На раскалённом полигоне, где воздух дрожал от палящего сентябрьского солнца, стояли две трофейных бронемашины - четырёхколёсный высокий «Кугуар» оливкового цвета и квадратная американская М113. Массивный кузов БТР М113, покрытый слоем пыли и следами многочисленных попаданий в борта, напоминал мыльницу. На крыше «мыльницы» крепилась на ободе самодельная противодронная сетка, которая напоминала откидную крышу салонов первых автомобилей начала двадцатого века.
Нас с коллегами пригласили принять посильное участие в съёмке батальных сцен для одного ролика. Для работы на трофейной технике требовались люди, которые знакомы и с тактикой, и с техникой. Поскольку наша команда изображала оппонента на трофейных образцах во время одного из шоу в парке «Патриот», и мы были знакомы с матчастью, нас позвали ещё раз, но уже для другого проекта. Это был прекрасный повод ознакомиться с зарубежной бронетехникой и изучить её характеристики, что называется «лицом к лицу».
Рому Карася с пулемётом мы определили в башню «Кугуара», а сами быстро взобрались по ступенькам бронетранспортёра и разместились вшестером в десантном отделении. Гриша, как командир, занял место справа от водителя. Я сидел ближе всего к двери, и мне нужно было по команде расстопорить дверь десантного отсека, повернув рукоятку, и ударом ноги отворить свою створку, после чего, пригнув голову, чтобы не удариться о верхний комингс из броневой стали (который висел очень криво, будучи прилепленным на «велкро» баллистики чёрного цвета), выскочить наружу, на свою сторону. Паша (ветеран боевых действий, который в реале поджёг М113 несколько лет назад) посоветовал выходящим держать карабин, так, чтобы не ударить себя прикладом по зубам. Залезая обратно в десантный отсек, я обратил внимание на то, что на крыше вместо термооптической наблюдательной аппаратуры зияло пустое место, однако кабели с коннекторами безвольно свисали с крыши.
Историческая справка:
Когда американское командование в 2001-2003 годах столкнулось с тем, что большое количество военнослужащих лишаются на марше жизни и здоровья из-за подрыва на минах и СВУ, инженеры стали искать решение, как эффективно защитить экипаж от ОМП. Компания Force Protection Industries разработала броневик на основе гражданского грузовика. «Кугуар» был модернизирован и укреплен с целью повышения защиты и способности справляться с взрывными устройствами. Основной целью проекта было создание бронированного транспортного средства, способного эффективно защищать военнослужащих от мин и взрывов.
После успешных испытаний и демонстраций своей эффективности, MRAP Cougar был принят на вооружение американской армии в 2004 году.
Cougar был одним из самых популярных и широкоиспользуемых транспортных средств в программе MRAP (Mine-Resistant Ambush Protected – «Защита от мин и засад»). Программа MRAP была запущена для обеспечения более высокого уровня защиты военнослужащих от взрывов и засад во время операций в Ираке и Афганистане. Cougar продолжал развиваться и совершенствоваться на протяжении военных операций. Применение MRAP Cougar позволило значительно снизить количество жертв среди военнослужащих, передвигавшихся на дорогах, защищенных этими транспортными средствами. Бронированный дизайн машины предоставлял экипажу и пассажирам значительную степень защиты от взрывов и обеспечивал более безопасные условия передвижения в опасных зонах.
Гриша изучал устройство кабины. Помимо органов управления на приборной панели выделялись тумблеры активации противопожарной системы двигателя и десантного отделения. Мы же прочитали и перевели таблички с правилами в отделении, и на двери, (они были идентичны и советовали зафиксировать все вещи, быть осторожными и ставить ноги на подножки сидений, чтобы сохранить своё здоровье и жизнь). Подножка для пулемётчика имела регулировочную педаль, поэтому Карась выполз через люк на крышу, и Данила с Романом подняли «табуретку» повыше. Пока машина стояла, можно было проводить такие действия. Карась спустил ноги в салон, поставил их на подножку и остался удовлетворён высотой своего помоста. Слева, в хвосте десантного отсека, находился кондиционер, который не работал. Провода лежали как попало. Я собрал их и разложил по маркировке, упрятав в кожух, чтобы не болтались.
- Приготовиться! – скомандовал Григорий.
Мы прорепетировали выход два или три раза, и я оценил Пашин совет. Конфигурация для развёртывания с машины у нас была выработана Павлом. Сначала выходят на свои стороны те, кто сидит у дверей, занимают позиции, прикрываясь бронёй «Кугуара», потом выходят вторые номера, встают сзади первых, контролируют свои сектора. Карась всё это время «поливает» из пулемета пространство, занимаемое условным противником. Гриша выбегает последним, желательно через десантный отсек, а не через боковую дверь. Водитель и пулемётчик остаются на месте, если машина не обездвижена.
- Ну что вы там, наигрались? – спросил механик–водитель Сан Саныч, - пора трогаться.
Мы поднялись по ступенькам, придерживая карабины, и расселись по ранжиру. Теперь все знали кто за кем выходит, на какую сторону, и какой сектор кроет.
Механик–водитель рассказывал про как по крупицам восстанавливали в гараже трофейные бронемашины - М113, «Кугуар» и два БТРа, собранных и модифицированных в Чехии.
- А чего в М113 не пошли? – спросил водитель, - просторная коробка.
- А там аппарель всё равно не скидывается, и наружу выходить придётся через дверь! – отозвался я, - хоть мы и играем оппонента, но позориться не хочется.
- Да, верно, там после попадания, система открывания аппарели вышла из строя. Там тросики такие… - Водитель показал руками конфигурацию тросиков. – Ну, починим. И не такое чинили!
Дальше мы пылили по дорогам полигона, и когда Паша случайно присел на кондиционер, кондиционер заработал. На короткой остановке мы с Гришей попытались снять съезжающий вниз броневой комингс, и нам даже удалось отцепить его от велкро, однако вытащить из дверного проёма не получилось. Пришлось закрепить обратно. С «Кугуара» можно было одновременно десантироваться вдвоём, благо на створках двери были длинные поручни. Трап был высоким, да и сама машина была высокая, 2600мм, однако её высота компенсировалась тем, что бронетранспортёр мог выдержать наезд на мину и попадание нескольких РПГ.
- Машина интересная! – подытожил мехвод, делая глоток из бутылочки с водой, - состоит на вооружении Польши, Грузии, Дании, Хорватии, Словении, Италии и многих других стран. Этот образец, кстати, мог туда, а потом к нам, попасть из Польши.
- А вот интересно, - подал голос из люка Карась, - какая техника сейчас на вооружении Польши, - американская?
- Да хрен знает! – водитель почесал нос, - самому интересно, мало ли…
Я пометил себе в записной книжке порыть информацию на сей счёт, и когда добрался до компьютера, то нашёл глянцевый журнал «Нова Текника Войскова». В номере за 2025 год я прочитал свежую информацию по бронетранспортёрам.
В марте этого года был подписан долгожданный исполнительный контракт с компанией Huta Stalowa Wola (HSW) на поставку 111 новых боевых машин пехоты «Борсук» (Барсук), в период с 2025 по 2029 годы (с возможностью ускоренных поставок). Это первый из запланированных контрактов на технику данного класса, и он базируется на соглашении от февраля 2023 года, которое предусматривает максимальный заказ в объёме 1014 БМП и 341 машины на базе универсальной гусеничной платформы — то есть варианты «Борсука», оснащённые специализированными системами. Поставка 111 БМП (включая пять ранее изготовленных единиц) рассчитана на оснащение двух механизированных батальонов в рамках действующей организационной структуры. БМП «Борсук» будут оснащены башнями ЗССВ-30 в модифицированном варианте, адаптированном для обработки информации с грифом «ограниченного доступа». Специализированные машины будут разрабатываться на базе универсальной гусеничной платформы в двух основных вариантах: со стандартным корпусом (например, разведывательные транспортеры «Жук», бронеавтомобили технической помощи «Гекон» и разведывательные машины РХБЗ «Арес»), а также с удлинённым корпусом, обеспечивающим больший внутренний объём (например, командно-штабные машины «Осётр» и медицинские эвакуационные машины «Готем»). Требования к этим специализированным платформам в настоящее время находятся на стадии анализа.
Общий спрос на такие машины оценивается примерно в 700 единиц, включая боевые и специализированные варианты. В августе 2023 года Агентство вооружений подписало рамочное соглашение с PGZ, выступающим лидером промышленного консорциума, на создание и поставку демонстраторов/прототипов CBWP. В прошлом году планировался заказ первых серийных машин этого класса. Тогда было принято решение реализовывать проект на основе иностранной лицензии. Консорциум под руководством PGZ в последние месяцы проводит анализы по возможности приобретения лицензии на производство шасси CBWP у нескольких зарубежных производителей. Башенный модуль, в свою очередь, предполагается разработать как модернизированную версию модели ЗССВ-30 с повышенной баллистической защитой, в составе консорциума, включающего Huta Stalowa Wola и WB Group.
По компоновке Барсук отдалённо напоминает «Брэдли», и предназначен для замены устаревшей БМП BWP-1, которая в настоящее время находится на вооружении.
В сентябре 2020 года прототип успешно прошёл серию обширных военных практических испытаний, одновременно с этим началась подготовка технической документации БМП к будущему серийному производству.
Строительство четырёх дополнительных прототипов было начато в апреле 2022 года, в результате чего стоимость разработки увеличилась до 262,06 млн злотых.
В ноябре 2022 года на полигоне в городе Ожиш состоялись презентация и ознакомительные испытания БМП Borsuk. Их видели министр обороны Польши Мариуш Блащак, а также официальные лица HSW и СМИ. В ходе презентации было объявлено, что квалификационные испытания планируется завершить к середине 2023 года и что первым новые БМП получит 16-я механизированная дивизия. Тогда же предполагалось, что другие типы ПТУР будут интегрированы с башней ZSSW-30 и что шасси Borsuk послужит основой для других специализированных машин.[7]
28 февраля 2023 года Агентство вооружений (агентство по закупкам Министерства обороны Польши) подписало соглашение с HSW на поставку 1000 БМП Borsuk и 400 вспомогательных вариантов на том же шасси. Borsuk оснащён дистанционно управляемым боевым модулем ZSSW-30, вооруженный 30-мм автопушкой Mk44S Bushmaster II и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом UKM-2000C. В башне также установлены две противотанковые управляемые ракеты Spike-LR в пусковом контейнере, установленном на правом борту модуля. Боекомплект ZSSW-30 составляет около 300 выстрелов для автопушки, в том числе более 200 выстрелов для ПРО и 250 выстрелов для пулемёта в режиме готовности к использованию. Это один из самых больших боекомплектов по сравнению с другими подобными системами.
Пушка имеет скорострельность в 200 выстрелов в минуту для стандартных боеприпасов и 120 выстрелов в минуту для ПРО. Он имеет углы места от −9° до +60°. ПТРК могут поражать цель на дистанции от 200 метров до 4 километров при ручном наведении и до 4,5 километров в режиме «выстрелил-забыл».
Второй бронетранспортер, на который следует обратить внимание, это, похожий на американский «Страйкер», разработаный изначально в Финляндии БТР «Patria AMV».
Программа колёсных бронетранспортеров «Росомаха» за последнее время получила несколько важных обновлений, связанных с приобретением новых специализированных вариантов этой машины, разработанных и сейчас выпускаемых компанией Rosomak.
В июле 2024 года Агентство вооружений подписало исполнительный договор с консорциумом, включающим Huta Stalowa Wola, PGZ, а также WB Electronics и Rosomak, на поставку 58 новых колёсных машин «Росомак» с башнями ЗССВ-30, с планируемыми поставками в 2026–2027 годах. Ранее, в декабре прошлого года, был подписан контракт на партию из 80 машин «Росомак-Л» — удлинённой версии, также оснащённой башней ЗССВ-30. Их поставка запланирована на 2027–2028 годы. Кроме того, в этом году продолжаются поставки модернизированных машин «Росомак», которые переделываются из базовых версий (взятых из запасов Вооружённых сил Польши) и оснащаются башнями ЗССВ-30. Эта работа ведётся по соглашению от июля между Агентством вооружений и консорциумом HSW, PGZ, WB Electronics и Rosomak. Контракт предусматривает поставку 70 башен ЗССВ-30 и их интеграцию с машинами «Росомак» в период с 2023 по 2027 годы.
Поставки включают также специализированные варианты на базе шасси «Росомак». За прошлый год было поставлено 11 медицинских эвакуационных машин «Росомак WEM» из общего заказа в 41 машину на 2022–2025 годы (включая восемь заказанных по опциону). В начале 2025 года была поставлена партия из семи технических машин «Росомак WPT» из общего заказа в 18 единиц. До конца 2025 года ожидаются дополнительные поставки: 10 машин «Росомак WEM», 6 машин «Росомак WPT» и 11 технических разведывательных машин «Росомак WRT».
Также производится командно-штабная техника: «Кротон-бис» — последующая версия машины «Кротон», предназначенная для польских подразделений, оснащённых танками Abrams, и машина «Завилец» для подразделений с другими боевыми машинами. В декабре 2023 года был заказан 12-автомобильный комплект командно-штабных машин «Кротон-бис», а в октябре 2023 года — 6 машин «Завилец», все шесть «Завилец» планируется поставить в этом году.
Только в 2028–2029 годах будут произведены 11 новых разведывательных машин РХБЗ «Росомак RSK», так как эта машина всё ещё находится в разработке. В сентябре 2021 года был подписан контракт на НИОКР по созданию прототипа, за которым последует производственная партия из 10 машин. Проект реализуется консорциумом, включающим Rosomak, WB Electronics, Военный завод связи №2 (WZŁ 2) и Военный институт химии и радиометрии (WIChiR). Сборка прототипа продолжалась в прошлом году.
По состоянию на середину 2025 года решение о запуске программы новой колёсной бронетехники (NKTO) ещё не принято. Общая оценка спроса на такую технику составляет около 1000 единиц, включая боевые и специализированные версии. В августе 2023 года Агентство вооружений подписало рамочное соглашение с PGZ, лидером консорциума, на разработку и поставку демонстраторов.
Росомаха по компоновке похожа на «Страйкер», с такой же колёсной формулой, разработана и производится в Финляндии под названием «Patria AMV» с 2003 года. Её особянностью является модульная конструкция, благодаря чему бронемашина выпускается в различных вариантах в зависимости от предназначения. Шасси машины могут иметь колёсную формулу 8 × 8 или 6 × 6.
KTO Rosomak — финская модификация для Вооружённых сил Польши, является лёгкой базовой модификацией (ранее обозначался как AMV XC-360P), без дополнительного бронирования корпуса и с возможностью плавать. Поставленные Польшей колёсные БМП Rosomak применялись оппонентами с осени 2023 года. Следует также знать, что 24 сентября 3 такие машины были потеряны во время неудачной попытки атаки ВСУ под Адреевкой.
«Росомаха» — польская лицензионная модификация Patria AMV, 2006 год — оснащена двухместной башней c 30-мм пушкой Bushmaster Rosomak - БМП, оснащенная двухместной башней HITFIST-30P (модификация башни HITFIST-25, БМП Dardo), итальянской компании OTO Melara, лицензионное производство которой было налажено в Польше. Вооружена: 30-мм автоматической пушкой ATK Mk 44 Bushmaster II и 7,62-мм пулемётом UKM-2000C. Существует много модификаций «Росомахи», - командирская, медицинская, с пулемётом, с пушкой, машина огневой поддержки и много других модификаций.
Когда съёмки закончились, Сан Саныч сказал:
- Приходите ещё, я думаю, в ближайшее время наша коллекция пополнится!




двойной клик - редактировать галерею





