Поиски возможных и достижимых форм манящего и привлекательного варианта будущего – «глобальный мир для всех» актуальны. Они упираются в необходимость моделирования и создания устойчивой, самоподдерживающейся общественной сферы, где базовые мотивы доминирования и власти всех индивидов будут подавляться. Однако, ограничив всех индивидов, необходимо сохранить механизмы развития общества. Парадокс. В истории человечества было несколько периодов, когда можно говорить об условном равенстве, чему способствовали:
▪️ материальный фактор – общий дефицит ресурсов, доступных для потребления (равенство в бедности);
▪️ технологический фактор – низкое разнообразие доступных для потребления ресурсов;
▪️ социальный фактор – доминирования коллективистских форм;
▪️ духовный фактор (чаще всего, но не обязательно) – духовно-идеологическое единство.
Чем ярче были выражены указанные категории, критерии равенства, тем проще было поддерживать черты коммунистического общества, в изначальном понимании. Мезолитическое общество, живущее охотой и собирательством, хорошо подходило под данные критерии, не просто так появилось выражение, что «коммунизм – это мезолит с ракетами». Несколько лет назад в частной беседе, Николай Ютанов обмолвился, что является автором этого образа, который пошёл в народ.
Попытки построения общества «справедливости» были характерны для античных философов, зачастую с апелляцией к «золотому веку», для ранних христианских общин и др. По мере развития и усложнения общественной сферы, было всё труднее формировать подобные модели, в первую очередь из-за материальных различий. В работах утопических социалистов XVII-XIX вв. (Джерард Уинстэнли, Жан Мелье, Этьенн-Габриэль Морелли, Гракх Бабёф и др.) предпринимались попытки решить проблему за счёт введения абстрактного условия «общества относительного изобилия» (ресурсов больше потребностей) и распределения по способностям.
В рамках моделей утопического социализма материальный фактор планировалось выравнивать за счёт социального, игнорируя духовный и упуская из виду нарастающее технологическое неравенство стран и народов. Тысячелетиями технологический уровень человечества, за исключением изолированных народов, был сопоставим, никто не имел доминирующего преимущества. До середины XIX в. значимость технологий не была столь видна, она проявилась, когда Европа перешла во второй технологический уклад (черная металлургия, уголь, железные дороги, нарезное оружие и др.), после чего за несколько десятилетий захватила практически весь мир, породив колониальные империи.
Идеи утопического социализма были взяты, доработаны Карлом Марксом и стали неотъемлемой частью марксизма, где и существуют до сих пор, без малейшего практического намека, как добиться от индивида сознательности, чтобы он работал по способностям, получал по потребностям, и последние росли столь медленно, скромно и аскетично, чтобы количество доступных обществу ресурсов в любой момент оставалось избыточным.
Решения этого вопроса в марксизме, фундамент которого был описан в XIX в., отсутствуют, социально-психологические и духовные аспекты не выводятся из материальных факторов, всё на порядки сложнее. Предпринимаемые попытки построения коммунизма или других общественных форм равенства, пусть даже очень сложных, сводятся к упрощению и редуцированию, рассыпаясь после иссякания первоначального энтузиазма. Вот и наблюдаем утопии в виде описания мезолита и/или общин, живущих единым хозяйством, так как по-другому не выжить.
Натягивание принципов и общественных отношений, которые даже для нескольких тысяч человек перестают работать, на сотни миллионов и миллиарды, не представляет даже абстрактно-философского интереса, не говоря уже о практическом. Общественная сфера усложняется, разрыв между научно-технологическими уровнями разных стран только нарастает, даже в условиях глобализации. В конце 2030-х гг. передовые страны уйдут в шестой уклад, а большая часть даже второй уклад не может освоить самостоятельно, вынужденно обменивая товары на свои ресурсы, которые сами даже использовать толком не могут.
В середине XX в. в мире было множество стран, имеющих собственный современный ВПК. В период Холодной войны, когда СССР и США поднялись в четвертый, индустриальный уклад, было много стран Третьего мира, что пытались закрепиться в третьем, развиваясь и пытаясь догнать. В настоящее время уровень самостоятельного развития практически всех их не вырос, а упал, разрушение глобальной мир-системы в ближайшие годы наглядно это проявит.
В ближайшие поколения, пока в мире сильны религиозные и этнические различия (социальный и духовный факторы), добиться выравнивания не выйдет, наоборот, технологическое неравенство будет только нарастать. Моделирования обществ с неограниченными ресурсами оставим утопистам, ведь стоит только решить проблему одного критического ресурса, как потребности вырастут и на смену приходит другой, после чего история повторится. В XXI в. в рамках рационального дискурса создать сопоставимые возможности и условия для живущих в разных местах планеты не выйдет. Доступны следующие варианты построения глобализма:
▪️ объединение, уничтожающее религиозные и этнические различия, с созданием единого правительства, что позволит уйти от неравенства территорий, но не решит неравенства индивидов, т.е. будет «глобальный мир для избранных»;
▪️ формирование общечеловеческих правил «справедливого» распределения внутри обществ, которое примут все страны, с жестким закрытием границ, т.е. ограниченный вариант «глобального общества для всех».
Собственно, ничего другого у нас и нет, так как требует изменения природы человека или появления внешнего по отношению к человечеству фактора, что возьмёт на себя роль явного прогрессора, т.е. чудесные сценарии. Исходя из просматриваемых трендов на вторую половину XXI в., неравенство как между, так и внутри стран сохранится. По мере усиления связанности, развития сетевых, имперских принципов, геополитическая фрагментация будет уменьшаться, непроницаемость границ для населения будет очень высокой.
И, да, легко видеть, что в результате анализа вышли на Советский блок, созданный И.В.Сталиным после ВОВ, и ничего лучше нет и несколько поколений не будет, так как ограничения неизменны...