Одним из символов неравнодушия первого мира в 2010-х стал обычай изменения аватара в соцсетях — его окрашивали в цвета французского, афганского, венесуэльского, белорусского флага, сопровождали словами о том, что мысли и молитвы автора страницы всячески поддерживают пострадавших. Так дёшево рождалось чувство причастности — для этого хватало пары кликов, даже молиться было необязательно. Через пару дней хайп спадал и пустоголовые обитатели "Твиттера", "Фейсбука"*, "Инстаграма"* и прочих змеиных гнёзд навсегда забывали про жертв терактов, природных бедствий, войн и «демократических протестов». То же самое сейчас происходит и с Украиной: хайп ускользает из рук, а обыватели постепенно меняют жёлто-синие аватары на что-то более трендовое.
Истории Бучи и Краматорска, к которым прямо сейчас пишутся кровавые сиквелы, должны были зацепить зрителя, удержать его у телеэкранов. Это сработало, но не так эффективно, как хотелось бы режиссёрам страшных постановок. Война в самом сердце Европы не зацепила зрителя надолго — тема продержалась чуть дольше обычного инфоповода, после чего соцсети принялись обсуждать пощёчину Уилла Смита на вручении "Оскаров", новый сериал от "Марвел", фестиваль Коачеллу и Пасху. Анализ рейтингов крупных западных телекомпаний — BBC, MSNBC, Fox и CNN — сопоставленный проектом Gdelt, показывает неуклонное падение зрительского интереса, лишь слегка вспыхивающего пиками на фоне очередных еженедельных «геноцидов» и выступлений президента Зеленского в парламентах западных стран. Всё это происходит на фоне падения рейтингов либерального телевидения — если верить отчётам CNN, за время президентства Байдена они потеряли до 90% аудитории от 25 до 55 лет, то есть,(лишнее) наиболее привлекательнойую для рекламодателей. Да, нужно учитывать то, что CNN усиленно топят коллеги по медиафронту, раздувая вокруг ведущих канала многочисленные скандалы с домогательствами, но причина куда глубже — в отсутствие Трампа у демократической прессы исчезли интересные темы. Если верить аналитикам, рассуждающим о грядущих переменах в Вашингтоне, республиканцы вернутся во главу Конгресса уже в ноябре, так что новый скачок интереса к либеральной прессе не за горами.
Транснациональные медиакорпорации, эти могучие щупальца глобальной Клинтон, десятилетиями накачивавшиеся деньгами и кадрами, всё сильнее доказывают свою слабую эффективность с каждым новым кризисом последних полутора десятилетий. На этом фоне себя отлично проявляют ростки вражеской пропаганды, похожие на крохотные подразделения, мобильные и отлично вооружённые. Примеры этому видели все, кто мог наблюдать за российским инфополем в начале СВО. Гиганты — радиостанция "Эхо Москвы" и иноагент "Дождь" — оказались заблокированы и лишены возможности продолжать свою работу, но небольшие СМИ с лихвой компенсировали усилия закрытых товарищей на фронтах антироссийского давления. Прекрасная тактика, ранее зарекомендовавшая себя, к примеру, в Турции, заключается в том, что до часа X все эти «независимые журналистские коллективы» пишут про моду, про городскую жизнь, про видеоигры, а когда наступает момент, в едином порыве начинают лить своим читателям в уши сводки от товарища Арестовича. Это оказывает мощнейший эффект — жертва, привыкшая игнорировать большие СМИ любых направлений, желающая оградиться от любой пропаганды, получает заряд идеологической накрутки из источника, которому привыкла верить. Другие СМИ с самого начала позиционировали себя как либеральные и прогрессивные, но всё же российские — и с началом спецоперации в них не осталось ничего российского. Примером может стать иностранный агент DOXA, на днях пославшая русскую культуру туда же, куда украинцы регулярно посылают русский военный корабль. Или иноагент Insider иноагента Романа Доброхотова, ныне живущего в Вене под крылом Карла Габсбург-Лотарингенаского. Там на неделе вышел материал про Степана Бандеру, который изображался в целом нормальным парнем, демонизированным путинской пропагандой. При этом факты сотрудничества иконы украинского государства с немцами не отрицались, а просто упоминались как бы вскользь — какая, в самом деле, разница? Всё идёт в полном соответствии с картинкой, созданной в первую неделю боевых действий: от шага «на Украине нет нацистов и биолабораторий» западная пресса плавно перешла к шагу «что вы имеете против украинских нацистов и биолабораторий?».
Украину будут медленно и методично зачищать от гнили, множившейся там последние десятилетия. Этому не смогут помешать ни поставки оружия, ни помощь разведсообществ НАТО, ни истерики гигантов медиарынка, ни внутрироссийские мольбы начать переговоры и обменять Крым, Донбасс, Кубань и Воронеж на Медведчука. Запад в преддверии кризиса, уже сравнимого с топливным кризисом 1973, но ещё даже близко не подошедшего к пику, будет замыкаться на себе и забудет про уморительного питомца, с которым какое-то время было забавно возиться. Страны, до сих пор спорящие о целесообразности поставок тяжёлого вооружения и обсуждающие новые санкции, просто поменяют аватары — уберут с них жёлто-синие флаги и поставят очередного Уилла Смита, Коачеллу или новый сериал "Марвел".
* "Фейсбук" и "Инстаграм" — соцсети запрещённой в РФ экстремистской организации Meta Platforms Inc.