Авторский блог Николай Сорокин 00:12 1 июня 2023

Об углеводородных санкциях Запада и некоторых схемах борьбы с ними

Россия блестящим образом сумела решить вопрос с убывающими доходами

Многие западные информационные агентства и исследовательские организации отмечают довольно серьёзное снижение доходов нашей страны от реализации на международных рынках углеводородов и их производных в этом году: например, России от экспорта нефти и газа в феврале 2023 года получила в бюджет на 38% меньше средств по сравнению с тем же месяцем предыдущего года. В феврале месяце они составили $18,5 млрд, тогда как в феврале 2022 года достигали $30 млрд, сообщает Reuters со ссылкой на данные Международного энергетического агентства (МЭА).

Директор МЭА Фатих Бирол заявил, что «санкции Запада достигли своей цели по стабилизации нефтяных рынков и сокращению доходов Москвы от экспорта нефти и газа. Мы ожидаем, что снижение доходов от нефти и газа будет более резким в ближайшие месяцы. И еще более резким в среднесрочной перспективе из-за отсутствия доступа к технологиям и инвестициям».

Хочется сделать несколько существенных пояснений, посвящённых наполняемости российского бюджета и некоторых суверенных фондов, специально для Бирола, Шольца, Бёрбок, Бореля, Байдена и их единомышленников.

1. Прежде, чем пояснить, почему это не совсем так, точнее, совсем не так, коснёмся одного важного для понимания широкой публики вопроса: а сколько нефтегазовой продукции РФ экспортировала в былые годы и на какую сумму. Так вот, по официальным данным Росстата Российский экспорт нефти, нефтепродуктов и газа в денежном выражении в 2022 году достиг 383,7 млрд долларов (примерно, миллиард в сутки) и оказался рекордным с 1995 года. А вот неофициально разные источники и в России и на Западе утверждают, что в реальности углеводородов всех видов в том же 2022 году РФ продала на 550-570 млрд. Неучтёнка экспортируется по целому ряду закрытых каналов и доходы от неё направляются в различные фонды, в том числе и напрямую связанные с оборонно-промышленным комплексом. Поэтому, прежде чем называть цифры падения спроса и доходов, нужно понять, а от какой цифры мы отталкиваемся. Вы можете серьёзно заблуждаться, господин Бирол, а значит и ваши правительства сделают весьма отвлечённые от реальности выводы о российском потенциале - не стоит выдавать желаемое за действительное.

2. В самом конце 2022 года ЕС и страны G7 (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония), а также Австралия договорились о введении потолка цен на российскую нефть, транспортируемую морским путём, на уровне $60. С февраля были введены рестрикции по ценам на нефтепродукты. Одновременно, ЕС ввёл ограничение цен на российский газ в размере €180 за мегаватт·час (около $2 тыс. за 1 тыс. куб. м).

Россия резко отреагировала и ввела контрсанкции: был введён запрет поставки своей нефти и нефтепродуктов иностранным государствам или компаниям, если в контрактах «прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены».

В конце февраля президент Владимир Путин подписал федеральный закон «Об изменении порядка расчёта цены нефти для налогообложения нефтяных компаний». Отныне при расчёте налогов котировки нефти российской марки Urals должны быть не ниже стоимости сорта Brent минус $25 за баррель. Т.е. налоги надо будет заплатить, считайте, с $60 с каждого барреля, а это почти наполовину компенсирует даже официальные потери бюджета, вызванные западными рестрикциями. Применение этой формулы позволит бюджету в этом году получить дополнительные 600 млрд руб.

3. Россия увеличила экспорт сырой нефти через тихоокеанские порты, пишет Bloomberg со ссылкой на собственные данные отслеживания.

Только за последнюю неделю февраля, продолжает Bloomberg, российскую нефть погрузили 47 танкеров. 14 из них получили топливо в тихоокеанских портах: десять — в Козьмино (вблизи Находки Приморского края), три — в Де-Кастри (Хабаровский край), один — в Пригородном (на Сахалине в районе Корсакова). Остальные 20 танкеров погрузили нефть в Усть-Луге и Приморске (Ленинградская область), Мурманске и Новороссийске.

В январе-феврале в тихоокеанских портах России было не более десяти танкеров, указывает Bloomberg. По его данным, «последние объемы экспорта являются рекордными с начала 2022 года, когда агентство начало отслеживание». И кстати, нефть из восточных портов покупается совершенно по другой цене, по ценам на 40% выше, чем из западных, потому что, во-первых, одним из основных покупателей из числа недружественных стран является Япония, которая сумела добиться от Штатов отмены для себя ограничения в 60 долларов и платит за нашу нефть полную цену, так как её экономика действительно крайне зависима от всех углеводородов, а во-вторых, это не Urals, а в основном дальневосточная нефть, а на неё вроде бы ограничения не распространяются, правда, западники ещё сами не поняли что и куда распространять.

4. Страны Северной Африки стали «ненасытными покупателями» дизельного топлива и остальных нефтепродуктов российского производства после сокращения закупок европейскими покупателями и санкциями, это вызывало обеспокоенность в ЕС возможным обходом ограничительных мер, пишет The Wall Street Journal.

Так, Марокко закупила в 2021 году около 600 тыс. баррелей дизельного топлива, но только за первый месяц этого года его импорт вырос до 2 млн баррелей, извещает своих читателей и нас Wall Street Journal. «Тунис в 2021 году почти не закупал российские нефтепродукты, но в последние месяцы «поглощает» бензин, лигроин, дизельное топливо и газойль, обычно применяемые для выпуска пластмасс и химикатов. Тунис в январе 2023 года закупил 2,8 млн баррелей нефтепродуктов из России, в феврале ожидается импорт ещё 3,1 млн баррелей. Всплески спроса выявили также в Египте, Ливии и Алжире», то есть во вполне себе нефтедобывающих странах. Алжир и Ливия вообще являются мировыми лидерами нефтедобычи.

«Увеличение импорта Тунисом и Марокко российских нефтепродуктов совпало с наращиванием их собственного экспорта нефтепродуктов, что вызвало опасения в смешивании и реэкспорте продукции из России». Как отмечает WSJ, это срывает усилия западных стран по исключению российского топлива из экономики. Не они одни, все мешают, естественно, российское топливо с каким-нибудь левым, и спокойно торгуют им, обходя все санкции, так как нефть в этой ситуации уже не Urals, а какая-нибудь Urals+, а на неё никаких запретов не предусмотрено.

5. А у нас недавно появилось нечто невообразимое, возник принципиально новый таинственный торговый флот, возможно, крупнейший в мире. История получилась столь запутанной, абсолютно непросчитанной западными санкционными теоретиками и внезапной, что мировые издания только сейчас, опомнившись от шока, начали её худо-бедно освещать. Фактически одной небольшой индийской компанией в прошлом – начале этого года было приобретено по одним оценкам - 58, по другим 80 нефтеналивных танкеров, и ещё порядка 20 газовозов. Новый флот индийской фирмы весьма существенно поменял логистику и транспортные коридоры, связанные с перевозкой углеводородов... Что же произошло, какое это будет иметь значение для мировой экономики и причастна ли к этому Россия?

В начале 2022 года в Мумбаи (бывший колониальный Бомбей) появилась некая контора под названием Gatik, исходя из своих ОКВЭДов, занимающаяся логистикой. Об этой фирмёшке никто ничего не знал. Испанский экономический таблоид El Economista недавно рассказал фраппированной публике некоторые детали экспоненциального взлёта Gatik: «2 года назад ее активы составляют всего 100 000 долларов, что для морского перевозчика – крохи, а теперь знают все как международного гиганта, покупающего нефть миллионами баррелей». А сегодня ряд политических аналитиков и экономистов, сопоставляя разнообразные данные и разбирая невиданный в условиях современного капитализма менее, чем годовалый путь компании от $100.000 к миллиардам, указывают на интересное совпадение: фантастический подъём индийского предприятия начался «практически одновременно с началом военных действий на Украине и с тех пор не прекращается». Точнее даже не с самого конфликта в горячей фазе, а после замораживания российского резервного фонда и запуска крупномасштабных санкций, в первую очередь, фактического углеводородного эмбарго. Любопытно, не правда ли?

Не секрет, что Индия приобретает российскую сырую нефть марки Urals с большой скидкой. Тот же El Economista сообщает нам, что «9 мая нынешнего года баррель нефти марки Brent продавался чуть выше 76 долларов, а нефти марки Urals – 56 долларов».

Не так уж и плохо, год назад дисконт между российской и всей остальной нефтью составлял 40 долларов США, а сегодня сократился вдвое.

«По состоянию на конец 2021 года Gatik Ship Management владела всего двумя танкерами. К апрелю 2023 года, по данным экспертов в сфере судоходства VesselsValue, её собственный флот состоял уже из 58 судов общей оценочной стоимостью 1,6 млрд долларов».

«При этом сведения о происхождении компании (Gatik) и информация о ее собственнике весьма скудны, а корпоративные записи о коммерческой деятельности настолько минимизированы, что создают предприятию ореол загадочности, – пишет британское деловое издание Financial Times. – Группа зарегистрирована в качестве экспортёра в Индии 31 марта этого года, но не фигурирует в официальном корпоративном реестре Индии». Ситуация запутана до крайности и больше походит не на импорт российской нефти и газа, а на какую-то операцию спецслужб или сверхмощных глобальных корпораций. И в этом смысле «Роснефть», а почти никто не сомневается, что за Gatik и за Vista стоит именно она, проводит совершенно правильную и осмысленную политику. Но доказательств у них никаких нет, правда, им давно и не нужны никакие доказательства.

«Может быть, ключ к разгадке, откуда у Gatik «ноги растут», следует поискать в её соседях по офису? –продолжает El Economista. – В этом же месте по соседству прописана и другая компания, тоже выросшая по мановению волшебной палочки, Buena Vista Shipping. Аналитики Energy Intelligence (EI) попытались связаться с индийской логистической компанией, чтобы хоть что-то выяснить досконально. При этом, самая большая загадка, которую им удалось разъяснить заключается в однозначно установленной информации о том, что абсолютному большинству судов таинственного и невидимого флота, которые осуществляют экспорт российской нефти, уже более 15 лет». Заметим, что они от этого вовсе не перестают прекрасно справляться со своей ролью, и скорее всего, благодаря своей остаточной «амортизационной» стоимости несут больше доходов от импорта, чем дорогие новые суда.

Всё остальное покрыто завесой тайны и ни под каким соусом не разглашается.

На Западе всё более явно и громко нагнетаются слухи об огромных тайных нефтеналивных флотах русских, которые курсируют чуть ли не по всему мировому океану.

Никто из западных экспертов и аналитиков не вычислил и не привёл никаких вменяемых аргументов по теме: кому достоверно принадлежит Buena Vista Shipping и кто профинансировал беспрецедентный рост торгового флота Gatik Ship Management. «Никто не знает, - продолжает просвещать нас El Economista. - Единственное, что известно наверняка, – это беспрецедентное расширение поставило нефтяной рынок в тупик. Но судоходные брокеры, аналитики и трейдеры подозревают связь с крупнейшим участником – нефтяным гигантом «Роснефть».

Странно, западники почему-то считают «нефтяным рынком» исключительно свои страны и примкнувшую к ним Японию. Ну ладно Россия, у нас почти горячая война, но Индию, Китай они почему таким рынком не считают – соответственно, четвёртую и вторую, а по ППС – первую экономику мира.

Изучение сведений аналитической фирмы Kpler, проведённое FT, показывает, что индийская группа поставила не менее 83 млн баррелей российской нефти и нефтепродуктов.

Более половины этой продукции поступило от «Роснефти», утверждают сотрудники аналитической группы. «Считается, что общие цифры даже выше, чем в наборе данных Kpler», – отмечает издание.

«После введения западных санкций на транспортировку российских углеводородов было неизбежно, что нефтяные компании РФ захотят сами транспортировать свое сырьё, и я думаю, что Gatik – лучший тому пример», – говорит Виктор Катона, руководитель отдела анализа сырой нефти в Kpler.

«Компания в стране, считающейся дружественной Российскому государству, появляется из ниоткуда, покупает большое количество танкеров менее чем за год и обслуживает почти исключительно российские потоки. Здесь есть пища для размышлений», – добавляет он.

По оценке VesselsValue, которая отслеживает продажи танкеров, Gatik Ship Management за период с марта 2022 года приобрёл не менее 56 танкеров, 13 из которых – только в декабре прошлого года, когда началось действие эмбарго ЕС на российскую нефть.

По словам Ребекки Галанопулос из VesselsValue, эти покупки сделали Gatik одним из крупнейших владельцев танкеров в мире. «Для сравнения, из почти 14 000 действующих танкеров большинство из этих компаний (1361) владеют менее 10 действующими танкерами; только 20 компаний, включая Gatik Ship Management, владеют 50 танкерами или более».

Огромные деньги, об этом тоже следует обязательно сказать, потеряли страховые компании, разорвавшие отношения с Россией. Согласно данным Financial Times, по состоянию на конец марта 2023 года, по крайней мере, 35 судов Gatik’a имели западную страховку со всеми вытекающими для них неприятными последствиями. По состоянию на начало апреля уже ни один из его кораблей не был застрахован ни одним из крупных признанных поставщиков на Западе. Зачем им это, застраховать свои суда легко можно и в самой Индии, и в Китае, и в арабских странах. Для чего зависеть от маниакальных прихотей западных политиков?

Вот эти устаревшие танкеры раньше возили нефть, в основном, по Тихому океану, и их хозяева даже не думали их продавать; западные санкции против России изменили всё, появился, внезапно возник ниоткуда огромный спрос, а вместе с ним и возможность для ведущих трейдеров заменить устаревший парк кораблей. После приобретения индийской группой нефтеналивные танкеры, ныне принадлежащие Gatik Shipment Management, в основном сосредоточились на маршруте Россия – Индия, преимущественно не в обход Европы и потом через Суэц, а с Дальнего Востока в обход юго-восточной Азии. При этом, пишет El Economista, «тёмная лошадка из Мумбаи» помогла организовать один из самых значительных обменов потоками нефти за последние десятилетия. До марта 2022 года Россия поставляла в Индию менее 1% сырой нефти. Сегодня, согласно официальной торговой статистике, на долю поставок в это азиатское государство приходится около 30% продаваемого Россией объема чёрного золота». Все привыкли ругать Игоря Сечина, а мне кажется, что он заслуживает уважения и почёта на Родине.

«Благодаря таким сделкам Индия поглотила большую часть Urals, которую Россия ранее экспортировала на рынок ЕС», – огорчённо констатирует западная пресса. А что вы хотели? С какой стати Индии, население которой 300 лет безжалостно уничтожалось и грабилось сначала португальцами, потом голландцами и англичанами, петь под вашу колониальную дудку?

FT констатирует, что «западные санкции полностью изменили мировые рынки нефти. Когда ЕС вводил ценовой потолок на российскую нефть, в Брюсселе, конечно, рассчитывали на то, что русские поднимут руки и пойдут сдаваться. По идее, исходившей из логова Евросоюза, ограничения в цене на нефть из России должны были отсечь от Москвы западных покупателей. Однако сразу же выяснилось, что существуют как минимум два «но», показавших, что, работая против России, можно достичь совершенно не того, что изначально планировалось».

Для западных стран, погрязших в эгоизме и самолюбовании, оказалось удивительным открытием, что в мире, кроме Запада, существует еще и Восток, и он уже ни в чём Западу не уступает. Современный Восток, высокоразвитый, обладающий капиталами и амбициями, с целями и задачами, зачастую прямо противоречащими западным визави. Это – «но» под номером один. Не успел т.н. потолок цен на наши углеводороды вступить в силу, как Индия, Китай и ещё два десятка стран решили резко увеличить импорт российской нефти (Китай – вдвое, Индия – в 37 раз).

Вторым «но», пишет El Economista, оказался сам Запад. Выяснилось, что европейцы не против покупать российскую нефть в обход собственных же санкций. Лишь бы этикетку на бочке сменили на какую-нибудь неподсанкционную. Тем более что прецеденты уже были – весь мир в курсе, что такое «латвийская смесь», как она приготавливается из российской нефти и не подпадает после этого ни под какие ограничительные нормы.

Остаётся лишь резюмировать, что Россия блестящим образом сумела решить вопрос с убывающими доходами от разнообразных ограничений и, по факту, уже сумела их чуть менее, чем полностью компенсировать.

1.0x