Авторский блог Редакция Завтра 00:04 9 июня 2024

В чём интрига?

о правовой оценке военных преступлений Израиля

Редакция "Завтра" предлагает вниманию читателей фрагменты документального репортажа "Democracy now!" ("Демократия сейчас!") в переводе на русский язык. Ведущая — Эми Гудман, приглашённый эксперт — голландско-палестинский аналитик по Ближнему Востоку, редактор онлайн издания "Джадалийя" Муин Раббани.

— Главный прокурор Международного уголовного суда (МУС) Карим Хан добивается выдачи ордеров на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, министра обороны Израиля Йоава Галанта и трёх лидеров ХАМАС: главы группировки Яхьи Синвара, главы политбюро Исмаила Хании и главы боевого крыла ХАМАС "Бригад Аль-Кассам" Мохаммеда Дейфа. Муин, не могли бы вы рассказать о значимости этих обвинений, если МУС решит их выдвинуть?

— Эти обвинения ведут израильских лидеров, инициаторов геноцида в секторе Газа, на скамью подсудимых. Поразительно, что Карим Хан пытается возложить ответственность в первую очередь на ХАМАС. Он добивается ареста Исмаила Хании, который, по сведениям источников, не участвовал в планировании и осуществлении терактов ХАМАС 7 октября. Получается, что здесь элемент коллективной ответственности. МУС не добивается ареста ни президента Израиля Ицхака Герцога, ни начальника израильского Генерального штаба, ни кого-либо из командиров, участвовавших в нападении Израиля, а также других ключевых лиц, принимающих решения в Военном кабинете Израиля, таких как Бенни Ганц, Гади Айзенкот и другие.

— Что это означает на практике?

— Если ордера на арест всё же будут выданы, это окажет бо́льшее влияние на Израиль, чем на ХАМАС. Когда вы в последний раз видели лидеров ХАМАС, путешествующих за покупками в Париж или Лондон? Именно израильские лидеры будут ездить в Европу и другие места, где им будет грозить перспектива ареста. Также это поставит другие страны — члены МУС перед выбором между безнаказанностью Израиля и своими обязательствами по Римскому статуту. И это будет иметь огромное значение в более широком политическом плане. Лидеры Израиля обвиняются в военных преступлениях. Нетаньяху ещё раз пытается прикрыться холокостом и тем, что он называет израильской демократией. Это больше не сработает, эта доктрина уже изжила себя. Израиль теперь будут рассматривать и судить на основе его действий в реальном времени, а не на основе истории Европы.

— Что это означает для Соединённых Штатов и для их главного союзника, Израиля, обвинённого в военных преступлениях?

— Это ещё один ключевой вопрос. США не признают МУС и не считают, что эта инстанция обладает полномочиями для решения палестинского вопроса. Важный момент в том, какие угрозы поступают со стороны Соединённых Штатов, в последнее время особенно со стороны группы сенаторов-республиканцев, которые угрожают всеми видами репрессий и возмездия против МУС, если он продолжит свою работу в том же духе. И это преступно само по себе. Поэтому будет очень интересно посмотреть, выполнят ли США эти угрозы, и если да, то как на это отреагирует прокурор МУС. Ещё один момент: на самом деле ХАМАС является причиной того, что мы дошли до такого положения. Примерно десять лет назад президент Палестины Махмуд Аббас подвергался растущей критике и осуждению со стороны палестинцев за то, что он затягивал рассмотрение заявления Палестины о ратификации Римского статута и вступлении в состав МУС. Он сказал, что сделает это только в том случае, если у него будет явное подтверждение со стороны руководства ХАМАС. И только после того, как он этого добился, Палестина стала полноправным государством — участником МУС.

Ситуация такова, что палестинцы призывают к расследованию всех преступлений, совершённых в так называемой "ситуации в Палестине", самостоятельно или через других, а Израиль и США категорически отвергают юрисдикцию суда и любые меры, которые он может принять.

— Израиль и Соединённые Штаты не являются странами, подписавшими соглашение МУС. Но вот выдержка из статьи в "Нью-Йорк Таймс" за июль прошлого года: "Президент Байден скрытно приказал правительству США начать делиться доказательствами российских военных преступлений на Украине с Международным уголовным судом в Гааге. По словам чиновников, которые знакомы с вопросом, это сигнализирует о серьёзном сдвиге в американской политике". Россия также не подписала соглашение, и Путину было предъявлено обвинение. В том случае можно говорить о сотрудничестве с МУС, но уж точно не в этом деле.

— Это называется "международным порядком, основанным на правилах", где вы применяете международное право, юрисдикцию МУС к своим врагам и противникам, но отвергаете их для себя и своих союзников, принимая для своих одно правило — полная безнаказанность, и поступай, как хочешь.

Довольно гнусную роль в этом сыграл сам Карим Хан. Вступив в должность прокурора, он сообщил Совету Безопасности, что будет заниматься только теми делами, которые были переданы ему Советом. И это был чёткий сигнал о том, что он больше не собирается заниматься делами Афганистана и Палестины. Но как только Россия вторглась на Украину, этот принцип исчез, и он, по сути, выполнил заказ тех, кто поддерживал его кампанию за пост прокурора. И я думаю, что именно в этом более широком контексте его продолжающаяся способность медлить, маргинализировать и игнорировать ситуацию в Палестине, особенно в контексте продолжающегося геноцида, стала несостоятельной.

1.0x