Сообщество «Посольский приказ» 00:03 20 сентября 2021

Удочка, а не рыба

Дамаску нужна реальная помощь

Мировые СМИ задаются вопросом: «Что скрывается за визитом президента Сирии Башара Асада в Москву?» Некоторые сообщают, что «в ходе российско-сирийского саммита обсуждались вопросы, связанные с астанинским форматом по Сирии и деятельностью Конституционного комитета, однако основной акцент делался на экономических проблемах и освобождении всей территории Сирии». И на основании этого делаются выводы: «работа сирийского Конституционного комитета уже не имеет никакого значения для российской стороны, особенно после прошедших недавно в стране президентских выборов и их результатов, о которых говорил президент России Владимир Путин, поздравляя своего сирийского коллегу с заслуженной победой на выборах».

Но позиция России, как мы увидим, прямо противоположна сделанному выводу. Это можно понять, ознакомившись с заявлением министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова, сделанным несколько дней назад в ходе пресс-конференции по итогам встречи с главой внешнеполитического ведомства Катара Мухаммедом бен Абдель Рахманом Аль Тани. Лавров отметил, что «резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН, касающейся сирийского конфликта, нет альтернативы». Российский министр упомянул в этой связи двусторонние контакты с сирийскими властями, астанинский формат с участием Турции и Ирана, женевскую «платформу». Сергей Лавров предположил, что в ближайшем будущем Конституционный комитет возобновит совместную работу делегаций сирийского правительства и оппозиции.

В ходе встречи с Владимиром Путиным в Кремле Башар Асад также отметил, что «наши политические акции, политические мероприятия, процессы, которые мы проводили, будь это в Сочи, Астане, или где-нибудь ещё, внесли весомый вклад в нормализацию ситуации в Сирийской Арабской Республике». Однако причиной приостановки три года назад политических процессов в Сирии являются, по словам президента Сирии, «определённые государства, которые всячески деструктивно влияют на возможность ведения политических процессов». Далее Башар Асад указал на «другие факторы, но мы прекрасно их знаем и пытаемся сделать всё возможное для решения этих актуальных проблем».

Эти слова, несомненно, говорят о том, что сирийское руководство понимает важность продолжения действий на вышеупомянутых направлениях, особенно — в женевском формате, то есть в соответствии с резолюцией № 2254 Совета Безопасности ООН. Показательно, что несколько дней назад в Дамаске принимали специального посланника Генерального секретаря ООН по Сирии Гейра Педерсена. Целью его визита было согласование срока проведения шестого заседания Конституционного комитета. После отъезда Педерсена в Дамаске осталась его заместитель Хауля Матар, которая продолжит консультации с представителями сирийского руководства по вопросу окончательного определения даты проведения этого заседания.

В этой связи необходимо упомянуть, что у сирийских властей были некоторые претензии к работе спецпосланника Генерального секретаря ООН. Одной из таких претензий, по мнению Дамаска, было то, что Педерсен вмешивался в обсуждение деталей конституционных изменений, в то время как его миссия заключалась лишь в подготовке встреч сторон конфликта по этому вопросу. В Дамаске выразили своё неудовлетворение транслируемой по телевидению встречей Педерсена в провинции Деръа с делегацией сирийской оппозиции для обсуждения последних событий, что привело к переносу сроков визита спецпосланника в Дамаск. Однако этот вопрос удалось уладить при посредничестве Москвы. Такова нынешняя реальность. Сейчас средства массовой информации и политические деятели порой препятствуют политическим процессам. Это обстоятельство налагает на СМИ и на официальных лиц большую ответственность в объективном, непредвзятом освещении происходящих событий и анализе возникающих проблем. Здесь не должно быть места эдакому «соревновательному» подходу и прочим конкурентным соображениям, демонстрируемым некоторыми СМИ в угоду узкополитическим целям определённых сил. Необходимо делать всё возможное для возобновления политического процесса с целью урегулирования сирийского конфликта, ликвидации последствий гуманитарного кризиса, от которого страдают миллионы сирийцев, лишённых самых элементарных средств к существованию.

В этом контексте визит в Москву президента Сирии Башара Асада в сопровождении делегации, представлявшей экономический блок в сирийском правительстве, приобретает особое значение. Вместо того, чтобы строить всякого рода догадки относительно «истинных целей» визита, пытаться увязать его с событиями в провинции Деръа, рассуждать о том, кто был инициатором этого саммита, следовало бы обратить внимание на то, какое влияние может оказать этот визит на шаги по урегулированию сирийского конфликта, ликвидацию последствий гуманитарного кризиса в стране, возобновление политического процесса, диалог между правительством и оппозицией, выполнение резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН, достижение консенсуса между различными политическими силами Сирии. Всё это в конечном счёте должно привести к нормализации внутриполитической обстановки в стране, запуску процесса оздоровления национальной экономики, ликвидации всех препятствий на пути нормализации отношений между Сирией и её ближайшими соседями, и в первую очередь, с Турцией, решению курдской проблемы путём внесения соответствующих поправок в Конституцию. Эти шаги могут стать основным фактором, который заставит Соединённые Штаты уйти с территории Сирии, куда американцы вторглись незаконно, вопиющим образом нарушив существующие нормы международного права. Между прочим, США не только незаконно вторглись на сирийскую территорию, но и стали основным фактором, препятствующим достижению прогресса на переговорах по политическому урегулированию конфликта и избавлению народа Сирии от гуманитарной катастрофы, в условиях которой он продолжает существовать.

В этой связи следует упомянуть тот факт, что Соединённые Штаты препятствуют предоставлению Сирии одобренного Всемирным банком кредита на сумму в один миллиард долларов. При этом Вашингтон ссылается на своё «непризнание легитимности сирийского режима». Напомним также и о пресловутом «Законе Цезаря», принятие которого привело к катастрофическим последствиям не только для народа Сирии, но и ливанского народа. Поэтому президент Сирии Башар Асад абсолютно прав, характеризуя наложенные на Сирию санкции как «античеловеческие, антигосударственные, антилегитимные».

Обращаясь к тем кругам в Дамаске, кто делает ставку на то, что Москву «уже не интересует работа Конституционного комитета», хотел бы сказать им, а также всем сирийцам и особенно политикам и представителям СМИ: не ждите чудес! Международное сообщество не сможет оказать помощь вашему народу, вашей стране, пока вы сами не начнёте политический процесс. Здесь не имеет никакого значения то, какое внимание уделяет та или иная страна вопросу, касающемуся работы Конституционного комитета. Этот вопрос касается только вас, только сирийского народа. Без достижения хотя бы минимально приемлемого консенсуса между сирийцами нельзя будет добиться урегулирования конфликта. Помощи, оказываемой вам Россией, другими странами, не хватит для решения проблемы голода, от которого продолжает страдать сирийский народ. Как гласит древняя мудрость, «если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, дай удочку». Сейчас необходимо помнить о скором наступлении зимы и о том, в каких невероятно сложных условиях придётся жить сирийскому народу. Между тем бесперебойная подача отопления в дома граждан — огромная проблема. И властям необходимо осознать всю полноту своей ответственности за существующее положение дел и сделать всё необходимое для того, чтобы спасти сирийский народ от приближающихся холодов.Позиция России по отношению к сирийскому конфликту остаётся неизменной. Необходимо окончательно разгромить террористические организации, угрожающие не только Сирии, но и всему человечеству, сохранить суверенитет и территориальную целостность страны (эта задача сегодня практически решена). Однако в ряде районов Сирии незаконно всё ещё находятся американские военнослужащие. Вместе с тем на первый план здесь выходит позиция самих сирийцев по отношению к тому, как покончить с конфликтом и вывести страну из кризиса, пагубно отражающегося прежде всего на жизни простого народа. Здесь необходимо проявить политическую волю, осознать всю сложность существующих проблем. Необходимо покончить с бездействием, понять, что промедление в решении стоящих перед страной проблем будет иметь пагубные последствия. Поэтому такие шаги, как прекращение огня, введение «режима тишины», активизация работы миссии ООН, призваны способствовать запуску политического процесса, который в конечном счёте должен привести к урегулированию конфликта, положить конец разногласиям между различными политическими силами. Это касается прежде всего вопроса о турецкой оккупации ряда районов Сирии, «отуречивания» некоторых районов на северо-западе страны, где вводится в обращение турецкая лира, вносятся изменения в образовательные программы. С другой стороны, существует проблема иранского военного присутствия в Сирии, идёт экономическая экспансия Ирана в стране, в том числе путём скупки недвижимости. Проводится политика «шиизации» Сирии. Необходимо проявить политическую волю, правильно расставить приоритеты, поставить во главу угла общенациональные интересы страны.

Фото: Kremlin.ru

5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
20 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x