Дискуссия о путях отказа от Болонской системы и возврата к лучшим советским образцам всколыхнулась посланием президента Владимира Путина. В этой связи следует обратить внимание на то, что если раньше можно было учиться в бакалавриате и магистратуре, затем в аспирантуре и таким образом избежать призыва на срочную службу, то после сдвига возраста призыва в диапазон 21-30 лет быть вечным студентом вместо срочной службы уже не получится. В советские времена учебно-производственные комбинаты (УПК) и ДОСААФ пользовались большой популярностью, там обучали юношей и девушек рабочим специальностям. Может, лучше переориентировать устремления руководителей образования с попыток удлинить обучение за счет магистратуры после специалитета на возрождение и поощрение получения массовых рабочих специальностей до бакалавриата?
Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию 21 февраля 2023 года предложил вернуться к традиционной советской базовой подготовке специалистов с высшим образованием, хотя и с синтезом лучшего из опыта последних десятилетий. Обращение Владимира Путина было приурочено к году с начала СВО и во многом имело целью стратегическое укрепление нашей Родины, поэтому и проблематика высшего образования должна рассматриваться в этом же контексте.
21 февраля 2023 года министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что новая система образования предполагает возможность бесплатного поступления в магистратуру после любого высшего образования, намекнув тем самым на законопроект прошлого года о магистратуре после специалитета и удлинении образования. Помощник президента Андрей Фурсенко 27 февраля 2023 года заявил о том, что дипломы бакалавра приравнены к дипломам о высшем образовании, с намеком между строк на необязательность магистратуры, хотя и отдельно подчеркнул допустимость сохранения магистратуры.
Ещё в августе 2022 года ректор МГУ академик Виктор Садовничий заявлял, что после специалитета разрешат поступать в магистратуру, что имеет смысл в флагманском российском вузе, особенно для сложных естественнонаучных специальностей. Но для большинства специальностей в рамках провозглашенного после начала СВО и западных санкций отказа от Болонской системы, которая у нас ассоциируется с двухуровневым вузовским образованием, речь должна идти о сокращении высшего образования с текущих шести лет (бакалавриат плюс магистратура) до более привычных советских пяти, а не об удлинении до семи лет.
Но растянутое образование позволяет привлекать больше средств в вузы. Такую позицию подтверждает, например, волна дополнительного приёма в магистратуру и аспирантуру на платные места, которая была внепланово объявлена в сентябре 2022 года на фоне частичной мобилизации. Попытка руководителей образования сыграть на политическом моменте и увеличить внебюджетные доходы вузов была очевидной.
При этом нельзя сказать, что в сентябре 2022 года сотни тысяч юношей воспылали любовью к продолжению обучения – дополнительные наборы в магистратуру и аспирантуру на платные места составили всего десятки и редко сотни человек на каждый из двух сотен вузов. Возможно, платить в течение двух-трех лет за обучение в региональном вузе около ста тысяч рублей ежегодно и в столичном вузе порядка нескольких сотен тысяч рублей немногие сочли целесообразным. На приём 2022 года в магистратуру было выделено 125 тыс. бюджетных мест, сколько поступило на платные места, пока в статистике не обобщено, но известно число окончивших магистратуру в 2021 году. Из этих цифр можно оценить число магистрантов на платных местах в 88 тыс., с отсутствием данных по полу и истинным причинам поступления таких магистрантов.
Сопоставим количество юношей, призывников и выпускников. Росстат на 1 января 2021 года давал число юношей 18 лет в 728 тыс. человек. Разницу с другими близкими годами и возрастами можно оценить в пару десятков тысяч. В весенний призыв 2021 года призывалось 134 тыс. человек, в осенний – 120 тыс., суммарно 254 тыс. (в предыдущие годы – на несколько тысяч больше). Получается, что на срочную службу пошла примерно треть юношей.
Казалось бы, сопоставлять восемнадцатилетних с призванными не совсем правильно, поскольку весомую часть призывников дали выпускники колледжей и вузов. Но пропорция призыва разных выпускников примерно одинакова из года в год, и можно упрощенно считать, что часть восемнадцатилетних идет служить чуть позже.
Из выпускников школ в 2019 году продолжило обучение в колледжах 45% после 9-го класса и 17% после 11-го класса. Окончившие колледжи не имеют права на отсрочку во время обучения в бакалавриате и заведомо чаще идут служить. В сообщении ТАСС от 17 июня 2021 года со ссылкой на секретариат вице-премьера Татьяны Голиковой указано, что колледжи выпустили 780 тыс. человек, и 20% выпускников колледжей будет призвано в Вооруженные Силы (это 156 тыс. человек или 61% призывников).
Получается, что на выпускников школ после 11-го класса и выпускников вузов приходится всего 98 тыс. призывников. В 2021 году школы после 11-го класса выпустили 795 тыс. человек. В том же сообщении ТАСС было сказано, что в 2021 году общее количество выпускников вузов составило 909 тыс. человек, в том числе 580 тыс. после бакалавриата, 213 тыс. – магистратуры и 115 тыс. – специалитета. Предположим, что половина выпускников школ и вузов – юноши, тогда во внимание военкоматов попадает примерно 852 тыс. юношей, но служить идёт только каждый девятый из них, в отличие от каждого пятого выпускника колледжей.
В вузах есть военные учебные центры (ВУЦ) (ранее – военные кафедры), но таковые имеются примерно лишь в 100 вузах с планами увеличения до 120, при общем количестве вузов около 300. Общее количество выпускников ВУЦ в открытой печати не раскрывается, но примерно известно о достаточности мест для пятой части студентов-юношей, то есть примерно 90 тыс. Это означает, что еще 12% юношей призывного возраста получают военно-учётную специальность, плюсом к 35% призываемых на срочную службу.
Минобрнауки сообщало, что в 2021 году в аспирантуру было принято 28 тыс. человек, окончили аспирантуру 14 тыс. человек и защитили диссертацию 10,5% от числа окончивших. Только треть аспирантов была старше 30 лет. Мягко обратим внимание на то, что окончили аспирантуру 50% от поступивших, и из числа окончивших только один из десяти защитил диссертацию, то есть из числа поступивших – один из двадцати. Как минимум, соотношение поступивших и защитившихся 1 к 20 наводит на размышления о преобладании ненаучной мотивации к поступлению в аспирантуру.
Разложим образовательный трек, с целью не служить, по годам. Учеба в школе началась в 7 лет и завершилась в полных 18 лет. После этого юноша оканчивает бакалавриат в 22 года, шестилетний специалитет или магистратуру в 24 года. За время обучения возможен академический отпуск на год без потери отсрочки. Завершивший обучение не попадает на весенний призыв, поскольку обучение продолжается последипломными каникулами в июле и августе. Получается, даже без аспирантуры можно окончить обучение в 25 лет или даже в 25 с половиной, после чего достаточно всего в течение полутора-двух лет до достижения 27 лет иметь иные основания для отсрочки. А аспирантура даже в части двух лет обучения вообще перекрывает порог в 27 лет.
Помимо отсрочки студентам и аспирантам, есть бронь от призыва на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, количество людей по которой в открытой печати отсутствует и примерно оценивается в 30 тыс. Отсрочка по семейному положению предоставляется при наличии двух детей или одного ребенка и беременной супруги, что вполне реально в 25 лет. Альтернативную службу официально выбирает порядка тысячи человек. Неразглашаемое в открытых источниках количество юношей имеет временные или постоянные проблемы со здоровьем.
Тем не менее, в плане отсрочек, особенно до 25 лет, студенты магистратуры и специалитета составляют внушительную величину. Найти статистику по полу обучающихся на этих уровнях образования достаточно трудно, вновь предположим распределение пополам, и тогда получится 164 тыс. юношей. Какая-то часть из них искренне хочет учиться, кто-то хочет зацепиться за более престижный вуз по сравнению с бакалавриатом или остаться в общежитии, и такие доли определить сложно. 164 тыс. студентов магистратуры и специалитета дают умеренные 23% юношей каждого возрастного года, но соответствуют 65% ежегодного плана призыва на срочную службу. Гипотетически возникает возможность существенно увеличить призыв именно за счет выпускников магистратуры и специалитета при увеличении предельного возраста призыва до 30 лет или исключения магистратуры из типичного образовательного пути.
Обсуждение важности или проблемности уровней российского образования не входит в содержание данной статьи. Напрашивается только вопрос о том, насколько противоречивы заявления от отказе от Болонской системы и двух уровней в пользу одного советского уровня, относительно законопроектов о возможности бесплатной магистратуры после специалитета для всех специальностей и фактического удлинения высшего образования до 7-8 лет. Наличие вечных студентов также усугубляет проблему нехватки специалистов массовых рабочих специальностей, к тому же в основном теоретические специалитет и магистратура удалены от современной практики, особенно в инженерных специальностях.
Может, стоит задуматься не о способах растягивания высшего образования, а о лучшем и более массовом сочетании среднего специального образования с сокращенным высшим образованием, о возможности прохождения ускоренного обучения по массовым рабочим специальностям? В лучшие советские времена промышленного и научного развития многие сначала несколько лет были рабочими на производстве, а затем уже получали высшее образование, либо сначала получали среднее специальное образование и затем уже шли за высшим образованием. Главным в такой последовательности было знакомство в самом начале карьеры с производственными реалиями не по учебникам или на экскурсиях, а через полноценную личную работу.
В современной России есть сокращенный бакалавриат продолжительностью три года после колледжей по той же специальности. Колледжи как альтернатива 10-му и 11-му классам и ЕГЭ все более популярны среди молодежи, на что указывают растущая доля выбирающих такой путь, хотя призыв на срочную службу студентов сокращенных программ бакалавриата после колледжей немного снижает его востребованность. Руководителям образования лучше не удлинять учебу в вузах за счет последовательности "специалитет плюс магистратура", а договориться с Минобороны об отсрочках для последовательности "колледж плюс сокращенный бакалавриат", тем более что Минобороны само выступило с инициативой повышения возраста призыва до 21 года.
В советские времена школьники последних двух классов проходили подготовку в учебно-производственных комбинатах (УПК). Такие УПК обычно были на базе техникумов по одному на район или небольшой город, куда школьники ходили на практические занятия на день в неделю, примерно как сейчас проводится обучение в ВУЦ вузов раз в неделю параллельно с основной программой бакалавриата. Именно в УПК школьники получали вполне реальные практические навыки профессий автомеханика, радиотехника, токаря, фрезеровщика, часовщика или обувщика (для мальчиков), швеи, повара, парикмахера, секретаря-машинистки (для девочек), многие другие специальности. УПК погружали школьников в атмосферу станков и производства, выделяли рукастых в параллель с головастыми, предопределяли будущие профессии.
В советские времена ДОСААФ был куда популярнее среди юношей, чем сейчас. ДОСААФ тогда массово проводил обучение рабочим специальностям. Сейчас перечень из нескольких десятков таких специальностей можно найти, например, на страничке московского регионального отделения ДОСААФ. Однако относительно заметная подготовка ведётся только на водителей грузовиков и крайне редко – на механиков, связистов, радиотехников, компьютерщиков и других. В последний год в ДОСААФ появились курсы операторов дронов (БПЛА).
Проблема в первую очередь носит межведомственный характер: Минобрнауки отвечает за вузы, Минпросвещения – за школы и колледжи, Минобороны – за ДОСААФ и призыв на срочную службу. Будет больше магистрантов после специалитета и вообще больше магистратуры, значит, и больше денег государства и родителей пойдет вузам? Изменение возраста призыва на срочную службу сильно снизит мотивацию юношей к обучению в магистратуре и аспирантуре, а значит, перераспределит деньги в другие два министерства на их подведомственные образовательные учреждения?
Представляется, что для долгосрочного укрепления обороноспособности и промышленного потенциала нашей страны УПК и ДОСААФ очень важны, а потому прошедшие серьёзное обучение по программам УПК и ДОСААФ должны получать какие-то ощутимые преимущества при выборе места срочной службы и при поступлении в вузы. Преподаватели вузов из числа рукастых практиков вполне могут работать и на таких программах, даже местом реализации части таких программ могут быть сами вузы по аналогии с программами военных учебных центров. Это будет разумное соревнование министерств, точнее, их программ по массовым рабочим специальностям за умы и руки юношей и девушек.