет создано как минимум 900 рабочих мест и ещё 600 – в смежных отраслях. Ничего подобного в России никогда не строили, раньше существовало лишь мелкосерийное производство на импортном сырье. Теперь же возводятся сразу две фабрики полного цикла, где будут выполняться все операции – от процесса смешения компонентов катодных и анодных масс до выходного контроля готовой продукции.
Мощность двух фабрик на первом этапе позволит обеспечить аккумуляторами 100 тысяч единиц электротранспорта в год и в дальнейшем может быть увеличена в 3,5 раза. Пока что в нашей стране столько электромобилей не выпускается. Для кого же всё это строится?
Сердце Атома
Калининградский «Автотор» планирует в следующем году начать выпуск собственных компактных электромобилей и довести выпуск до 50 тыс. единиц в год. Также предприятие начинает продвигать услугу по переделке автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в электромобили.
Вторым крупным потребителем станет завод «Москвич». Уже подписан контракт на поставку 150 000 тяговых аккумуляторных батарей для нужд этой марки. А это, между прочим, серьёзный шаг в локализации, так как тяговая батарея составляет треть от стоимости электромобиля.
Третьим ключевым потребителем станет электромобиль «Атом», который, как стало известно недавно, будут выпускать здесь же – на мощностях «Москвича». Проект этот реализуется совместно «Росатомом» и «Камазом», в данный момент испытываются шасси, а первая партия должна быть выпущена в 2024 году. Мы сами ознакомились с прототипом, поговорили с его создателями и не сомневаемся, что проект «Атом» будет реализован, о чём подробнее расскажем вам в одном из следующих выпусков. Предварительно известно, что электромобиль с запасом хода в 500 км сможет разогнаться до 100 км/ч за 7 секунд и будет иметь систему помощи водителю. Продажи начнутся в 2025 году, а объём выпуска в перспективе достигнет 100 тыс. экземпляров в год.
Таким образом, у новых фабрик уже есть три крупных покупателя, но также заключены контракты на поставку батарей для электробусов, электросудов, трамвайных вагонов. Не нужно забывать, что литий-ионные аккумуляторы также востребованы для комплектации спецтехники, сельскохозяйственных машин, и, конечно же, беспилотников. Вместе с этим продукция гигафабрик найдёт применения в составе гибридных мобильных и стационарных электростанций, которые дадут энергию отдалённым посёлкам на территории нашей большой страны. В этом свете заявленная первоначальная мощность в 100 тыс. аккумуляторов в год уже не выглядит избыточной, скорее наоборот.
Теперь разберём, зачем нам всё это понадобилось.
Полный цикл
На наших глазах в России происходит формирование новой отрасли с освоением полного производственного цикла – от добычи сырья до выпуска готовых изделий. Мы уже немало рассказывали о проектах по добыче лития в нашей стране, а недавно стало известно, что к разработке готовится ещё одно месторождение – в Эрзинском районе Республики Тыва. Но аккумуляторы – это не только литий, а также и графит, кобальт и другие металлы. Создавая внутренний спрос на них, мы стимулируем геологоразведку, добычу и переработку внутри страны. Поэтому вся эта история не только про электромобили, но и про микроэлектронику, которая также является потребителем редкоземельных элементов. Напомним, что летом Китай в ответ на ограничения поставок чипов со стороны США ограничил экспорт галлия, германия и их химических соединений, которые необходимы для производства этих самых чипов. В России же готовятся к открытию несколько крупных комбинатов по добыче не только лития, но и других важных элементов – расскажем вам об этом вскоре.
Замыкание цикла предполагает конечную переработку отработанных элементов. Работа в этом направлении тоже ведётся, первые предприятия по переработке лития появятся через два года. Таким образом, мы получим полную литиевую цепочку, что станет серьёзнейшим достижением России.
Что же касается перспектив электротранспорта, то рано или поздно батареи для него станут в разы более ёмкими, долговечными и дешёвыми. И нам важно подойти к этому моменту с собственными ресурсами, производствами и технологиями. Процесс становления отрасли мы вам и описали в данном выпуске. Уверены, всё получится!
Далее о герое.
Время Человека
5 октября в Бугульме местный житель Рустам Сафин вышел во двор и увидел, что на соседнем участке горит дом. Из окна на него смотрела напуганная пенсионерка, которая из-за шока не могла двинуться с места. К тому моменту огонь уже охватил крышу дома и входную дверь, бежать ей было некуда. Рустам без раздумий перелез через забор, попросил соседа принести лестницу, поднялся, выбил ногой раму и вытащил женщину, которая уже задыхалась.
Пострадавшую отвели от горящего дома и передали в руки подъехавшим медикам. Вскоре был потушен и сам пожар.
Рустам Сафин является сотрудником полиции, по воле случая спасти соседку ему довелось в свой профессиональный праздник— день образования службы уголовного розыска. Желаем ему крепкого здоровья и благодарим за подвиг!