Авторский блог Галина Иванкина 03:45 1 ноября 2019

Устремлённые в вечность

советский ритм вселенских энергий
18

Накануне войны Григорий Александров выпустил, пожалуй, самый примечательный свой фильм — "Светлый путь". Большевистскому комедиографу наконец-то удалось преодолеть интернационально-голливудскую манеру, свойственную его ранним картинам, и создать подлинно русское, глубинное полотно. Суть картины — путь света и преображение через труд на примере отдельно взятой замарашки Тани Морозовой. Происходит воистину сказочное обновление, и на месте грязноватой девчонки появляется богиня красоты, совершающая беспрестанный подвиг. "Нам нет преград — ни в море, ни на суше", — как-то спокойно констатирует героиня Любови Орловой. Умиротворяющий пафос бытия: "Труд наш — есть дело чести". Дело верное. Дело Божие. Через год извечный соперник "американца" Александрова — "крестьянин" Иван Пырьев явил популистскую, роскошную пастораль "Свинарка и пастух". Обогнать Александрова не вышло — Пырьев был менее убедителен, хотя и очень старался (соотношение "Светлого пути" и "Свинарки…" — это примерно как величавое барокко versus чарующее-суетливое рококо). Но у этих сюжетов есть общая точка сборки — ВСХВ, как райский сад. Итог созидания. Если ты упорно трудишься — тебя пускают в Парадиз. 

В производственную мелодраму с элементами комедии была включена фантастическая деталь, а именно — полёт в автомобиле над Москвой и Всесоюзной Выставкой, а следом лирический финал: объятие глав-героев у памятника Рабочему и Колхознице. Мухинский монумент — это не просто символ трудовой державы, созданный для парижской экспозиции Arts et Techniques dans la Vie moderne 1937 года. Он, по мнению Александра Проханова, "…символизирует триумф труда, коим создаётся империя, а также достигается Царствие Небесное. Рабочий и колхозница — это Адам и Ева, которые в сверкании света возвращаются в рай". Ибо сказано: "В поте лица твоего будешь есть хлеб". Наказание обращается по сути благом, а якобы атеистический советский мир по-своему трактует библейские ценности. Выходит, что оставленные "добывать хлеб" в борениях, мужчина и женщина своим созидательным дерзанием искупают вину. И — строят царство Божие. На земле. Мухинский дуэт демонстрирует Небу орудия труда — серп и молот. 

СССР никогда не был грубо атеистичен — человек так устроен, что отказавшись от одной доктрины, он тут же возводит на её месте другую. Хомо сапиенс не умеет существовать вне божественного присутствия и потому, отринув догматы Православия, красный пролетарий сконструировал квазирелигиозную концепцию: научный коммунизм, в коем от сугубого материализма было столь мало, что всерьёз рассуждать об отрицании Бога не приходится. Даже Николай Бердяев — этот злой противник советской власти, объявлял: "В русском большевизме есть запредельность и потусторонность". В Светлое Будущее полагалось верить, как в Царствие Божие, и приближать его мыслями, поступками, борьбой с "еретиками", то есть — разного рода уклонистами и антисоветчиками. Но основное дело — это работа. В Советском Союзе культивировался сам процесс труда. Результат — важен и нужен, однако, достижение оного — многократно интереснее. Любовь к трудностям связывалась с понятием "романтика". Классический романтик — сибарит и разочарованный странник-одиночка; романтик по-советски — метростроевец, геолог, архитектор и беспременный коллективист. 

Неоэллинистические барельефы с токарями и слесарями, "барочные" виноградники и яблоневые сады, "ампирные" трактора, домны, градирни, ЛЭПы — художник славил пахоту и стройку. Незыблемо царил христианский принцип, сформулированный апостолом Павлом во Втором Послании к Фессалоникийцам: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (3:10). На заводских плакатах алели буквицы: "Кто не работает — тот не ест!" и "Владыкой мира будет труд!" В культовом романе Олега Куваева "Территория", написанном уже в начале 1970-х, прослеживалась великая идея: "Работа заменила собой веру или, вернее, сама стала верой". В Христианстве труд — обязанность, а в ряде учений протестантского толка — единственный путь к Абсолюту, тогда как нищенство — прямое получение благ вне деятельности, сурово осуждалось (в лютеранской общине трудовая этика входит в систему религиозных ценностей, а не лишь корпоративных). Православие и католичество гораздо более терпимы к попрошайничеству, сознавая некую особость "чад Божьих", промышляющих подаянием, тем не менее, и здесь каждодневное служение, возвышение себя через как большие, так и скромные дела — основополагающая цель для потомков Адама и Евы. 

Препарирование окружающей действительности — есть благородное и благолепное следование Божьему приказу. Неслучайно в русском языке термин "промысел" означает дело, занятие, но тут же — "Промысел Божий": забота нашего Творца обо всём, что Он создал. Работая, мы как бы становимся подобны Ему, и микрокосм человека встраивается в ритм вселенских энергий. Владимир Маяковский писал: "Радуюсь я — это мой труд вливается в труд моей республики". На высших, сакральных уровнях — то же самое: повседневное дерзание людей укрепляет силу Абсолюта. В "Светлом пути" нам транслируют: хрупкая Таня Морозова единолично управляется с громадным цехом, заставляя ткацкие машины служить ей. И Тому, чей промысел. 

Человек предвоенного десятилетия, в отличие от рационально-физиологичного скептика 1920-х, воспринимал себя в качестве наследника предыдущих эпох. Он — закономерный венец столетий, а его жизнь — это не биологически-поступательное движение от рождения к смерти, а растворение в Вечности, поэтому все произведения искусства создавались в расчёте на кажущуюся бесконечность бытия. Навеки. В советской культуре 1930-1950-х нет ничего временного, сиюминутного, глупенького. "Будущее, превратившееся в вечность, настолько однородно и неизменно, что там уже ничего, в сущности, нельзя увидеть, туда бессмысленно и смотреть — взгляд культуры постепенно оборачивается назад, как бы развернувшись на 180°", — теоретизирует философ от искусства Владимир Паперный в своём программном труде "Культура-2". Здесь и сейчас — не начальная точка истории, а скорее её финал: "Культуру начинает интересовать путь, которым она пришла к настоящему моменту, начинает интересовать история". И даже — праистория. Корни. Сущность. В жизнеутверждающих, торжественных формах сталинского стиля оказалось зашифровано всё прошлое, настоящее и, как тогда казалось, будущее. Тут в дивной пропорции соединялись аполлонические и дионисийские начала — строгость и монументальность со стихийным культом плодородия и аграрной витальностью. Это — квинтэссенция, высшая точка эстетических переживаний, а герои Веры Мухиной твёрдо, неуклонно и неумолимо шествуют в направлении Вечности. 

…Мухина родилась в Риге — опрятной и сонной провинции, где хорошо быть крепкой домовладелицей, знающей толк в сервировке стола, городских сплетнях, питерских и варшавских модах. Но это скучно, да и неактуально — юные барышни рвутся на курсы, в школы ваяния и живописи, постигать столицы, отвоёвывать права. Курсистки, медички, поэтессы, художницы, в крайнем случае — телеграфистки или гимназические дамы, обучающие французскому. "В Москву, в Москву!" Способная Верочка не развлекается рисованием, как иные богачки, она учится у признанных мастеров: Ильи Машкова и Константина Юона. Эпоха располагала — то и дело возникали новаторские течения и безумные стили; художники полемизировали о душе, а иной раз, о том, что все гармонии "сыграли в ящик" и их надо бы вышвырнуть с парохода современности. Прихотливые виньетки Модерна оплетали оконные рамы и книжные страницы. Мир замер в предвкушении бури. 

Купеческая дочь Вера — с искоркой гениальности, но следует много работать, и потому впереди — Париж, обитель муз. Постижение античности и Ренессанса — эти знания потом ей ещё пригодятся, когда она будет создавать символы имперской Вечности. Но пока — излёт ‘Belle époque’, война, Революция, счастливое замужество и очередной виток жизни. В 1920-х она не только выдаёт проекты памятников (отнюдь не всегда реализуемых) и пишет маслом, но и рисует изящные образцы "пролетарского стиля" для советских модниц. К середине 1930-х Мухина — заслуженный мастер, именитая гранд-дама Страны Советов. Будучи на самой вершине системы, она не позволяла себе ни минуты барственного успокоения, а поэтому нет никакой "лотерейной" случайности в том, что статую, посвящённую Работе, ваяла убеждённая труженица. 

"Когда хороший скульптор ваяет человеческий торс, то стремится воплотить не только мышцы, но и жизнь, то, что их оживляет больше, чем жизнь. Мощь, которая вылепила их, наделила их изяществом, или энергией, или притягивающим очарованием, или необузданным неистовством…", — писал Огюст Роден в "Беседах об искусстве", а если учесть, что Мухина училась у одного из адептов роденовской школы — Эмиля Бурделя, то эти строки можно отнести и к её, Веры Мухиной, работам. 

Следуя всеобщей любви к античности, она взяла за основу древний шедевр Крития и Несиота "Тираноубийцы", добавила порыва, напора и — поставила на пьедестал. Но соль осталась: пролетарий и пейзанка — это всё те же тираноубийцы, уничтожители мирового капитала. "А паразиты — никогда!" — будто произносят Рабочий и Колхозница слова из "Интернационала". Важно и то, что по иронии судьбы павильон Бориса Иофана, увенчанный мухинскими "тираноубийцами", был размещён против нацистского сооружения с прусским орлом на вершине. Да. Момент истины — Парижская Выставка 1937 года. Это явилось мистическим предзнаменованием: динамичные, живые, обращённые к небу Рабочий и Колхозница, и — мрачный, точно охраняющий склеп, знак старой Пруссии. 

Мы начали побеждать уже тогда, на уровне образов — солнечная устремлённость против тяжеловесной, мёртвой статики. Мир труда противостоял миру захвата. Нацистская эстетика тоже базировалась на классике, но была загробной и гнетущей. Подавляющей — прежде всего самих немцев, как известно, принявших гитлеризм, будучи глубоко оскорблёнными Версальским позором и нищетой "ревущих" 1920-х. Третий Рейх возник из тотальной депрессии; СССР же родился из огня и стали. "Нас водила молодость в сабельный поход!" — восклицал Эдуард Багрицкий. Изумительно молодой, созидательный человек столкнулся в большой войне с жестоким, но безмерно уставшим, а потому — истерически-агрессивным врагом. Результаты сражения "предрекло" искусство — мухинские Адам и Ева. 

В "Симфонии пятой империи" Александр Проханов — проповедник Русской Идеи, сказал, правда, по иному поводу: "Народу показывают ослепительный бриллиант общенациональной мечты, волшебный кристалл общенародного дела, обращаясь к самым сокровенным глубинам национального чувства и памяти. Этот бриллиант чудесными лучами проникает в подсознание, рождает великие воспоминания, вызывает самые светлые и творческие образы, выплёскивая их наружу, где они не проливаются наземь, не пропадают втуне, а наполняют чашу "Общего дела". Превращаются в работу, итоги которой становятся видны всему народу — вдохновляют, пробуждают тех, кто ещё спит или дремлет". Кристалл общенародного дела. Работа. Путь к Богу. Так было, есть и будет. Рабочий и Колхозница и теперь возвышаются над суетой и зовут в сверкающую Вечность, где настоящее, прошлое и будущее сливаются в бескрайней Русской Мечте. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
1 ноября 2019 в 14:31

Смешная сатья. Интересно, какая женщина быстрее вышла бы замуж и была бы счастлива-та, что изготовлена Мухиной или, например, от Праксителя? Вот и в голове нашей, как в этой статье. Нет только одного- мудрости. Глядя на советское искусство возникает шекспировский вопрос "куда стремитесь вы, безумцы?" и тут же ответ--к нынешнему состоянию. Да вовсе не обязательно суетиться, бороться с несогласными, откровенно лгать, писать доносы и пр., чтобы просто жить. Вот и сравним нас и Китайцев, которые могут выбрать вместо "слава труду!" слова Чжуана Цзы:"Все знают, как полезно быть полезным, но мало кто знает, как полезно быть бесполезным". Впрочем, всяко случается. Но и результаты бывают отнюдь не одинаковые за одно и то же время.

5 ноября 2019 в 15:54

Я, не читая статью, понял, о чем она.Об Инферно Ивана Ефремова.
У нас есть выбор-освобождаться от животного в себе.
Восходить к звездам.

5 ноября 2019 в 16:52

"Просто жить" - это принцип обывателей. В лучшем случае.

3 ноября 2019 в 01:43

Ты ж смотришь ж - и сюда дурак-либер проник! Да ещё и Джуан-цзы цитирует , находя в этом просветлённом свои идиотские смыслы. Навернка уборщице в институте ядерной физики так же смешны споры физиков как и идеи Галины этому Глазову. Вот тупые эти либеры! А ведь лезут везде как тараканы.Ты Глазов иди к уборщицам спорить, а не тут комменты свои позорить.

3 ноября 2019 в 10:52

Уважаемая Галина! Большое спасибо за интересную статью. Огромное спасибо и большую благодарность за статью передает Лев Сергеевич Козленко. У него какой-то компьютерный сбой и он не может сам лично выразить свои чувства и восхищение статьёй. Теперь что касается либералов... Я думаю, что им просто статью не понять - они не умеют и не любят трудиться. Формула "Кто не работает, тот не ест" им глубоко чужда. И уж тем более им чуждо восхищение трудом и понимание того, что очень часто именно труд делает человека счастливым.

3 ноября 2019 в 12:18

Какие ещё "либеры", тупица? Кроме "либеров"-ваших родственников по интернационалу, ещё в мире есть много чего. Во футболисты, токо и знають двое ворот

5 ноября 2019 в 16:20

Ты Пахомыч из колидоров?

4 ноября 2019 в 03:51

Что баран, срезонировало, попало? Не нравится название либера? Дык не будь им и всё будет лучше.

5 ноября 2019 в 13:16

увы, но этого маловато будет-выучиться надобно как за рубли торговлю вести и без этого никак и никуда

5 ноября 2019 в 16:13

Маловато.Симон, еще сколько миллионов людей ты готов принести в жертву огненному Яхве иудейского капитализма?
А тут все просто-славянка ткет-и попадает в Верховный Совет.
Как "полстакана" Матвиенко.

30 ноября 2019 в 14:53

не понял, это Вы так от рубля что ли отказываетесь как единственно законного средства платежа за все наши ресурсы? Интересно это Вы куда призываете вперед в пещеры первобытного коммунизма-так получается. А вот лучше бы Вы таки ознакомились как работают субординарные кредиты(см коменты к http://zavtra.ru/blogs/odoleem_t_mu-t_mushuyu) , да и озаботились тем , чтобы правители наши таки начали выполнять нашу же конституцию. А то у них что ни день , то праздник дурака-отменили зеленый за нефть , так вместо рубля начали евро накачивать. Очень ,кстати , кстати - Европа начинает подготовку к очередному крестовому походу и начинает сооружать антиракетную систему и очень это ( переход на евро) ей на пользу, а нам , как всегда, во вред.

6 ноября 2019 в 11:30

Скульптура Мухиной «Рабчий и колхозница» - конечно, бессмертный шедевр советсктого искусства «Он, по мнению Александра Проханова, "…символизирует триумф труда, коим … достигается Царствие Небесное. Рабочий и колхозница— это Адам и Ева, которые в сверкании света возвращаются в рай".
Однако, Советский Союз пал - что-то оказалось не так. Прекрасен его символ - Рабочий и Колхозница, но чего-то в нем недостает. Чего же?
В бывшем общественном Музее Рерихов (Малый Знаменский переулок, 3/5) есть другая - подобная - скульптура: перед входом в Музей стоит памятник Елене и Николаю Рерихам. Они тоже, как и Рабочий и Колхозница, смотрят вперед (а не друг на друга), и этот «дуэт тоже демонстрирует Небу орудия труда» — но не (грубые и чисто материалистические) серп и молот, а духовную Книгу. Символ духовного восхождения Новой Эпохи - том Живой Этики, на обложке которой - Знак Триединства. Придет Новая Эпоха, и новый Советский Союз возродится под этим Знаком, и скульптура эта, ныне мало кому что говорящая, заменит собой Рабочего и Колхозницу.
Коммунизм может вновь возродиться только на духовной основе.

6 ноября 2019 в 11:51

сходили бы https://www.facebook.com/sima.anwar.7/posts/1196340310519881
да заодно почитали бы коменты к статье о дуде, в которых очень прозрачно описана схема доения СССР с 1975 год и по нынешнее время со стороны финансистов фрс, то бишь тех кто долларом и владеет. Да и кстати , есть мнение ,что символику доллара разработал именно Рерих. Очень полезно это знать тем, кто рассуждает о коммунизме без понимания текстов господина Волобуева. Где он открыто и в общем-то доказательно, на основе фактического материала, и говорит - коммунистический способ производства уже внедрен в современном обществе , правда лишь на западе. Дерзайте.

7 ноября 2019 в 10:57

«Да и кстати , есть мнение ,что символику доллара разработал именно Рерих..» Существует еще много других подобных этому «мнений» - не хочу ворошить всю эту грязь и чепуху. Мое же мнение - верить этому могут только те, кто ничего не понимает в Рерихе.
Что касается Волобуева, то человек никак не поймет простую вещь - деньги оттого и не поступают куда надо, что власть находится в руках тех, кто никогда не допустит этого.

29 ноября 2019 в 21:06

По возвращении подтверждаю слова Надежды Диас.

Это на всякий случай, поскольку время упущено.