Начали появляться странные и шокирующие западных трейдеров и политиков данные о наращивании не только экспорта, но и нефтедобычи, в том числе и об интенсивном вводе в эксплуатацию новых нефтяных скважин, что сегодня немыслимо ни в одной из крупных добывающих стран. При этом формально сообщается о добровольном сокращении добычи на полмиллиона баррелей в сутки, это официальные данные Росстата и Минэнерго.
«Ведомости» пишут, что «ввод новых нефтяных скважин в России в апреле 2023 года вырос на 16,5% в сравнении с апрелем 2022 года и составил 627 штук». Об этом сообщили «Ведомостям» два источника, знакомых со статистикой Минэнерго. «За первые четыре месяца года ввод нефтяных скважин в России вырос на 11% в годовом выражении – до 2628 штук. В основном их вводили ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании), к которым относятся такие компании, как «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и другие».
Российские углеводородные компании уже более полугода как отменили практику оглашения нефтегазовой статистики. Такого рода огласовки данных стали невозможными на фоне санкций, введённых против важнейшей бюджетообразующей сырьевой отрасли России. И такая позиция абсолютно естественна, хотя, с другой стороны, дефицит объективной информации создает широкие возможности для домысливания и дезинформации. В западных СМИ, связанных с основными потребителями чёрного или голубого топлива, активно муссируются слухи о том, что Россия в действительности сокращает добычу, нарастает поток обвинений в обмане мира и членов ОПЕК+. Запад в очередной раз старается забыть истинных виновников возникновения углеводородного кризиса, пытается перекладывать ответственность с больной головы на здоровую.
The Wall Street Journal напрямую сообщила, что якобы Саудовская Аравия и другие члены ОПЕК недовольны уровнем исполнения сделки ОПЕК+ со стороны России. Однако даже если в экономическом аспекте саудиты и чем-то недовольны, то они прекрасно понимают, что Россия сегодня не может пойти на резкое снижение квоты исходя из военно-политической ситуации, что дефицит бюджета РФ, связанный с частичным уходом с рынков Европы не может быть компенсирован исключительно китайским импортом, который заместил Европу примерно наполовину, что Москва вынуждена искать и находит новые рынки сбыта в южной и юго-восточной Азии.
«Источник информации и время ее появления не оставляют сомнения — налицо попытки коллективного Запада вбить клин между Москвой и Эр-Риядом, в идеале — вовсе разрушить альянс или, как минимум, не допустить принятия дальнейших слаженных шагов по регулированию рынка», — отмечает Эксперт аналитического центра «ИнфоТэк», доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.
Информация о невыполнении обязательств со стороны России, подчеркивает эксперт, нуждается, мягко говоря, в проверке. Вице-премьер Александр Новак также заявил, что у Эр-Рияда нет серьезных оснований для каких-либо претензий в адрес Москвы..
«Понятно также, что разрыв сделки ОПЕК+ и развязывание так называемой „ценовой войны“ с Россией — явно не в интересах саудитов. Сегодня российское сырье в основном реализуется с дисконтом на рынках АТР, в то время как саудовское — на премиальных рынках той же Европы. Поэтому отказ от регулирования добычи в рамках ОПЕК+ и наращивание производства привели бы, в первую очередь, к обвалу именно биржевых цен на западных рынках и ударили бы по финансам Эр-Рияда», — говорит Андрианов.
По его оценке, итоги министерской встречи подтвердили, что альянс ОПЕК+ гораздо прочнее, чем того хотелось бы на Западе.
Ведущий аналитик «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков полагает, что решение ОПЕК+ может вернуть цены на нефть выше 80 долларов за баррель. И дефицит поставок уже в июле расширится до 3 млн баррелей, что способно существенно повлиять на цены.
В целом, оценка экспертного сообщества в отношении экспортных перспектив России носит умеренно-оптимистический характер. Отмечается, что снижение квот по добычи будет компенсировано ростом нефтяных цен, прогнозируемых уже с июля, при начале заполнения хранилищ на зимний период и активизацией «теневого» экспорта. При этом отмечается, что «теневой» вовсе не обязательно означает незаконный, скорее, более закрытый, неафишируемый.
Аналитики ИБ «Синара» Василий Мордовцев и Кирилл Таченников отмечают, что пониженная квота России может найти отражение в уменьшении ценового дисконта Urals к Brent, который и так уже упал с январских 35 долларов за баррель до 22 долларов за баррель в мае.
***
Статистика роста числа скважин удивляет потому, что Россия объявила о добровольном снижении добычи нефти с марта, а потом подтвердила это решение в рамках решения ОПЕК+ вплоть до конца года, пишут «Ведомости». «Более того, вице-премьер Александр Новак заявил, что «Россия уже выполнила взятое на себя обязательство. По его словам, «Россия в апреле уже снизила добычу нефти (без конденсата) на уровень, который обещала – на 500 тыс. баррелей в сутки по сравнению с уровнем февраля». Что касается ценнейшего конденсата, то на него вообще никакие квоты не распространяются, например, 2022 году в России добыт 41 млн тонн конденсата, тогда как добыча нефти составила 493 млн тонн. Таким образом, пишет «Коммерсант», совокупная добыча жидких углеводородов в 2024 году может сократиться примерно на 5,6% относительно 2022 года, до 504 млн тонн, если добыча конденсата не вырастёт.
***
По данным ОПЕК, в феврале Россия добывала 10 млн баррелей нефти в сутки (без конденсата), это значит, что в апреле добыча составила 9,5 млн баррелей. Каким же образом снижение добычи может соседствовать с серьёзнейшим увеличением количества эксплуатируемых скважин? Понятно, что постоянная истерика СМИ западных стран о рекордных объемах экспорта российской нефти носит преимущественно пропагандистский характер, но ведь совсем же, наверное, дыма без огня не бывает?
«Рост нефтяных скважин не обязательно говорит о том, что и добыча должна увеличиваться, потому что скважины могут быть разными. Сейчас статистика закрыта, и без нее говорить о том, что конкретно происходит, крайне сложно. Но если доверять данным Новака, что российские нефтяники уже сократили добычу нефти на 500 тыс. баррелей в сутки, то можно выдвинуть одну версию»,- говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
По его словам, из России «ушли международные сервисные компании, которые специализируется в основном на технологически сложных операциях – многостадийный разрыв пласта, многоствольное бурение и прочее». «Международные сервисные компании работали в основном на трудных объектах у нас. Раз они ушли, то можно предположить, что часть технологически сложных операций стали недоступны, и теперь приходится поддерживать объемы добычи более простыми способами – приходится бурить больше скважин», – комментирует ситуацию Игорь Юшков.
Надо также отметить, что простой количественный рост экспорта нефти далеко не всегда говорит о том, что произошло некое исключительное наращивание её производства на внутренней территории. Отдельные компании могут смешивать и реэкспортировать зарубежную, например, казахстанскую нефть, следует также отслеживать потребление сырой нефти на внутреннем рынке и её переработка, то есть поставки сырья на нефтеперерабатывающие заводы
«В обычные годы мы, как правило, добывали 550 млн тонн сырой нефти. Примерно половину экспортировали в сыром виде, а вторую половину добытой нефти перерабатывали. Только 90 млн тонн полученных нефтепродуктов мы оставляли на внутренний рынок, а все остальное тоже экспортировали, только уже виде нефтепродуктов: нафта, бензин, но прежде всего – дизель и мазут.
Сейчас мы не знаем, сколько Россия производит дизеля и мазута. Но рост экспорта сырой нефти вполне может происходить за счет сокращения переработки и экспорта нефтепродуктов», - говорит Юшков.
По его словам, «сокращение нефтепереработки в мае вполне логично, так как многие НПЗ в России в этот период останавливаются на профилактические ремонтные работы. Поставки на внутренний рынок сокращать нельзя, иначе будет дефицит и подскочат цены, поэтому приходится снижать поставки на экспорт».
На днях вице-премьер Новак провел совещание по ситуации на рынке нефтепродуктов. Было дано указание обеспечивать общедоступные равномерные поставки бензина и дизельного топлива на внутреннем, в т.ч., биржевом рынке, включая независимые АЗС. «Минэнерго даже рассматривает вариант ограничения экспорта бензина, если потребуется стабилизировать цены внутри страны».
Европа сама себя отрезала от российской нефти, совершив экономическое харакири, но ведь третьи страны – Китай, Индия, Турция, Пакистан, африканские страны, Бангладеш, Индонезия, Малайзия - готовы её покупать, тем более со скидкой, тем самым увеличивая свою маржу при переработке. Устойчивый спрос на разные сорта российской нефть, включая Urals, только лишь нарастает, поставки морским путем бьют все рекорды.
«А куда деваться, если европейцы сами запретили поставлять к себе нефть и нефтепродукты из России морским транспортом. Всё, что шло морем в Европу, перенаправлено на неевропейские рынки. Это прежде всего Азия и Турция, которая покупает много готовых нефтепродуктов, Ближний Восток, который закупает много мазута, а теперь и дизеля. Сырую нефть покупают в основном Китай и Индия», – говорит Юшков.
***
На днях Reuters сообщило, что «импорт Саудовской Аравией дизельного топлива из России достиг рекордных показателей. Приобретаемое у России дешевое топливо Эр-Рияд продает преимущественно в Сингапур с большой наценкой, неплохо зарабатывая на этом». Ранее Bloomberg писал, что «покупать много российской нефти стал Сингапур, который российскую нефть смешивает с иной и перепродает в другие страны уже по более высоким ценам». А это, в свою очередь, приводит к снижению дисконта на нашу нефть, за последние 3 месяца, как мы уже писали, он упал с 35 до 22 %.
Вернёмся к тому, с чего мы начали в первой части нашего повествования. Всё это стало возможным с помощью приобретения огромного танкерного так называемого «теневого» флота, операторами которого стали коммерческие компании южной и юго-восточной Азии, прежде всего, Индии. Его численность, это отмечается уже почти всеми экономическими изданиями развитых стран, чуть ли не еженедельно увеличивается за счёт старых греческих, индийских, китайских, индонезийских танкеров. Ещё задолго до кризиса греческие компании служили основными перевозчиками российской нефти. И когда американские кураторы запретили им эту нефть возить, греки немедленно переориентировались на новый тип бизнеса, «теневые» перевозки, но, как мы уже писали, «теневые» - вовсе не значит незаконные. А те компании, которые побоялись нарушить так называемые «правила», которыми сегодня просто подменено международное законодательство и коммерческое право - просто продали им свои старые танкеры, которые стали не нужны из-за вынужденного прекращения работы с Россией. Да, как мы уже писали, в массе своей это суда не новые, но с задачами справляются совершенно адекватно и полноценно. Главное здесь заключается в простом осознании того факта, что на перевозке подсанкционной нефти можно заработать куда как больше, но крайне важно, что это и не контрабанда, поэтому значительных рисков пока не существует. И второе - с рынка перевозок практически в полном составе ушли европейские игроки, точнее, суда, ранее ходившие под европейскими, прежде всего, греческими и мальтийскими флагами. А это означает, что молодые и амбициозные азиатские парни заняли этот важнейший сегмент рынка, и теперь уже вряд ли его отдадут.
Журналисты германского портала N-TV констатируют, что «эти танкеры иногда находятся в нейтральных водах или выполняют бессмысленные манёвры. Однако на самом деле они используют специальное программное обеспечение для подделки информации о своём местоположении. Фотографии и радиопереговоры свидетельствуют об этом. Описанные тактики представляют только малую часть методов, которые Россия использует для обхода санкций. Известны случаи перегрузки грузов прямо на море с одного судна на другое. Маскировка местоположения также помогает танкерам сохранить страховку. С декабря 2022 года на западном рынке был введён ценовой полоток на российскую нефть, и покупатели, платящие сверх этой цены, автоматически лишаются страховки. Международное энергетическое агентство полагало, что это приведёт к потере дохода от экспорта нефти, но пока экономика РФ выросла на 0,7%, что доказывает неэффективность предпринятых мер. Согласно порталу TankerTrackers.com, следящему за морскими перевозками, «теневой флот» танкеров продолжает поставлять российскую нефть в Китай, при этом все грузы застрахованы, а журналисты уже успели поймать за руку американскую American Club», но это отдельная история, и к ней мы ещё вернёмся.
На Западе уже стало общим местом, что и транспортные и страховые компании нарушают санкционный режим, поскольку риск сулит быстрые экономические выгоды, превращение буквально в считанные месяцы их рядового банального перевозчика с одним дышащим на ладан судёнышком в серьёзную фирму с миллиардными оборотами. Те же самые ребяты из N-TV отмечают, что «Россия демонстрирует образцовый пример того, как нужно обходить штрафные меры. В Министерстве финансов США заявили, что страховые компании должны бессрочно лишать своей защиты суда, которые нарушают ценовой полоток».
Суда, перевозящие российскую нефть, сжиженный газ и нефтепродукты перешли на сверхпродвинутый способ маскировки: вместо обычной для таких «теневых» летучих голландцев отключения транспондера, они ещё и меняют координаты судна. Это даёт возможность для страховых компаний, включая некоторые западные, продолжать предоставлять «нарушителям» страховые услуги. Об этом, в частности, говорится в материале The New York Times, которое провело собственное расследование.
«Анализ публичных данных о передвижении танкеров, - пишет New York Times, - а также, спутниковых фотографий и снимков из социальных сетей показал, что достаточно часто суда находятся совсем не там, где регистрируется сигнал транспондера. Издание смогло обнаружить шесть танкеров, которые стояли у побережья России в момент, когда транспондер указывал другое место».
«Одним из таких танкеров стал Cathay Phoenix, принадлежащий гонконгской компании. В феврале его транспондер подавал сигнал из места между Японией и Корейским полуостровом, однако в течение дня показания были странными — судно будто прыгало из одного места в другое. Снимки со спутника показали, что в действительности Cathay Phoenix находился в порту Козьмино, что в 400 километрах от сигнала транспондера, а оттуда направился в Китай».
Смешно то, что все суда, которые журналисты NYT обнаружили в рамках своего всемирного расследования, оказались застрахованы не в Китае и не в Индии, а в американской страховой группе American Club; там уже отказалась комментировать ситуацию, лишь заявив, что «следит за соблюдением ограничений». Однако, как пишет New York Times - «это только одна компания в целой сети предприятий, которые помогают России обходить санкции дядюшки Сэма». Западная пресса пишет, что «ситуация представляет серьёзную проблему для стран, введших санкции против России».
На Западе не понимают, что если уж кто-то и может нанести вред экономике РФ и российской государственности, то это только лишь мы сами, как это уже неоднократно бывало. А любые посторонние вмешательства рано или поздно приведут лишь к импортозамещению и росту подсанкционных сегментов экономики.
Фото: Егор Алеев/ТАСС. Добыча нефти нефтегазодобывающим управлением "Елховнефть" (входит в состав ПАО "Татнефть") на Ново-Елховском месторождении в районе села Бута в Альметьевском районе.