Авторский блог Владимир Винников 13:32 22 августа 2023

В ленинской тени

к 150-летию Александра Малиновского (Богданова)
5

Исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Александровича Малиновского (10 (22) августа 1873 — 7 апреля 1928), больше известного под псевдонимом Богданов и прежде всего — по работе Владимира Ильича Ульянова (Ленина) «Материализм и эмпириокритицизм. Об одной реакционной философии» (1908), где будущий вождь мирового пролетариата и Великой Октябрьской социалистической революции «разнёс» всех богостроителей, богоискателей, эмпириомонистов и прочих философских революционеров-реакционеров начала ХХ века, уделив большое внимание как раз своим товарищам по РСДРП(б), Богданову особенно.

Этот ленинский труд, признаюсь, по непонятному внутреннему интересу проштудировал ещё в своём 9-м классе, то есть в 1979 году, 15 лет от роду, и ещё тогда, при первом чтении, долго не мог отделаться от ощущения, что Владимир Ильич «ходит кругами» вокруг основного вопроса философии в поисках оснований материалистического, диалектического и, главное, правильного классово-революционного ответа на него — но что-то у него внутри не складывалось. До тех пор, пока он не решился признать любое движение, движение мысли в том числе, неотъемлемым свойством самого понятия материи, во всех его вещественных, энергетических и прочих проявлениях. Иными словами, Ленин загнал третируемого им «боженьку» внутрь возводимой им на престол всебытия материи — и, как говорится, всё заверте… До создания классической квантовой механики было еще полтора десятка лет, до открытия принципа неопределённости и «эффекта наблюдателя» — ещё чуть дольше, а с 1917 года Владимиру Ильичу было уже совсем не до загадок мироздания, но этот пример, как представляется, наглядно свидетельствует об активно отрицаемом сейчас «коренном русскоглазии» ленинской мысли: «годится — молиться, не годится — горшки покрывать» (учения Маркса—Энгельса это касается в наибольшей мере и прежде всего).

Фигура ленинского оппонента тогда такого интереса не вызывала, о нём старались особо не упоминать — даже в нашей, как выяснилось впоследствии, общей Alma mater, Харьковском медицинском институте, где Малиновский—Богданов учился в 1895-1899 годах (тогда это был медицинский факультет Харьковского университета) и получил диплом врача, ни от одного преподавателя про этого человека услышать не удалось. А личность была, несомненно, ярчайшая: он не только был одним из организаторов и лидеров партии большевиков в 1904-1907 годах, революционером-«нелегалом», но и мыслителем, писателем (в том числе одним из первопроходцев жанра научной фантастики), врачом, в том числе военным, учёным-«системщиком» и т.д. — в общем, увлекался очень многим, «разбрасывался» как только мог широко, тоже очень по-русски.

Биография, по сути, феерическая, но до сих пор в должной мере не отражённая ни при советской власти в серии «Пламенные революционеры», ни при постсоветской власти во вроде бы полностью «всеядном» формате ЖЗЛ. Из памяти — только имя, присвоенное основанному им в 1926 году (по распоряжению Сталина) Институту переливания крови, ныне — НИИ переливания крови Национального медицинского исследовательского центра гематологии Минздрава РФ. Ощущается в фигуре Малиновского—Богданова какая-то незавершённость, недосказанность, даже таинственность, которая остаётся таковой даже в его полуторавековой юбилей.

Илл. Малиновский (Богданов) Александр Александрович, фото 1904 года

10 ноября 2023
1 декабря 2023
1.0x