«Уловка – 22» - это парадоксальная ситуация, из которой человек не может выбраться из-за противоречащих друг другу правил или ограничений. Этот термин был придуман Джозефом Хеллером, который использовал его в своем романе 1961 года «Уловка-22».
«Уловка-22» часто возникает из-за правил, предписаний или процедур, которым человек вынужден подчиняться, но не может повлиять на них, потому что бороться с правилом — значит принять его.
Одно из значений этого термина заключается в том, что создатели ситуации «Уловки-22» установили произвольные правила, чтобы оправдать и скрыть свои собственные злоупотребления властью.
«Уловка – 22» для Международного уголовного суда, Израиля и ХАМАСа
Главный прокурор Международного уголовного суда Карим Хан заявил 20 мая 2024 года, что он пытается предъявить высокопоставленным фигурам в конфликте Израиль-Газа, включая премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и лидера ХАМАС Йехию Синвара, в войне и преступления против человечности.
В заявлении Карима Хана перечислялись обширные обвинения и требовались дополнительные ордера на арест министра обороны Израиля Йоава Галланта и двух других высокопоставленных лидеров ХАМАС — Мохаммеда Диаба Ибрагима аль-Масри, лидера бригад Изедин аль-Кассам, более известного как Мохаммед Дейф, и Исмаила Ханию, политического лидера ХАМАСа.
МУС — единственный постоянный международный суд, обладающий полномочиями преследовать лиц за геноцид, преступления против человечности и военные преступления. Объявление, сделанное 20 мая, стало историческим: хотя Израиль не подписал Римский статут, на котором основан суд, ордера на арест, если они будут выданы, тем не менее ставят под удар высокопоставленных лидеров страны.
Палата предварительного производства МУС теперь рассмотрит заявление Хана. Если суд одобрит запрос, на пятерых указанных лиц будут выданы международные ордера на арест, которые должны будут обеспечиваться 124 государствами-членами суда.
Сроки принятия решения 20 мая остались неясными: исторически сложилось так, что суду требовалось несколько месяцев, чтобы решить, следует ли выдавать ордера.
Президент Байден назвал заявления об ордерах «возмутительными».
«Позвольте мне внести ясность: что бы ни подразумевал этот прокурор, между Израилем и ХАМАСом нет никакого эквивалента», — сказал он в своем заявлении.
Нетаньяху также назвал заявление МУС «возмутительным», а министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац заявил, что он приказал немедленно создать правительственный «командный центр» для противодействия действиям прокурора.
ХАМАС заявил, что в заявлении приравнивается «жертва к палачу», и потребовал отмены ордеров на арест его лидеров.
Но в запросе Хана 20 мая подчеркивалось, что его офис считает, что международное право и законы вооруженных конфликтов «применимы ко всем».
«Ни один пехотинец, ни один командир, ни один гражданский лидер — никто — не может действовать безнаказанно», — сказал он. «Если мы не продемонстрируем нашу готовность применять закон одинаково, если будет считаться, что он применяется избирательно, мы создадим условия для его краха».
Хан сказал, что у его офиса есть разумные основания полагать, что Нетаньяху и Галлант несут ответственность за преступления, включая голодание гражданского населения как метод ведения войны, умышленные убийства и убийства, преднамеренные нападения на гражданское население и истребление.
По его словам, это произошло после введения «тотальной осады» Газы, которая включала «полное закрытие трех пунктов пересечения границы с 8 октября 2023 года на длительные периоды, а затем путем произвольного ограничения перевозки предметов первой необходимости».
В заявлении также говорится о нападениях на гражданских лиц, в том числе на тех, кто стоит в очереди за едой , препятствовании доставке помощи гуманитарными организациями и нападениях на сотрудников гуманитарных организаций, что вынудило многие агентства прекратить или ограничить свою деятельность. С начала конфликта в секторе Газа были убиты почти 200 сотрудников ООН.
«Израиль, как и все государства, имеет право принимать меры для защиты своего населения. Однако это право не освобождает Израиль или любое другое государство от обязательства соблюдать международное гуманитарное право», — сказал Хан в своем заявлении.
«Несмотря на любые военные цели, которые они могут иметь, средства, которые Израиль выбрал для их достижения в секторе Газа, а именно, умышленное причинение смерти, голода, больших страданий и серьезных телесных повреждений или причинения вреда здоровью гражданского населения, являются преступными», — сказал он.
В деле лидеров ХАМАС Синвара, Дейфа и Хании прокурор заявил, что у его прокуратуры есть разумные основания полагать, что эти люди несут уголовную ответственность за истребление как преступление против человечности, захват заложников, а также пытки, изнасилования и другие акты сексуального насилия в контекст плена.
«По мнению моего офиса, эти люди планировали и спровоцировали совершение преступлений 7 октября 2023 года и своими действиями, включая личные посещения заложников вскоре после их похищения, признали свою ответственность за эти преступления», — сказал Хан.
«Мое управление также утверждает, что существуют разумные основания полагать, что заложники, взятые из Израиля, содержались в бесчеловечных условиях и что некоторые из них подвергались сексуальному насилию, включая изнасилование, во время содержания в плену», — добавил он.
В отдельном отчете, опубликованном 20 мая, независимая группа юридических экспертов, созванная прокурором, заявила, что они согласны с выводами Хана. «Мы тщательно изучили каждое заявление на получение ордеров на арест, а также лежащие в его основе материалы, представленные группой обвинения в поддержку этих заявлений», — написала группа в сопроводительной статье в Financial Times. «Мы единогласно согласны с тем, что существуют разумные основания полагать, что подозреваемые, которых он идентифицирует, совершили военные преступления и преступления против человечности, подпадающие под юрисдикцию МУС».
Подавая заявку на ордер на арест, Хан заявил, что его офис использует свою юрисдикцию на палестинских территориях и что сфера этой юрисдикции распространяется на сектор Газа и Западный берег, включая Восточный Иерусалим.
Палестинская администрация стала членом МУС в 2015 году, что побудило израильских чиновников призвать союзников прекратить финансирование суда. Хотя ни Израиль, ни США не являются государствами-членами МУС, в случае выдачи ордеров израильские чиновники столкнутся с риском ареста в подписавших его странах.
Госсекретарь Энтони Блинкен заявил 20 мая, что Соединенные Штаты не согласны с оценкой прокурора о том, что они обладают юрисдикцией в отношении этого дела. «Международный уголовный суд был создан государствами-участниками как суд ограниченной юрисдикции. Эти ограничения основаны на принципе взаимодополняемости, который, судя по всему, не был применен в данном случае на фоне спешки прокурора добиваться ордеров на арест», — сказал Блинкен.
Другие эксперты по правовым вопросам с этим не согласились. «Международный уголовный суд должен быть готов к шквалу нападений, которые могут произойти — со стороны Израиля и его западных союзников», — сказал Умар Ба, доцент кафедры государственного управления в Корнелльском университете. «Госсекретарь США Блинкен заявил сегодня, что «Международный уголовный суд не обладает юрисдикцией по этому вопросу. Это неправда».
Другие юристы, поддерживающие решение МУС, считают: «чтобы выдержать это испытание, Израилю придется продемонстрировать, что он активно расследует действия Нетаньяху и Галланта на предмет поведения, изложенного в обвинительном заключении Хана».
В конце апреля 2024 года просочилась новость о том, что Хан рассматривает возможность принятия мер против израильских чиновников, что вызвало сильное давление на прокурора с целью пересмотреть свое решение. В начале мая его офис опубликовал заявление, осуждающее попытки «угрожать ответными мерами Суду или его сотрудникам». В письме ведущих сенаторов-республиканцев, включая лидера меньшинства Митча Макконнелла (Кентукки), от 24 апреля МУС предостерегается не предпринимать никаких действий против Израиля.
«Нацельтесь на Израиль, и мы нацелимся на вас», — говорится в письме, которое получило издание The Washington Post. «Если вы продолжите реализацию мер, указанных в отчете, мы прекратим всю американскую поддержку МУС, наложим санкции на ваших сотрудников и партнеров и запретим вам и вашим семьям въезд в Соединенные Штаты».
В Израиле местные СМИ 20 мая сообщили об ожесточенных разногласиях между Нетаньяху и министрами военного кабинета страны, поскольку премьер-министр отклонил предложения на том основании, что они заставят Израиль прекратить войну против ХАМАС. В репортаже 12-го израильского канала процитированы слова бывшего израильского военного начальника Гади Айзенкота, который сказал Нетаньяху: «Никто здесь не хочет остановить войну, но ваша позиция делает невозможным возвращение заложников».
Ближневосточная «Уловка – 22» для Европы
The New York Times в статье «Война отодвигает европейскую политику от Израиля» (22.05.2024) пишет:
«В Европе, долгое время являвшейся жизненно важным источником поддержки Израиля, политический центр тяжести перемещается от правительства премьер-министра Биньямина Нетаньяху.
Испания, Ирландия и Норвегия 22 мая 2024 года признали палестинскую государственность, несмотря на яростное сопротивление Израиля и Америки.
И большинство европейских правительств на этой неделе предложили недвусмысленную поддержку Международному уголовному суду после того, как он запросил ордера на арест премьер-министра и министра обороны Израиля, а также лидеров ХАМАС.
У Израиля по-прежнему есть верные союзники в Европейском Союзе, особенно Венгрия и Чехия, а ключевые игроки, такие как Германия, несмотря на растущее недовольство поведением Израиля, не проявили никакой склонности изменить свою позицию. Растущие разногласия внутри Европы означают, что Европейский Союз, движимый консенсусом, не изменит свою позицию в ближайшее время.
Но европейские страны сталкиваются с растущим международным и внутренним давлением, требующим занять более твердую позицию против действий Израиля на палестинских территориях, и особенно против разрушительной войны в секторе Газа.
Среди членов Европейского Союза Швеция на протяжении десятилетия была единственной, кто признал палестинскую государственность. Европа уже давно поддерживает возможное создание палестинского государства — «решение о двух государствах», против которого упорно выступает правительство Израиля — и выражает разочарование по поводу действий Израиля в секторе Газа и на оккупированном Западном Берегу, но большинство стран не желают идти дальше.
Вместо этого Европейский Союз перед войной приближался к Израилю, в том числе посредством финансово и политически важного партнёрства в сфере торговли и науки.
Война и то, как она развивалась, меняют это. Сочувственные взгляды, которые поддерживали европейскую поддержку Израиля после терактов 7 октября, ослабевают, поскольку война продолжается, гуманитарная ситуация в Газе ухудшается, и Израиль для многих людей выглядит не столько жертвой, сколько агрессором.
Ирландия и Испания, члены ЕС, а также Норвегия, страна, тесно связанная с блоком, сделали в среду следующий шаг, признав палестинскую государственность – резкий упрек Израилю, даже если он не имеет большого практического эффекта и не стал сюрпризом. Три европейские страны открыто критиковали Израиль и поддерживали палестинское дело, даже несмотря на то, что они осудили ХАМАС и жестокое нападение, которое оно предприняло против Израиля 7 октября.
Если больше их соседей последуют их примеру, Европейский Союз может стать основным противовесом американской позиции, согласно которой палестинская государственность должна стать результатом урегулирования с Израилем путем переговоров. Это углубит раскол между Европой и Израилем.
Из Европы и других частей мира поступали предупреждения и опасения по поводу смертоносной и разрушительной кампании Израиля против ХАМАС в секторе Газа. Особое внимание теперь обращено на Бельгию, еще одну глубоко пропалестинскую страну ЕС, которая усилила критику того, как Израиль ведет войну.
«Мы, конечно, видели, как растущий хор голосов, включая голоса, которые ранее поддерживали Израиль, отклонился в другом направлении», — заявил на пресс-конференции Джейк Салливан, советник президента Байдена по национальной безопасности. «Это вызывает у нас беспокойство, потому что мы не считаем, что это способствует долгосрочной безопасности или жизнеспособности Израиля».
Европейский Союз как блок сохранил свои торговые и другие соглашения с Израилем, несмотря на растущие призывы разорвать или резко ограничить их.
Большинство из 27 стран ЕС придерживаются во многом схожих позиций по войне между Израилем и ХАМАСом с 7 октября и претерпели аналогичные изменения.
Они начались с отвращения к атаке, организованной ХАМАСом, в результате которой погибло около 1200 человек и было захвачено более 240 заложников, поддержки права Израиля на самооборону и продолжающейся надежды на решение на основе создания двух государств. Они призвали Израиль к сдержанности во время бомбардировок, блокады и вторжения в сектор Газа. Затем последовала откровенная, все более острая критика израильской кампании, в результате которой на данный момент погибло около 35 000 человек — комбатантов и мирных жителей, — которая вынудила большинство жителей Газы покинуть свои дома, вызвала нехватку продуктов питания и медикаментов и сровняла с землей многие здания на территории.
Поддерживая Израиль, такие страны, как Венгрия и Чехия, могут сыграть решающую роль в определении того, что Европейский Союз может и — особенно — чего он не может сделать, когда дело касается Ближнего Востока. Австрия также остается близкой к Израилю, в то время как другие критикуют ее.
Внешняя политика – это национальная прерогатива, ревностно охраняемая членами ЕС, которые уступают блоку многие другие полномочия. Позиции ЕС в международных делах могут быть достигнуты только путем единогласного консенсуса, что делает маловероятным, что она займет четкую позицию по Израилю и Палестине в ближайшее время.
Когда прокурор Международного уголовного суда в понедельник запросил ордера на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и министра обороны Израиля Йоава Галланта, большинство европейских стран и сам ЕС не стали занимать открытую позицию по этому поводу, но заявили, что они уважают независимость суда.
Но премьер-министр Чехии Петр Фиала заявил в социальных сетях , что требование ареста «представителей демократически избранного правительства вместе с лидерами исламистской террористической организации является ужасающим и совершенно неприемлемым».
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан назвал решение МУС «абсурдным и постыдным».
Но министр иностранных дел Бельгии Хаджа Лахбиб заявил : «Преступления, совершенные в Газе, должны преследоваться на самом высоком уровне, независимо от преступников».
Министерство иностранных дел Франции, второй по величине страны блока, заявило: «Франция поддерживает Международный уголовный суд, его независимость и борьбу с безнаказанностью во всех ситуациях».
Признание палестинского государства «не является табу» для Франции, но подходящий момент еще не наступил, заявил министр иностранных дел Франции 22 мая после того, как несколько европейских стран официально сделали этот шаг. «Это решение должно быть полезным», — заявил в своем заявлении министр иностранных дел Стефан Сежурне.
Хотя Франция до сих пор воздерживалась от самостоятельных действий, в апреле 2024 года она проголосовала за резолюцию Совета Безопасности ООН о признании Палестины полноправным государством-членом Организации Объединенных Наций.
Великобритания, которая уже не входит в Европейский Союз, но все еще имеет влияние, воздержалась при голосовании.
США, Франция и Великобритания являются постоянными членами Совета Безопасности, имеющими право наложить вето на любые действия там. Только Соединенные Штаты воспользовались этой силой, продемонстрировав расширяющийся разрыв с Европой.
Эволюция позиции Германии будет играть важную роль в определении направления отношений ЕС с Израилем. Германия является крупнейшим членом блока и уже давно выражает уникальную приверженность Израилю в результате его нацистской истории и Холокоста.
Берлин начал свою деятельность на произраильском конце спектра ЕС сразу после событий 7 октября, но теперь он более открыто критикует то, как Израиль ведет войну, и призвал к немедленному прекращению огня в противовес Израилю и США.
На пресс-конференции в Берлине Катрин Дешауэр, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Германии, не сообщила о каких-либо изменениях в позиции своей страны, когда ее спросили о признании Палестины Испанией, Ирландией и Норвегией.
«Независимое государство Палестина остается твердой целью внешней политики Германии», — сказала она. Это срочный вопрос, добавила она, но он должен стать завершением «процесса диалога».
Израильская «Уловка-22» в Рафахе
Когда Сет Дж. Францман готовил и публиковал статью с таким названием в The National Interest (20.05.2024), еще не было известно о решении МУС и о гибели президента Ирана. Тем не менее, автор отразил многие вопросы “Уловки – 22” для Израиля:
«Военная кампания Израиля в секторе Газа продолжается после семи месяцев борьбы с ХАМАС. После нападения 7 октября Израиль столкнулся не только с угрозами со стороны ХАМАСа в Газе, но и с растущими атаками со стороны поддерживаемых Ираном марионеточных сил в регионе, таких как Хезболла в Ливане и хуситы в Красном море. По мере того, как Израиль приближается к восьмому месяцу войны, становится ясно, что победить ХАМАС в секторе Газа стало гораздо сложнее, чем другие контртеррористические кампании, такие как разгром Ираком ИГИЛ* в Мосуле в 2017 году.
Война в Газе прошла несколько этапов. Она началась с бомбардировок, за которыми последовало наземное наступление 27 октября. Первоначальная интенсивная кампания на севере Газы привела к бегству 1,7 миллиона жителей Газы и стала свидетелем того, как израильские танки и пехота проносились через густонаселенные городские районы. Первоначальная напряженная фаза боевых действий, в ходе которой крупные концентрации ХАМАС были уничтожены на севере Газы, быстро сменилась менее интенсивными боевыми действиями и увеличением числа рейдов спецназа. Переход к более низкой интенсивности боевых действий в декабре и январе произошел на фоне давления США на Израиль, а также по оперативным причинам. В октябре после атаки ХАМАСа ЦАХАЛ призвал 300 000 солдат резерва, и их нельзя было держать на фронте вечно.
Кампания меньшей интенсивности продолжалась с января по начало мая и привела к тому, что ЦАХАЛ вошел в Хан-Юнис на юге Газы, родной город лидера ХАМАС Яхьи Синвара. Израиль заявил, что у него две военные цели: победить ХАМАС и освободить заложников, все еще удерживаемых группировкой. К весне 2024 года ХАМАС все еще удерживал 130 заложников. Когда переговоры о заложниках в Каире и Дохе внезапно прервались, внимание Израиля снова сместилось, поскольку израильские политики поклялись отправиться в город Рафах на юге Газы, чтобы зачистить один из последних оплотов ХАМАСа.
ХАМАС «помог» Израилю ускорить реализацию планов сражения в Рафахе 5 мая, обстреляв снарядами израильских солдат возле Керем-Шалома, населенного пункта недалеко от границы между сектором Газа и Египтом. Снаряды были выпущены недалеко от пограничного перехода Рафах с Египтом, который находится примерно в миле от Израиля и является основным пунктом пересечения границы между Египтом и сектором Газа. Через два дня после того, как были выпущены снаряды, в результате которых погибли четыре израильских солдата, ЦАХАЛ вторгся на территорию Газы через контрольно-пропускной пункт Рафах на танках.
Битва за Рафах обещает стать поворотным моментом в войне. Рафах находится на границе с Египтом, и ХАМАС на протяжении многих лет пополнял запасы, контролируя эту территорию. Как только Израиль возьмет под свой контроль большую часть Рафаха, доказательства того, как ХАМАС на протяжении многих лет пополнял запасы, например, через подземные туннели в Египет, могут стать более очевидными. Это может лишить ХАМАС поставок, но у него все еще есть активы по всей территории Газы.
ХАМАС сохраняет значительный контроль над большей частью сектора Газа и осуществляет этот контроль, частично, тайно. Они проникли в районы, которые ЦАХАЛ уже очистил осенью 2023 года или в январе и феврале 2024 года. ЦАХАЛ не хочет удерживать большую часть территории Газы, полагаясь вместо этого на небольшой коридор, который она контролирует к югу от города Газа, для проведения рейдов . Отсутствие контроля оставляет возможности для ХАМАСа.
Операции ЦАХАЛа в Рафахе и его последующие шаги в других частях Газы теперь ставят Израиль перед трудным выбором. Министр обороны Израиля Йоав Галлант заявил 15 мая: «Военная операция приносит результаты. ХАМАС больше не функционирует как военная организация — большинство его батальонов расформировано, и он перешел к террористической войне, которую ведут отдельные лица и небольшие отряды». Он предупредил, что если Израиль не разработает долгосрочный план в Газе, например, по вопросу - кто будет управлять им в случае поражения ХАМАСа, тогда ХАМАС может вернуться: «...до тех пор, пока ХАМАС сохраняет контроль над гражданской жизнью в Газе, он может восстановиться и укрепиться, что потребует от ЦАХАЛа возвращения и боевых действий в районах, где они уже проходили».
Война против ХАМАСа в секторе Газа более сложна, чем другие действия по борьбе с повстанцами, потому что нет сильной правительственной власти, которая могла бы заменить ХАМАС. Например, когда Ирак боролся с ИГИЛ, он заменил террористов существующими иракскими институтами. Эти институты ослабли до прихода ИГИЛ, но как только Ирак смог восстановить контроль в 2015–2016 годах, он смог отбросить Исламское государство*.
Проблема в секторе Газа заключается в том, что Израиль не хочет управлять этим сектором. Он уже управлял сектором Газа с 1967 по 2005 год. Международное сообщество, скорее всего, в любом случае будет выступать против израильского контроля. Армия обороны Израиля показала, что не намерена контролировать районы, и как только она прорывается и уничтожает обнаруженных террористов, ее солдаты уходят.
Одним из вариантов создания сектора Газа после ХАМАСа является управление им Палестинской автономией. Согласно соглашениям Осло и предыдущим соглашениям между Израилем и палестинцами, он должен был управлять сектором Газа. Однако премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что не хочет, чтобы ХАМАС был заменен ФАТХом, правящей партией ПА.
Были высказаны различные другие идеи относительно Газы, например, увидеть, как арабские страны играют свою роль или увидеть, как реформированная ПА придет к власти. Однако главная проблема заключается в том, что арабские страны и ПА не хотят, чтобы их доставили в Газу на блюде, которое держит ЦАХАЛ. Они не хотят, чтобы их считали коллаборационистами, и они хотят находиться в Газе только в том случае, если ХАМАС потерпит поражение и не нападет на них на следующий день после ухода ЦАХАЛа. Это создает ситуацию «Уловки-22», когда единственное решение проблемы невозможно реализовать из-за характера самой проблемы.
Израилю предстоит тяжелая борьба в секторе Газа. Хотя батальоны ХАМАС могут быть рассредоточены, они могут перегруппироваться. Соединенные Штаты и западные державы хотят добиться прекращения огня в секторе Газа. Некоторые страны региона, возможно, предпочтут поражение ХАМАСа, но без затяжной кампании в секторе Газа.
Чем дольше длится война, тем больше Лига арабских государств и другие региональные организации осуждают Израиль».
«Уловка – 22» для миротворческих арабских сил и, особенно, Египта
«Шади Эль-Газали Харб (научный сотрудник Ближневосточной инициативы Гарвардского университета) и Шаран Гревал (также научный сотрудником этой инициативы) в статье в The Washington Post «На следующий день мир в Газе будет хрупким. Как заставить это работать» (22.05.2024) пишут:
«Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сталкивается с растущим давлением, требующим согласия на сделку по захвату заложников и прекращению огня, в том числе со стороны таких близких союзников, как президент Байден, Бенни Ганц и Йоав Галлант. Но ключом к любому долгосрочному прекращению огня является вопрос о том, кто будет охранять сектор Газа на следующий день. В некотором смысле, легче представить себе «день после дня». Это предполагает реформированную, легитимную Палестинскую администрацию, которая возьмет под свой контроль Западный Берег и сектор Газа и вступит в серьезные переговоры о решении проблемы создания двух государств. Но как туда добраться? Как будет осуществляться переход от прекращения огня к созданию обновленной Палестинской автономии в секторе Газа?
Израиль предпочел бы сохранить контроль , в то время как палестинцы предпочли бы, чтобы они это сделали.
Вторым лучшим вариантом для обеих сторон – и, следовательно, потенциальным компромиссным решением – является предлагаемый сценарий создания миротворческих сил, состоящих из арабских государств , таких как Египет, Иордания, Марокко, Бахрейн, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
В последние недели израильские официальные лица выдвинули эту идею , и, как сообщается, арабские страны с энтузиазмом относятся к ней, особенно если она одобрена Организацией Объединенных Наций. На прошлой неделе Байден подтвердил переговоры с пятью арабскими странами «по поддержанию безопасности и мира» в секторе Газа во время перехода к реформированной Палестинской автономии. Более того, арабские силы, вероятно, более приемлемы для палестинцев, чем западные.
Египет, учитывая его близость, культурные связи и историю управления сектором Газа, вероятно, будет вносить основной вклад в эти силы, если не станет их лидером. Его военные знают местность, а его разведывательные службы имеют давние связи в секторе Газа. Его политические лидеры уже давно считают себя ведущими игроками в арабо-израильском конфликте. Египет вел пять войн с Израилем, прежде чем стал первым, кто заключил мир, и в последние годы активно пытался выступить посредником между ХАМАСом и ФАТХом. Более того, Египет сегодня больше нуждается в притоке иностранной финансовой поддержки, которая будет сопровождать такую роль в секторе Газа. В результате Египет является одним из самых решительных сторонников этого предложения, а министр иностранных дел Самех Шукри заявил, что Египет «будет готов играть свою роль в полной мере», подвергаясь «риску и вознаграждению».
Однако эти риски значительны. Египет сталкивается с серьезными внутренними ограничениями , которые, если их не решить, сделают такой план неосуществимым. Возможно, самым заметным является популярность ХАМАСа в Египте, которая после 7 октября подскочила до 75 процентов по сравнению с 23 процентами в 2020 году.
В этом контексте Египет вряд ли рискнет присоединиться к миротворческим силам, если ХАМАС не согласится на это. До сих пор ХАМАС угрожал «бороться против любой силы… любой национальности в секторе Газа».
Если египетским солдатам придется столкнуться с ХАМАСом, это может испортить репутацию военных внутри страны, и это их глубоко волнует. Это может даже поставить под угрозу сплоченность вооруженных сил, но руководство никогда не пойдет на такой риск. И это может спровоцировать протесты внутри страны, что будет тем более опасно для режима, если часть аппарата безопасности окажется за пределами страны.
Но как Египту вообще удастся заручиться поддержкой ХАМАСа в соглашении, которое фактически отодвигает его на второй план?
Три элемента кажутся важными.
Во-первых, необходимо подробно описать, как будет выглядеть переход. Это означает объявление точной даты окончания мандата миротворцев, четкого процесса реформирования Палестинской администрации и, что наиболее важно, гарантии того, что ХАМАС как политическая партия – хотя и не как вооруженная группировка – будет иметь шанс стать частью этого нового палестинского государства. Критическая масса внутри ХАМАСа должна будет увидеть для себя будущее в этом плане, иначе они будут сопротивляться, удерживая Египет (и, в свою очередь, другие арабские государства) от участия.
Во-вторых, миротворческие силы должны будут пользоваться полной автономией как от ХАМАСа, так и от Израиля. Правительство Египта не будет рисковать своим авторитетом среди палестинского и египетского народов, если Израиль планирует превратить Газу в еще один Западный Берег. Если Израиль, например, оставит за собой право совершать наземные вторжения в сектор Газа всякий раз, когда он почувствует угрозу безопасности, это подорвет авторитет арабских сил, в результате чего их будут воспринимать как посредника Израиля, с последующим риском дестабилизации. Аналогичным образом, если ХАМАС перевооружится и нанесет ракетные удары по Израилю, это рискует, что арабские силы будут выставлены в качестве посредников ХАМАСа, что вызовет возмездие со стороны Израиля. Арабские силы должны сохранить имидж гаранта безопасности для обеих сторон. Израильтяне и палестинцы должны пообещать уважать его роль и избегать любой эскалации, которая может поставить под угрозу и без того напряженную ситуацию.
В - третьих, Египту необходимо будет укрепить доверие к ХАМАСу, чтобы помочь выдержать неизбежные разногласия, которые возникнут во время переходного периода. Это особенно касается президента Абдель Фатха Ас-Сиси, чей переворот против «Братьев-мусульман»* в 2013 году и последующее подавление туннелей в сектор Газа стали горькой пилюлей, которую пришлось проглотить ХАМАСу (и помогли подтолкнуть его к Ирану).
Важной мерой по укреплению доверия могло бы стать участие Египта в политической реформе – путем освобождения политических заключенных и обеспечения безопасного возвращения множества политиков в изгнании. Учитывая, что значительная часть из них являются членами «Братьев-мусульман»*, такие реформы могут смазать колеса доверия между Египтом и ХАМАС. Более того, такая либерализация даст египетской оппозиции повод работать внутри системы, а не восставать против нее, что снизит опасность нестабильности внутри страны».
***
Президент России Владимир Путин еще 16 мая 2024 года заявил, что РФ намерена активно поддерживать политико-дипломатические усилия арабских партнеров для урегулирования противоречий на Ближнем Востоке.
Соответствующее приветствие участникам общеарабской встречи на высшем уровне опубликовано на сайте Кремля.
Путин заявил, что в настоящее время Ближний Восток переживает один из самых острых кризисов в своей истории. Он отметил, что беспрецедентная эскалация палестино-израильского конфликта унесла жизни десятков тысяч мирных граждан, привела к резкому росту напряженности в близлежащих странах и в регионе. Российский лидер подчеркнул, что в свете этих событий «особую актуальность приобретает справедливое решение палестинской проблемы на международно признанной основе».
«Россия намерена и впредь активно поддерживать коллективные политико-дипломатические усилия, предпринимаемые арабскими партнерами в целях скорейшего урегулирования имеющихся противоречий. Наша страна последовательно выступает в пользу устойчивой, долгосрочной нормализации обстановки как на палестинских территориях, так и в других конфликтных зонах – в Судане, Йемене, Ливии, Сирии, Ливане – при непременном соблюдении суверенитета всех этих стран и уважении норм международного права», - говорится в телеграмме.
*террористические организации, запрещенные в РФ