В прошлом номере «Завтра» был опубликован материал о виртуальных кадаврах, стоящих на службе у Империи лжи. В нём рассказывалось о том, как заведомые фейки о смерти Высшего руководителя Ирана подогрели иранские протесты и как одна-единственная скучающая американка китайского происхождения разогнала в мировой прессе истерику о военном перевороте в Китае — перевороте, ни намёка на который в реальности не было.
Прошлый номер вышел слишком рано, чтоб в ряд этих примеров можно было добавить описание происходившего вокруг нас в начале прошлой недели. Мы все помним «Нехту»*. «Аль-Джазира» «Телеграма» была создана и раскручена аккурат к белорусским антипрезидентским протестам 2020 года. После того, как революция имени Тихановской заглохла, «Нехта» тихо слилась — аудитория размером в миллионы живых подписчиков сократилась до нескольких сотен тысяч полумёртвых душ сомнительной активности. В сентябре 2020-го Дудь** случайно или не очень открыл публике методы работы этой фабрики фейков. Контора, которая позиционировала себя как независимый коллектив из нескольких авторов-любителей, оказалась конвейером из минимум нескольких десятков человек, снимающих офис в центре Варшавы и активно контактирующих с польскими спецслужбами, подконтрольными Лондону. Инфомавр сделал своё дело: эксперимент был признан удачным, из-за чего подобные каналы принялись запускать по любому мало-мальски значимому поводу. Рецепт умелого вброса — давление на больную точку. Именно поэтому среди десятков нехтоподобных каналов шум навёл только один — «Утро Дагестан».
В Дагестане протесты начались 25 сентября. Поначалу главным поводом для них была частичная мобилизация — на первых, ещё слабо организованных митингах, снятых случайными прохожими, было видно численное преобладание женщин, истеричные крики и броуновское движение каких-то людей. Потом, однако, подключилась активно продвигаемая сеть каналов во главе с упомянутым «Утром Дагестан», из-за чего протесты задним числом как бы обрели иной смысл.
Как известно, для раскачки ситуации все средства хороши, поэтому агитация начала давить как на региональное недовольство и местные претензии к Москве, так и на религиозный экстремизм. Слабое сочетание двух направлений риторики не смущало авторов, но вовсю демаскировало свиные уши, торчавшие из этого якобы мусульманского канала. Так, в постах сквозили клише, свойственные именно украинской пропаганде — из уважения к вашему чувству прекрасного мы не будем приводить здесь прямые цитаты пассажей про Дугину и Кобзона. Украинское происхождение этих клише почти не прятали слова вроде «Альхамдулиллах» (Слава Богу) в конце постов. За несколько дней канал рос взрывными темпами, увеличивая число подписчиков за счёт притока людей как с уже раскрученных сеток либеральных и радикально исламистских ресурсов, так и со знакомых нам последователей «Нехты».
Днём «икс» был назначен последний день сентября, когда по замыслу телеграм-революционеров мусульмане со всей России должны были подняться и в едином порыве сместить ненавистную власть, дабы не воевать на чужих войнах. При этом особенный упор в призывах к протесту делался на школьников — так эти люди привыкли действовать в Белоруссии и центральной России, где протесты юнцов доказали свою эффективность и зрелищность.
В агитации старшеклассников и раскрутке акции 30 сентября особенно отличился входящий в сетку «Утра» канал «Восход Ислама», назвавший всё это «Общероссийской акцией мусульман против войны и геноцида». Предполагалось, что джума-намаз (пятничная молитва) будет продолжен массовыми акциями протеста.
О том, что происходящее было не просто акцией какого-нибудь заштатного управления по кибератакам АНБ или художественной самодеятельностью отдела Центра информационных и психологических операций (ЦИПсО) Украины, стало понятно утром 30 числа: тогда с обращением к мусульманам Северного Кавказа выступил аж целый Зеленский. Это было его второе обращение по теме (за пару дней до того он выступил с общими словами), но в этот раз давление на аудиторию было намного выше. Зеленский упомянул знаковую для жителей Северного Кавказа фигуру имама Шамиля как образец борьбы за освобождение от гнёта русского империализма. Риторика Зеленского, венчавшая несколько дней информационной бомбардировки, легла на почву годами продвигавшегося нарратива салафитских проповедников. По данным телеграм-канала «Рыбарь», во главе сети этих проповедников стоит кадий «Имарата Кавказа»*** — живущий в Турции Абдулла Магомедов, горячий сторонник «Аль-Каиды»*** и ИГИЛ***, объявленный в международный розыск. Магомедов, известный под фамилией Костекский, объявлен в международный розыск и даже помойки типа «Радио Свободы» (СМИ-иноагент), готовые облизывать любого врага России, стараются избегать цитирования столь открытого террориста. Несмотря на это, салафитская пропаганда, сделавшая упор на биографию всё того же Шамиля, в «Телеграме» цвела и пахла уже много лет, причём с символами осуждаемые многими серьёзными исламскими учёными радикалы не заморачивались — взяли бело-красно-белый и бело-сине-белый флаги белорусской и российской оппозиции и просто поменяли цвет центральной полосы на зелёный.
Мощная и многочисленная сеть каналов, долгие месяцы, даже годы росшая и дожидавшаяся своего часа, демаскировалась и нанесла удар, сделав ставку на то, что должно было стать началом псевдоисламского бунта. С этим вышел облом: оказалось, что большая часть подписчиков этих «северокавказских» каналов к Северному Кавказу имеет весьма слабое отношение, а свиные уши ЦИПсО торчат не только у администрации, но и у аудитории сетки каналов.
Сотни тысяч человек в статистике каналов никак не помогли раскачать ситуацию 30 сентября: о немногочисленных скоплениях людей сообщали, но даже донельзя ангажированные СМИ не сумели создать из этого картину хоть сколь бы то ни было массового протеста. Параллельно с этим пошли новости о задержании в Дагестане администраторов неназванных каналов и авторов видео, как на какой-то площади сознательные местные разогнали жиденький протест в зачатке. Пшик, которым закончилась «общероссийская акция», отвернул от «Утра» и смежных каналов множество подписчиков — об этом свидетельствуют десятки тысяч отписок — оставив кибервоинов постить убогие фотографии антипутинских надписей на бетонных стенах в компании ботов, наивных болванов и таких же укролицедеев. Всё?
Нет, не всё. Во-первых, стоит вспомнить, что живые инфотрупы — эти революции, военные перевороты и многократные смерти аятоллы, существующие только в виртуальном пространстве — в сравнении с привычными вбросами фейков представляют теперь особую опасность именно за счёт мощной поддержки со стороны традиционных СМИ. Деятельность сетки «Утра» не стала исключением. Подобно тому, как наступающей пехоте расчищает дорогу артиллерия, раскрутку всего этого мусора активно поддерживала большая пресса. Турецкие газеты — как проправительственные типа Milat, так и оппозиционные вроде Karar — принялись рассказывать о том, что СВО стала способом Москвы проводить этнические чистки в мусульманских регионах. Особенный упор, кстати, делался на Крым, где, если брать в расчёт заверения турецких краснобаев, подполье вовсю жжёт военкоматы и протестует против войны с такой родной и обожающей национальные и религиозные меньшинства Украиной. Разумеется, порыв журналистов из страны, позиционирующей себя защитницей ислама, поддержали и акулы западной прессы. BBC, MSNBC, Bild — подставляйте в этот список любой информационный ширпотреб из Европы и Штатов и не ошибётесь — синхронно «по зову сердца» выпустили материалы о нежелающих воевать за Путина мусульманских национальных меньшинствах.
Пускай вас не вводят в заблуждение нелепости вражеской пропаганды, особенно если вы знаете ситуацию на Северном Кавказе изнутри и понимаете слабо совместимый с попытками навязать смуту извне менталитет жителей региона. Наш враг умеет учиться на ошибках и уже скоро вернётся с подкорректированным нарративом, который ударит глубже и подействует эффективнее. Огромное количество находящихся в постоянном взаимодействии этнических, религиозных, социальных и демографических групп в нашей стране оголяет слишком много болевых точек, по которым враг будет бить раз за разом.
Во-вторых, последние месяцы вынесли на всеобщее внимание факт, который давно был очевиден любому, достаточно плотно завязшему в телеграм-драмах. «Телеграм» в ускоренном режиме проходит путь, который давно прошли традиционные соцсети, на глазах превращаясь из оплота вседозволенности в очередной инструмент политического влияния. Сложно судить о внутренней кухне конторы, представленной в медиапространстве затворником-аутистом Дуровым, но в сети стабильно раз в несколько недель появляется информация о сносе тех или иных каналов из-за их несоответствия требованиям магазинов приложений. Разумеется, все мы прекрасно понимаем, что ни мечущая фейки сетка «Нехты» и её подражатели, ни бьющиеся в некрокультистском угаре каналы украинских военных ничуть не беспокоят Apple и Google. Точно так же массовые жалобы на каналы, сливавшие данные российских и белорусских силовиков (к которым, кстати, по ходу раскрутки кавказских акций присоединился канал «Лицо манкурта»), не привели к блокировке этих ресурсов, в отличие, скажем, от лавины жалоб на телеграм-канал «ДШРГ Русич», явившейся причиной его блокировки две недели назад. Превращающийся в очередную твиттероподобную цензурную дыру «Телеграм» пока ещё не вытравливает с площадки многочисленных патриотических публицистов и СМИ пророссийской направленности, но тенденции намекают, что день «бана» канала нашей газеты под предлогом несоответствия правилам магазина Apple ближе, чем может показаться. Пока этого не случилось, подписывайтесь на @gazeta_zavtra.
* Группа телеграм-каналов "Нехта" включена Белоруссией в список экстремистских материалов
** Юрий Дудь выполняет на территории РФ функции иностранного агента
*** Запрещённые в РФ террористические организации