Бесснежный декабрь присыпал землю седым инеем. Прошло уже больше четырёх месяцев, с тех пор, как мы с инструкторами по стрельбе и некоторыми ветеранами боевых действий, участвовали в съёмках на трофейной технике на одном из подмосковных полигонов. В сентябревоенные уч нам удалось очень неплохо освоить посадку и высадку с «Кугуара» и с «М113», несмотря на то, что у сто тринадцатого не работал механизм сброса аппарели.
В этот раз мы ездили тренироваться на стрелковый полигон. Проезжая мимо площадки с трофейной техникой, мы увидели, что покорёженных машин прибавилось. Между битыми машинами суетился инженер Сан Саныч, который был нашим мехводом на «Кугуаре», когда мы работали над съёмками фильма.
На обочине дороги мы заметили знакомые фигуры ребят, которые занимаются беспилотными системами. В этот раз их было четверо на один коптер - два инструктора и два курсанта. Аппаратуру они переносили в рюкзаках. Судя по грязи на ботинках и наколенниках, инструктора развлекались тем, что обучали курсантов работать парой: один бежит в назначенную заранее зону, готовит «птицу» к вылету, вставляет аккумулятор, распрямляет лучи, активирует и сматывается. Второй пилотирует из грязной траншеи. Такой протокол обеспечивал минимальную безопасность.
Мы поздоровались. Времени у нас было предостаточно, поэтому решено было остановиться, угостить парней чаем из термоса и шоколадками. Разговорились.
Наши коллеги-инструкторы рассказали нам, что минувшим летом за океаном появились обновления к мануалу - «ATP 3. -20.15» «Танковый взвод».
Смысл дополнения заключался в рекомендациях по обороне бронетехники от беспилотных систем.
Поскольку мы внимательно читаем журнал «Задачи и цели», можем подтвердить то, что на страницах журнала летом действительно царило оживление в комментариях.
Пассаж о воззрениях на оборону танкового взвода от БПЛА действительно вызвал много смеха среди зарубежных ветеранов боевых действий и военнослужащих. На иллюстрации, в небе был изображён беспилотный летательный аппарат самолётного типа. На земле же был изображён танковый взвод из четырёх танков М1А1, в конфигурации «линия». На рисунке танки вели огонь по БПЛА самолётного типа, выбирая для упреждения достаточно привычный для любого американца интервал «половину футбольного поля». В рекомендациях было написано, что огонь по беспилотнику должен вестись из 120-мм пушки снарядом М1208. М1208 - снаряд насыщенный своего рода картечью, 1000 вольфрамовых шариков, которые можно использовать как против пехоты, так и теоретически против беспилотников. Кто бы мог подумать, что беспилотники, которые никто всерьёз не воспринимал, пятнадцать лет назад, будут жечь серьёзную технику стоимостью в миллионы долларов.
Но вернёмся к мануалу. Практика показала, что танки можно поджечь комбинированной атакой дронов, которые по габаритам во много раз меньше чем изображённый на рисунке беспилотник самолётного типа.
Для работы по БПЛА «классического», более привычного типа, маленьких габаритов даны рекомендации по упреждению. Вряд ли рекомендации, приведённые в дополнении к мануалу, действительно могут помочь бороться с дронами в критической ситуации. В статье под названием «Сбивать беспилотники из танков» Мэтт Уайт поясняет, что данные рекомендации являются упрощенными. Приведу цитату:
«Новое руководство представляет собой первую переработку армией процедур противодействия беспилотникам. Но простые схемы, - это далеко не первая попытка оборонного ведомства разработать тактику противодействия БПЛА. На самом деле, большинство комментаторов упустили из виду тот факт, что иллюстрации взяты из раздела, посвящённого намеренно упрощённым учениям по отработке немедленной реакции. Учения по отработке немедленной реакции знакомы любому солдату как основные элементы боевой тактики, простые, короткие и легко запоминающиеся инструкции для конкретных сценариев, которые отрабатывают до тех пор, пока они не станут привычными. Однако, изменения, внесённые в мануал, показывают, что армия хочет, чтобы боевые действия против БПЛА стали для военнослужащих «привычными»».
Вполне резонное утверждение. В мануале (свободно выложен в интернете) написано следующее:
«Взвод (имеется в виду танковый взвод из четырёх машин) должен исходить из того, что за ним наблюдают вражеские разведывательные и целеуказательные системы, а не из того, что он находится под защитным прикрытием дружественных подразделений ПВО и противоракетной обороны…
…Взвод должен быстро реагировать и надлежащим образом отвечать, а также сообщать о любых признаках возможного наблюдения или нападения со стороны противника».
Меры делятся на активные и пассивные, и там есть рекомендации по навариванию решёток «мангалов» из подручных средств. Резонная мысль возникла у зарубежных экспертов - выделять из четырёх человек экипажа одного, скорее всего заряжающего, для наблюдения за «небом» и своевременного оповещения экипажа об угрозе. Обычно наиболее эффективную функцию наблюдения за полем и за небом осуществляет пехота, сопровождающая танк.
По материалам журнала «T&P» армия запрашивает на 2026 финансовый год сто восемь миллионов долларов на разработку систем повышения живучести бронетехники.
Система, которой должны оборудовать бронетехнику, называется МАРS. Это модульная система для защиты бронетехники, позволяющая комбинировать средства радиоэлектронного обнаружения, подавления и противодействия БПЛА различного типа. Действительно, системы защиты типа «Стальной кулак» используется на израильской технике.
Система действует по следующему алгоритму: интегрированная радиолокационная система обнаруживают и идентифицируют направленные на танк ракеты или БПЛА, информация обрабатывается бортовой электроникой, которая координирует запуск навстречу снарядов, которые называются «перехватчики», которые построены из легкосгораемых материалов, что призвано минимизировать осколки. Перехватчики (количеством от двух до шести) фугасным взрывом уничтожают вражеский снаряд и отклоняют осколки с первоначальной траектории полёта. Система «Стальной кулак» рассчитана на перехват вражеской угрозы, разрушая её мощной ударной волной от взрыва.
Надо добавить, что это дорогие системы, которые к тому же легко вывести из строя, в случае комбинированной атаки нескольких беспилотников, или комбинированной атаки и БПЛА, и расчётов ПТУР, например.
Ещё одним элементом активной защиты от маленьких, но смертоносных «птиц», являются 50-киловаттные лазерные установки, которые монтируются на БТР «Страйкер». Система называется M-SHORAD и, судя по информации с сайта Аrmy recognition group, представляет собой систему противовоздушной обороны ближнего действия с низкой себестоимостью поражения цели. Она защищает маневренные силы от ракет, артиллерии и минометов; беспилотных летательных аппаратов, а также пилотируемых самолетов и вертолетов. Кроме того, она обеспечивает солдатам эффективную систему противодействия БПЛА, а также возможности контрразведки, наблюдения и рекогносцировки. Радар DE M-SHORAD обнаруживает вражеский БПЛА на расстоянии около 8 километров. Лазер захватывает цель, отслеживая её по мере приближения к машине. При обнаружении минометного огня лазер быстро перемещается для перехвата снарядов и производит выстрел, мгновенно посылая нагретую энергию в снаряд, который уничтожается за считанные секунды. Затем лазер возвращается, поражает беспилотник.
Лазер DE M-SHORAD, (50 кВт) питается от батарей, заряжаемых дизельным двигателем БТР. Машина также оснащена системой управления боем и компьютеризированной системой связи, включающей системы захвата цели (мануальный, автоматический и полуавтомат), выбор точки прицеливания и управления точкой прицеливания, подключенные к системе управления боем армии. Датчики захвата и сопровождения состоят из инфракрасных компонентов с широким полем зрения, для захвата цели и ИК-датчиков точного слежения за целью с узким полем зрения.
Пока мы пересказывали друг другу новости, краем глаза я смотрел на участок полигона, куда свозят битую иностранную технику.
Четыре коробки М113 стояли рядышком в достаточно плачевном состоянии. Облупившаяся краска, следы пожара на броне. Металл покрылся бархатистым налётом гари. Одна из искорёженных машин сильно накренилась на правый борт, словно устав бороться с гравитацией. Траки распластались по мёрзлой земле, а покорёженные катки был забиты грязью и окалиной. Над бронетранспортером явно потрудились «птицы», ведомые умелыми пилотами.

двойной клик - редактировать изображение


