Сообщество «Китай-Го (中国)» 13:03 10 октября 2019

Уроки для России

китайский опыт инновационного развития экономики

Государственная программа развития науки и техники в ходе экономической реформы

В отчётном докладе Си Цзиньпина на XIX съезде КПК (октябрь 2017 г.) была выдвинута идея «создания ускоренными темпами инновационного государства». Особо подчёркивалось место и роль инноваций в качестве главной движущей силы, чтобы прорывы в научно-технической сфере направляли всесторонние инновации. По мере роста производительных сил и комплексной государственной мощи Китая, повышения жизненного уровня населения и усиления роли международного влияния КНР на мировой арене всё более важным фактором успехов экономической реформы и построения общества «малого благоденствия» (сяокан) становится развитие науки и техники. Согласно прогнозам социально-экономического развития КНР, доля экономически активного населения станет постепенно снижаться, и Китай уже вынужден ориентироваться не на привлечение большого количества занятой неквалифицированным физическим трудом избыточной рабочей силы из деревни, а на повышение производительности труда на каждом рабочем месте, в том числе — и в сельском хозяйстве. Это означает, что в течение ближайших лет Китай должен будет совершить переход от экстенсивных форм развития производства к интенсивным, к развитию инновационной экономики. Только в этом случае в Китае можно будет решить проблему избыточного населения за пределами рабочего возраста (свыше 60 лет), относительной нехватки природных ресурсов, а также охраны окружающей среды за счёт внедрения новых энергосберегающих технологий.

Было отмечено быстрое и стабильное развитие экономики за последние годы, что выражаюсь не только в высоких темпах роста ВВП, промышленности и сельского хозяйства, но и в новых достижениях науки и техники. Был осуществлён запуск человека в космос и под воду в батискафе «Цзяолун» («Водяной дракон») на глубину 7200 метров в Марианской впадине на Тихом океане. За этот период были созданы самые быстродействующие суперкомпьютеры в мире «Шэньвэй Тайхучжигуан» или «Sunway Taihu Light» («Свет солнечного пути озера Тайху»), «Тяньхэ» и «Тяньхэ-2» («Млечный путь»), введена в эксплуатацию спутниковая навигационная системы «Бэйдоу» («Северная Медведица») и проведена пробная добыча гидрата природного газа («горючий лед») в Южно-Китайском море. Также была построена сеть высокоскоростных железных дорог общей протяженностью свыше 50 тыс. км и после запуска в серию скоростного поезда «Сетяо» («Гармония») запущен в эксплуатацию для высокоскоростных железных дорог (ВСЖД) скоростной поезд «Фусин» («Возрождение»), в котором были запатентованы такие изобретения, как интеллектуальная система охлаждения тягового трансформатора поезда, унифицированы устройства механической сцепки вагонов, разъёмы электрооборудования, взаимосвязи и взаимодействия подвижного состава. В результате КНР с 2000 г. переместилась с 6-го на 1-е место по объёму ВВП по паритету покупательной способности, с 8-го на 1-е место по объёму внешней торговли, заметно выроста совокупная государственная мощь страны.

По мнению руководства КНР, подъём Китая обеспечивается за счёт подготовки специалистов и развития образования, и в КНР уделяют большое внимание двум показателям ВВП: удельного веса расходов на образование и на научно-исследовательскую деятельность. На наш взгляд, именно эти меры позволяют Китаю решить основную задачу перехода к интенсивным формам развития производства в ближайшее десятилетие и обеспечить поступательное движение вперёд экономики страны. После «культурной революции» в ЦK КПК было принято четыре основных документа, определяющих стратегические перспективы развития науки и техники:

1) «Решение о реформе в области науки и техники» в 1985 г.;

2) «Решение об ускорении научно-технического прогресса» в 1995 г.;

5) «Решение об усилении научно-технических инноваций, о развитии новых и высоких технологий, о создании отраслей промышленности» в 1999 г.;

4) «Решение о реализации программы развития науки и техники, укреплении собственного иннова-ционного потенциала» в 2006 г.

Но ещё до принятия первого из них уже в первые годы реформ (6-й пятилетний план 1981-1985 гг.) Государственный комитет по науке и технике КНР принял два документа, определяющих основные направления развития науки и техники на много лет вперёд: «Государственный план прорыва в области науки и техники» 1982 года и «Государственный план создания ключевых лабораторий» 1984 года. В рамках первого плана предполагалось развивать основные направления научных исследований для традиционных отраслей промышленности и определять главные направления исследований. В ходе реализации этого плана были определены такие приоритетные направления исследований для китайской науки и техники, как сельское хозяйство, биотехнологии и информатика. В рамках второго плана предусматривалось оказание поддержки и создание соответствующих условий для развития комплексных лабораторий по линии «научно-исследовательский институт - университет - предприятие».

двойной клик - редактировать изображение

Однако решающее влияние на развитие науки и техники в КНР оказала следующая, 7-я пятилетка (1986-1990 гг.). В эти годы было принято пять различных программ развития науки и техники, в том числе «программа 863» 1986 года, где были поставлены задачи формирования инновационного потенциала Китая в сфере высоких технологий и повышения конкурентоспособности страны на мировой арене. Было намечено 19 приоритетных тем исследования для всесторонней поддержки как путём выделения централизованных средств из государственного бюджета, так и из различных фондов. Эти ключевые направления исследований включали в себя информационные технологии, биотехнологии, сельское хозяйство, технологии получения сырьевых ресурсов и энергоресурсов, новые материалы, передовое машиностроение и автоматика.

Не менее важное значение для будущего развития науки в Китае имела принятая в 1988 г. «программа Факел», которая предусматривала поддержку создания зон развития новых и высоких технологий и центров инновационных услуг. Было намечено создать к 2005 г. 53 зоны развития новых и высоких технологий и 534 центра инновационных услуг, которые в КНР стали называться «предприятия-инкубаторы» (жунхуаци) и выполняли функции предприятий, создающих высоко-технологичный продукт на базе имеющихся научно-технических разработок в лабораториях вузов и НИИ наподобие так называемых «почтовых ящиков» в СССР. Надо отметить, что практически все такого рода «инкубаторы» в настоящее время находятся на территории зон развития новых и высоких технологий и имеют строго отраслевую специализацию. Именно центры инновационных услуг в зонах развития новых и высоких технологий и являлись своего рода связующим звеном между научными лабораториями и предприятиями, которые могут производить продукцию новых и высоких технологий.

В1986 г. была принята программа «Искра», в рамках которой предусматривалось внедрение достижений науки и техники в сельское хозяйство с целью развития аграрно-промышленного комплекса и постепенной урбанизации китайского села. Для реализации программы «Искра» в 2005 г. большую часть средств (70%) составляли собственные средства предприятий, остальные приходились на банковские кредиты (26,6%) и финансирование из госбюджета (5,4%).

двойной клик - редактировать изображение

Принятые в годы 7-й пятилетки (1986-1990 гг.) «Государственная программа создания новых ключевых видов продукции » (1988 г.) и «Программа внедрения результатов ключевых научных исследований» (1990 г.) были связаны как с разработкой новых видов продукции новых и высоких технологий, так и с внедрением новейших достижений развития науки и техники в традиционные отрасли промышленности.

Однако основные документы, определяющие основные стратегические направления развития науки и техники КНР в XXI веке, были приняты в период 9-й пятилетки (1996-2000 гг.). Безусловно, важнейшим из принятых в эти годы документов в области развития науки и техники, стала принятая Б 1997 г. Государственным комитетом по развитию науки и техники КНР «Программа 973», в соответствии с которой в признанных ключевыми сферах экономию!(сельское хозяйство, энергоресурсы, информатика, охрана окружающей среды, народонаселение и его здоровье, новые ма-териалы) необходимо не только проводить комплексные исследования, но и готовить кадры, обладающие высоким инновационным потенциалом, привлекать обратно в страну отправившихся на учёбу за рубеж студентов, развивать международное сотрудничество и международный обмен. В 1999 г. были приняты ещё три программы развился науки и техники, связанные с развитиями отраслей новых и высоких технологий. В рамках этих программ был создан инновационный фонд развития малых и средних предприятий в области науки и техники, фонд развития научно-исследовательских тем в системе Академии наук Китая и программа действий по торговле инновациями в области науки и техники. Этим фондам предоставлялись различные налоговые и финансовые льготы и выделялись значительные суммы денег на проведение научно-исследовательских работ (НИР). В частности, на каждую тему НИР в СИСКМС Академии наук Китая было выделено от 500 тыс. до 2 млн. юаней (примерно от 2,5 до 10 млн. рублей), а патентная деятельность была возложена на Министерство коммерции и Государственный комитет по науке и технике КНР.

В годы 10-й пятилетки (2001-2005 гг.) в основном занимались реализацией намеченных в конце XX века программ развития науки и техники. В основном государственная политика в этой области быта в большой степени посвящена предоставлению налоговых и финансовых льгот всем структурам, занимающимся инновационной деятельностью. Такие льготы по вычетам из различных видов налогообложения получили занимающиеся инновациями предприятия на свои расходы по разработке продукта, заработной плате, импорту новых и высоких технологий из-за рубежа. В частности, в отношении такой продукции, как компьютерные платы, интегральные схемы и программное обеспечение, был установлен льготный период, в ходе которого вообще не взимались никакие налоги. Правительствам всех уровней было предписано оказывать финансовую и прочую поддержку инновационным предприятиям.

двойной клик - редактировать изображение

С начала XXI века в КНР особое внимание стаю уделяться развитию нанотехнологий. Руководство Китая включило исследовательскую работу в данной сфере в список отраслей приоритетного финансирования, на эти цели было выделено 500 млн. долл.

В годы 11-й пятилетки (2006-2010 гг.) были выделены основные направления развития науки и техники: компьютерные платы и программное обеспечение, технология нового поколения информационных сетей, передовые ЭВМ, биофармацевтика, гражданская авиация, использование спутников и новые материалы. С 2006 г. развитие науки и техники в КНР осуществлялось в соответствии с тремя основными документами правительства КНР по развитию науки и техники: «Го-сударственная программа долгосрочного и среднесрочного планирования развития науки и техники в 2006-2020 гг. (2006 год); «Государственная программа долгосрочного и среднесрочного планирования реформ и развития образования в 2010-2020 гг.» (2010 год); «Государственная долгосрочная и среднесрочная программа планирования развития талантов на 2006-2020 гг.» (2010 г.). В случае реализации этих трёх общегосударственных программ к 2020 году Китай должен войти в ряды стран с экономикой инновационного типа.

Особое внимание уделялось выходу КНР на лидирующие позиции в мире по количеству полученных патентов на изобретения и по количеству опубликованных научных работ и статей. Предусматривалось также снижение зависимости от импорта зарубежных технологий, создание и продвижение на мировом рынке собственных технологических стандартов. При этом выделялось три основных направления развития науки и техники в КНР: энергоресурсы, водные ресурсы и охрана окружающей среды, — поскольку недостаточное развитие этих трёх сфер в значительной степени сдерживает темпы социально- экономического развития страны.

двойной клик - редактировать изображение

В июне 2017 г. Министерство науки и техники КНР совместно с тремя ведомствами выпустило «Специальный план по национальным фундаментальным исследованиям в годы 13-й пятилетки (2016-2020 гг.)», в котором отмечалось, что «Китай будет по-прежнему оказывать стабильную поддержку фундаментальным исследования, создавать основу будущего научно-технического развития Китая, реализовывать ряд крупных научно-технических проектов в области фун-даментальных исследований, в том числе квантовой связи и квантового компьютера, науки о мозге и исследований в области церебрологии». Было определено 16 проектов, воплощающих основные тенденции научно-технического развития, которые касаются информатики, биологии и других стратегических отраслей.

В каждый из проектов были инвестированы десятки миллиардов юаней и сконцентрированы силы ведущих научно-исследовательских институтов для реализации этих проектов. Быта создана Канцелярия по государственным важным специальным научно-техническим проектам, которая разрабатывает методы реализации этих проектов, утверждает планы их реализации, выдвигает политические установки и рекомендации, контролирует реализацию проектов, разрешает важные проблемы, организует оценку и приёмку. К числу таких проектов относится, например, «Хэгаоцзи» (Ядерные высокие технологии), который направлен на создание основных электронных приборов, высококачественных общеупотребительных микросхем и бытовых программных продуктов. Этот проект обеспечивает повышение качества основных потребительских товаров длительного пользования: мобильных телефонов, компьютеров, холодильников, автомобилей и т.д., - которые уже не могут обойтись без микросхем программного обеспечения. В результате реализации проекта «Хэгаоцзи» удалось добиться заметных успехов в производстве основных электронных компонентов, высококачественных микросхем общего назначения и базового программного обеспечения. В рамках этого проекта разработанные в КНР центральные процессоры (CPU) и системное программное обеспечение уже широко применяются как внутри Китая, так и за рубежом.

двойной клик - редактировать изображение

3 января 2013 г. на первом постоянном собрании Госсовета КНР была подчёркнута необходимость усиления поддержки фундаментальных исследований и повышения инновационного потенциала. Помимо государства отдельные крупные фирмы и предприятия также стали уделять внимание и увеличивать инвестиции в фундаментальные исследования. В частности, в октябре корпорация Alibaba официально объявила о создании исследовательской академии DAMO (Discovery, Adventure, Momentum, Outlook), чтобы заниматься исследованиями в области фундаментальных наук и прорывных инноваций. Корпорация запланировла в течение следующих трёх лет инвестировать более 100 млрд юаней (1 трлн рублей по текущему валютному курсу) в научные исследования и разработки.

Предполагается, что по итогам реализации трёх программ развития науки и техники к 2030 г. общее количество получивших высшее образование достигнет 300 млн чел., численность специалистов — 120 млн чел., общая численность занятых в сфере НИОКР будет ежегодно увеличиваться на 4 млн чел., в том числе учёных и инженеров — на 5,5 млн чел. в год, доля численности занятых в НИОКР достигнет 35% общемирового показателя, по уровню научно-технического потенциала — 30% мирового показателя, а по количеству научных публикаций, принятых патентных заявок, капиталовложений в НИОКР и экспорту продукции новых и высоких технологий Китай выйдет на первое место в мире.

Развитие образвоания и науки КНР за годы реформ

По большому счёту, в сфере науки и техники Китай в основном занимался копированием лучших зарубежных научно-технических разработок и был в состоянии адаптировать их применительно к уровню развития производства в стране. Но, как было признано в проводимом Академии инженерных наук Китая исследовании по проблемам подготовки инженерно-технических кадров в сфере инноваций, которое проводилось в 2008-2009 гг., далеко не во всех областях науки и техники китайские научно-технические работники были в состоянии изобрести что-то принципиально новое. С целью изменения данной ситуации и развития инновационной экономики в Китае было принято решение, направленное на подготовку качественно новых кадров инженерно-технических работников. За 40 лет, с 1978 по 2018 г., резко увеличилась численность студентов, выпускников вузов и аспирантов. Если в 1978 г. в КНР насчитывалось 856 тыс. студентов, 165 тыс. выпускников вузов и 10,7 тыс. аспирантов, то в 2018 г. уже было 28,31 млн студентов, 7,533 млн выпускников вузов и 2,731 млн аспирантов.

В 1978 г. было 860 китайских студентов, обучающихся за рубежом, в 2001 г. их чисто достигло 83 973, а в 2017 г. — 608400. При этом если в 2001 г. на в КНР посте обучения вернулось 12 245 студента (14,6% от обшей численности), то в 2010 г. — уже 186 200 (56,8%), а в 2017 г. – 480 900(85,4%).

В результате резко выросте чисто принятых и одобренных патентных заявок. Так, если в 1990 г. по всей КНР была сделана всего лишь 41469 патентных заявок, из которых одобрено - только 22 588, то в 2018 г. уже насчитывалось 4,123 млн принятых патентных заявок, из которых 2,447 млн одобрено — почти стократный рост за 28 лет!

За 26 лет, с1991по2017г.,вКНР в 6,6 раза выросло число занятых в НИОКР, а расходы на НИОКР вы-росли с 34,9 млрд юаней в 1995 г. до 1965,7 млрд юаней, или до 2,18% ВВП в 2018 г., то есть рост составил 56,3 раза за 23 года.

На фоне усиливающейся международной конкуренции в области науки и техники для Китая важное значение имеет укрепление фундаментальных исследований. Около 90% современных технологических инноваций являются результатом фундаментальных исследований. Непосредственно связаны с фундаментальными исследованиями технологические прорывы в таких сферах, как спутники, связь, сверхпроводимость, ядерная энергия, авиация, космонавтика, нанотехнологни и др. В области ключевых технологий пока еще Китай зависит от других стран, потому что в стране ощущается нехватка фундаментальных исследован ни. Хотя Китай и добился успехов в области науки и техники, однако собственный инновационный потенциал остается недостаточным, роль науки и техники в развитии экономики пока еще остается невысокой, по-прежнему сохраняется зависимость от импорта, в том числе продукции новых и высоких техно-логий. По мнению руководства КНР, необходимо повышать собственный инновационный потенциал для того, чтобы разрешить вышеуказанные противоречия и ускорить переход от экстенсивной к интенсивной модели экономического роста.

В Китае считают необходимым существенно повысить положение и влияние национальной фунда-ментальной науки в международном научном сообществе. Дополнительно выделяются средства на улучшение условий труда учёных и исследователей, на приглашение и привлечение лучших зарубежных научных кадров, закупки самого современного научного оборудования. Всё это наценено на то, чтобы китайские учёные смогли в целом ряде научных дисциплин достигнуть успехов, соответствующих передовому международному уровню.

В последние годы Китай прилагает огромные усилия для развития международного научного сотрудничества. Китай как равноправный партнёр принимает активное участие в международных программах термоядерного синтеза, изучения генома человека, в международном эксперименте с нейтрино

на Даяваньской АЭС. В последние годы Китай объявил о запуске плана действий по научно-техническим инновациям в рамках инициативы «Один пояс, один путь», главным содержанием которого являются научно-технические и гуманитарные обмены, создание совместных лабораторий, сотрудничество в области научно-технических парков и передача технологий. По данным на конец 2017 г., Китай проводит научно-техническое сотрудничество со 160 странами и регионами, подписал более 110 межправительственных соглашений о научно-техническом сотрудничестве.

В результате за последние годы в результате быстрого развития фундаментальных наук в КНР активно развивалась инновационная экономика в ряде отраслей науки и техники. Среди наиболее быстро развивающихся отраслей науки и техники и развитие на их базе новых и высоких; технологий следует выделить такие области, как биотехнологии,

информационные технологии, нанотехнологии и наноматериалы, атомная энергетика, авиационные технологии, космические технологии, ракетная техника и возобновляемые источники энергии.

Зоны новых и высоких технологий КНР как фактор развития науки и техники

Тем не менее превращение Китая в технологическую державу во многом зависит от его участия в международном сотрудничестве, в том числе — с транснационапьными корпорациями (ТНК). Для достижения баланса собственных интересов стороны выстраивают систему взаимовыгодных отношений. Рассматривая китайский рынок высокотехнологичной продукции как перспективный и высокодоходный, ТНК стремятся максимально расширять своё присутствие в КНР. Китай же, применяя тактику привлечения и ограничений, осуществляет заимствование технологии и продвигает развитие высокотехнологичного сектора национальной экономики. Одновременно вырабатывается комплекс целенаправленных мер, сочетающих элементы государственного и рыночного регулирования; материальные, финансовые, научно- технические средства и кадры концентрируются на развитии и внедрении собственных инноваций.

двойной клик - редактировать изображение

Для скорейшего внедрения новейших достижений науки и техники в КНР на конец 2013 г. действовало 112 зон развития новых и высоких технологий, являющихся по своему характеру современными научно-технологическими комплексами, которые способны превращать фундаментальные открытия в научно-технические разработки прикладного характера и обеспечивать конкурентоспособное производство. Зоны развития новых и высоких технологий (ЗРВТ, National hi-tech industrial development zone, HIDZ, гоцзяцзи гаосинь цзишу чанье кай-фацюй) являются особой формой научно-технического сотрудничества вузов, научно-исследовательских учреждений, малых инновационных компаний, консультационных фирм, обслуживающих организаций, местной администрации и крупных промышленных предприятий. Их деятельность способствует превращению науки в производительную силу. Ведущую роль в создании ЗРВТ в Китае играют Министерство науки и техники (ранее Государственный комитет по науке и технике) и Академия нате КНР.

Во многих крупных городах Китая вузы, академические и отраслевые НИИ расположены рядом друг с другом в каком-то определённом месте города, наподобие Академгородка в Новосибирске. В этих районах или рядом с ними стали размешаться высокотехнологичные компании, для которых научные центры и университеты готовят молодых специалистов.

Для китайских научно-технических работников и инженеров ЗРВТ явились своего рода «особыми экономическими зонами», которые привлекали их на выгодных условиях в особую сферу, находящуюся на пересечении деятельности научно-исследовательских, конструкторских организаций, вузов, промышленности.

В соответствии с ходом научно-технического прогресса в мире направления развития в промышлен-ности новых и высоких технологий пересматриваются и дополняются. В 2005 г. по инициативе Министерства информатики КНР в Китае были выделены в особую категорию 11 зон государственного уровня по производству продукции программного обеспечения. Основным условием вхождения в эту зону является доля доходов от продаж и экспорта продукции программного обеспечения, которая должна превышать 70%.

Первая зона развития высоких технологий в Китае (известная как Шэньчжэньский научно-про-мышленный парк) была создана в июле 1985 г. в экономической зоне Шэньчжэнь Академией наук КНР и правительством г. Шэньчжэнь. В мае 1988 года состоялось официальное открытие эксперимен-тального района развития высоких технологий в Пекине. Подобные районы появились и в других крупных городах.

В этих районах действует особый преференциальный режим для зарегистрированных компаний, работающих в области высоких технологий и новой техники, разрешено предоставлять налоговые льготы иностранным инвесторам, специализирующимся в сфере высоких технологий. Налоговые льготы подобны предоставляемым в свободных экономических зонах (СЭЗ), но их предоставление входит в компетенцию Министерства науки и технологий КНР, а не местных властей. Создание и функционирование ЗРВТ определяется такими нормативными документами, как «Порядок и процедура предоставления статуса предприятий новых и высоких технологий в зонах развития высоких технологий», «Временное положение о некоторых направлениях политики в зонах развития высоких технологий», "Положение о налогообложении в зонах развития высоких технологий» и др.

Как правило, районы развития высоких технологий КНР проходили в своем развитии три этапа: 1) «промышленная зона»; главная цель этого этапа - создание благоприятной среды и законченной инфраструктуры для привлечения и удержания крупных предпринимателей и транснациональных компаний для формирования сбалансированного контингента, которая в будущем могла бы репрезентативно представить деятельность зоны; деятельность характеризовалась притоком технологий;

2) «технологически ориентированная промышленная зона» — на этом этапе формируется система взаимоотношений с ведущими отечественными научно-исследовательскими организациями и зарубежными научными парками;

3) «исследовательский парк» — этот этап представляет более высокую ступень развития предыдущего этапа, деятельность зоны характеризуется большим объёмом рыночно ориентированных прикладных исследований; главный признак третьего этапа — разработка и реализация новых технологий.

Структура современного китайского научно-технологического парка, одной из главных задач которого является трансфер технологий, включает три основных блока: научное ядро, периферийные подразделения и система связей, обеспечивающих целостность всей структуры.

Ядро, задача которого разрабатывать высокие технологии, состоит обычно из четырёх элементов: исследовательская зона (университет или группа научно-исследовательских центров), организующая разработку передовых технологий, и связанные с ней малые предприятия; базы данных технической информации и выставочный комплекс; учебный центр и центр передачи технологий, где специалисты овладевают новыми технологиями; бизнес- инкубатор. Периферия ядра строится из трёх крупных блоков: жилая зона и обслуживающие ее предприятия и службы; зона рыночной инфраструктуры, требующаяся для организации бизнеса; производственная зона.

Технопарк обычно включает в себя такие структуры, как правление, дирекция, экспертный совет, бухгалтерия, бизнес-школа, консалтинговые, инжиниринговые, лизинговые и страховые компании; сервисный центр, имеющий в распоряжении отель и апартаменты, рестораны, группу переводчиков, оргтехнику и средства связи. Доходы научно-технологических парков формируются из прямого финансирования учредителями, оплаты оказанных клиентам услуг, арендной платы, полученной от клиентов, прочих доходов от собственности (гостиниц, предприятий питания, конференц-залов и т. п.), а также косвенного государственного финансирования в виде льгот по налогам и арендной плате.

ЗРВТ и научно-технологические парки Китая развиваются на основе сочетаний политики предпринимательства и государственного регулирования. Например, Пекинский экспериментальный район развития высоких технологий Чжунгуаньцунь является центральным в КНР звеном проведения исследований в области естественных наук и высоких технологий, в настоящее время Чжунгуаньцунь включает научный парк, состоящий из 25 научно-исследовательских институтов АН Китая и более чем 50 ведущих государственных лабораторий; центр по подготовке специалистов с докторской и постдокторской степенью, зону «инкубации» высокотехнологичных предприятий, парк электронной техники и зону разработки программного обеспечения.

В 2001 г. в Китае были созданы 22 научно-технологических парка государственного уровня при вузах. Они прошли утверждение Министерства науки и техники и Министерства просвещения КНР. Открытие научно-технических парков при вузах направлено на содействие внедрению научно-технических разработок в производство, развитию высокотехнологичных предприятий и подготовке специалистов. Средние темпы развития научно-технических предприятий, созданных вузами, составляют около 15% в год.

К настоящему времени существующие зоны развития высоких технологий КНР располагают развитой современной производственной базой, инфраструктурным обеспечением, значительным научно-техническим потенциалом и комплексной системой коммерциализации научных результатов. Они вступили в период стабильного функционирования и стали эффективным механизмом реструктуризации промышленности страны и одной из основных форм развития высоких технологий, явились катализаторами передовых научно-технологических идей, обеспечили подпитку экономики инновациями и могут эффективно решать такие проблемы, как безработица, утечка мозгов, струк-турная перестройка экономики регионов и развитие социальной и инфраструктуры.

За 18 лет, с 1995 по 2013г., в ЗРВТ количество предприятий увеличилось почти в 5 раз, а численность занятых в них — с 1 млн до 14,6 млн чел. В результате валовая продукция промышленности в ЗРВТ увеличилась со 140,2 млрд юаней в 1995 г. до 20 трлн юаней в 2013 г., а их доля в ВВП КНР - с 2,3% до 31,4%. При этом объём экспорта произведённой в ЗРВТ высо-котехнологичной продукции вырос с 2,930 млрд долл. (1,5% общего экспорта КНР) до 413,3 млрд долл. (18,7%).

Таким образом, благодаря созданию ЗРВТ за 15 лет Китай из технологически отсталой страны превратился в одного из мировых лидеров в сфере высокотехнологичного производства. Большая часть ЗРВТ в Китае находится в городах центрального подчинения — Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Сиань и в приморских районах Китая, где имеются НИИ и вузы, обладающие первоклассным оборудованием и высококвалифицированными кадрами. Однако по объёму экспорта больше его половины - 60,3% приходится на чисто иностранные предприятия. Как мы видим, в сфере производства высокотехнологичной продукции роль государства невелика.

Уровень развития нанотехнологий в КНР

В различных странах мира активно ведётся работа по стандартизации нанотехнологий. С 2001 г. Министерство науки и технологий КНР также реализует проект разработки стандартов нанотехнологий и наноматериалов. В КНР был создан государственный орган по разработке стандартов в области нанотехнатогий, что стаю очередным шагом страны по стимулированию развития этой отрасли. Национальный комитет по стандартизации в области нанотехнологий начал работу в июне 2006 г., его возглавил вице-президент АН Китая Бай Чуньли, который впоследствии заменит Лу Юнсяна во главе Академии наук КНР. Данный орган занимается координацией работы правительственных структур и исследовательских институтов с цепью ускорения разработки терминологии, системы измерений и производственных норм в международных стандартах в области нанотехнологий. Китай, стремящийся выйти на передовые позиции в этой нарождающейся отрасти, принял семь стандартов в области нанотехнатогий и сообщил, что это первая в мире серия национальных нанотехнолошческих стандартов.

В настоящий момент по ряду разработок в сфере нанотехнологий Китай приблизился или достиг передового мирового уровня. Китайские ученые получили научные результаты и опубликовали статьи в известных научных изданиях, которые признаны и цитируются ведущими учёными в этой области. Восемь НИИ и вузов Китая вошли в чисто 50 крупнейших мировых научно-исстедовательских учреждений, занимающихся исследованиями и разработкой нанотехнологий.

В КНР наиболее бурное развитие получили пять сфер развития нанотехнологий: 1) передача ин-формации; 2) биофармацевтика; 3) энергоресурсы; 4) охрана окружающей среды; 5) функциональные материалы. Во всех этих сферах нанотехнологий Китай уверенно входит в тройку ведущих стран мира как по количеству патентных заявок, так и по количеству научных публикаций. В частности, по количеству патентных заявок по нанотехнологиям Китай занимает 4-е место в области передачи информации, 1-е место в области биофармацевтики и охраны окружающей среды, 2-е место в области функциональных материалов и 3-е место в области энергоресурсов. По количеству пу-бликаций в сфере нанотехнологий Китай занимает 1-е место в области охраны окружающей среды и 2-е место в области передачи информации, биофармацевтики, энергоресурсов и функциональных материалов.

Летальный анатнз статистических данных по развитию нанотехнологий в мире показывает, что Китай наряду с США. Японией и Республикой Корея имеет наиболее высокие показатели в области нанотехнологий как по количеству заявленных патентов, так и по общему количеству публикаций. Обращают на себя внимание и высокие показатели Российской академии наук по общему количеству публикаций практически во всех сферах (второе или третье место) за исключением производства материалов в сфере энергоресурсов, уступая в этом только Академии наук Китая. Однако Китай существенно опережает Россию и другие страны мира по количеству патентных заявок.

Следует также отметить, что к числу ведущих учебных заведений КНР, имеющих серьёзные достижения в сфере нанотехнологий, помимо Пекинского университета Цинхуа также относятся Нанькайский университет в Тяньцзине, Нанкинский университет, Фуданьский университет в Шанхае, Чжэцзянскнй университет в Ханчжоу и Шанхайский университет Цзяотун.

Выводы

Главным в китайском опыте инновационного развития для России следует признать выработанную и реализуемую на протяжении 40 лет научно-техническую политику, предусматривающую выработку долгосрочной и среднесрочной программы развития науки и техники, программы повышения качества науки и подготовки научно-технических кадров, а также повышение финансирования государственных расходов на развитие науки и техники до 2,2% ВВП.

Как мы видим, на протяжении всех 40 лет реформ в Китае уделяли огромное внимание развитию образованию и науки. В стране сложилась система подготовки кадров «школа — университет — аспирантура», заметно увеличилось количество не только специалистов с высшим образованием, но и обладателей ученых степеней, выросло количество научных публикаций. Заметно повысился уровень образования в китайских университетах, а некоторые из них: например, университет Цинхуа в Пекине или Фуданьский университет в Шанхае, - вышли на первые строки мировых универ-ситетских рейтингов.

Следует обратить внимание на заметное увеличение финансирования расходов в РФ на НИOKP и их рост относительно ВВП страны. В Китае эта доля составляет 2,18%, что намного выше российского показателя, составляющего чуть больше 1%. При этом в науке КНР лидирующую роль продолжают играть, обеспечивая основные научные достижения страны, три национальные академии: Академия наук, Академия общественных наук и Инженерная академия.

С учетом успешности китайского опыта нашему правительству следует повысить роль Российской академии наук и создать действующую цепочку для внедрения научных достижений и открытий в практику: академические институты - прикладные исследования - серийное производство новой высокотехнологичной продукции. С этой целью необходимо создать зоны развития новых и высоких технологии на территории России на базе региональных отделений РАН и передовых отраслевых. В целом следует отметить, что использование китайского опыта инновационного развития экономики для России может осуществляться с максимальной эффективностью в создаваемых российско-китайских технопарках на территории КНР и на Teppитории наукоградов в РФ. В ходе совместной деятельности можно будет выработать особый преференциальный режим на территории России для зарегистрированных компаний в области высоких технологий и новой техники, предоставлять налоговые льготы иностранным инвесторам в сфере высоких технологий, выработать необходимые нормативные документы по созданию и функционированию зон развития новых и высоких технологий, а также создать научно-технологические парки, в которых должен быть сосредоточен основной интеллектуальный потенциал зон развития новых и высоких технологий.

Публикация: "Изборский клуб" №3(69)

1.0x