Авторский блог Артур  Приймак 00:20 19 мая 2021

У внучат Ильича давно нет Ильича

Реставрация пионерского движения в Российской Федерации обречена

19 мая 1922 года – почти сто лет назад - на съезде РКСМ была создана Всесоюзная пионерская организация. С 1924 по 1991 годы пионеры носили имя Владимира Ильича Ленина. Демократия – в первую очередь и гласность. После 1991 года число детских организаций выросло в десятки раз. Появились православные скауты, и так далее. С 2016 года существует "Юнармия". В России на государственном уровне артикулируется призыв к патриотическому воспитанию среди детей и молодежи. Однако "Юнармия", спустя пять лет со дня своего образования, не смогла занять нишу пионерии и комсомола.

Почему детско-юношские проекты Российской Федерации находятся в кризисе, с "Завтра" беседует Борис Альтшулер, руководитель правозащитной организации «Право ребенка».

Борис АЛЬТШУЛЕР. В советские годы государство было как бог. Были партийные, государственные, детские организации. В стране, где государство не обожествляется, а вроде как служит народу, все не так. Смотря на нынешнюю Россию, мне вспоминается старая диссидентская шутка: «Кто в шесть утра набивается в транспорт, так что не продохнуть? – Народ. А кто к полудню только продирает глаза? - Слуги народа». Лет двадцать пять назад я общался с одним израильским дипломатом. Он мне сказал: «В Израиле государство – примерно тридцать процентов всего израильского общества». В Советском Союзе государство было 99,9 процентов, плюс еще приусадебные участки и личная жизнь. Сейчас - на 99,9 процентов государства, а все население страны ушло в личную жизнь. Российское общество поделено на атомы. Один атом – туда, другой атом- сюда… Как в таких условиях создавать аналог пионерии?

- В девяностых годах была реконструкция скаутского движения, по примеру США. В 1920 –х годах англо- саксонскую систему детского движения апробировали в СССР. Это делал Виктор Сорока-Росинский, внедрявший в «республике Шкид» институт тьюторов.

Борис АЛЬТШУЛЕР. Я – только за детские централизованные организации. А сейчас в России при ком создавать эти организации? При "Единой России" не удастся создать и скаутского движения. Не тот формат. По этой причине провалились "Идущие вместе", "Наши" и другие проекты "Единой России". Создавать что-то такое при КПРФ? Так КПРФ – всего лишь одна из партий, по своей сути, это бюрократический орган. Как и "Единая Россия".

- Можно же создавать детские организации вне идеологии.

Борис АЛЬТШУЛЕР. Да, можно. На уровне детского досуга. Но в Российской Федерации, если сравнивать с СССР – полный развал детской спортивно-досуговой деятельности. Поэтому имеем «колумбайны», детскую преступность, вовлечение детей в преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию. Не уверен, что создание детской организации – по типу хождения строем – эту проблему вообще решит. Эту проблему должны решать взрослые, которые бросили своих детей на произвол судьбы. Под понятием «взрослые» имею в виду безответственных родителей, безответственное государство… Госдуме просто наплевать на наших детей. Достаточно было принять несколько жёстких законов. И в России возродились бы придомовые спортивные секции, дворовый футбол, и так далее… Но Госдума эту сферу дала на откуп местным властям – без всякого финансирования. Школьные кружки закрываются, потому что идёт экономия денег. Это преступная политика. Я пытался воевать с этой Госдумой, когда был членом Общественной палаты. Госдума – это такая стена равнодушия! Хорошо, если бы их переизбрали к чертовой матери! Но этого, скорее всего, нам не ожидать. В таких условиях создание централизованной детской организации проблемы не решит. Недавно всю страну потряс «колумбайн» в Казани. Мне вспоминается Игорь Федорович Комиссаров – бывший сотрудник центрального аппарата Следственного комитета России, помощник Александра Бастрыкина по делам несовершеннолетних. Его убрали из СКР, хорошие люди там вообще не задерживаются.

Комиссаров как-то мне говорил: «У так называемых трудных подростков самый сложный период – лето. Девяносто дней каникул. Государство обеспечивает на лето только десять дней бесплатных лагерей. А остальные восемьдесят дней эти подростки предоставлены самим себе». Что мы видим? Государственное преступление. А законодатели, вместо того, чтобы навести в этой важнейшей для государства сфере, получают огромные зарплаты за то, что работают бешеным принтером.

Примером организации детско-юношеского досуга могла бы стать Республика Дагестан, где спорт и здоровый образ жизни возведены в культ. Однако же в Дагестане этого нет. Большой спорт в Дагестане – среда коммуникации для детей из элиты, чтобы богатые и именитые семьи роднились друг с другом. Об этом "Завтра" рассказал Магомед Абдулхабиров, доцент кафедры травматологии РУДН, соучредитель общественной организации "Дагестан без сирот".

Магомед АБДУЛХАБИРОВ. С 2014 года в Российской Федерации стали много говорить о патриотизме. Это хорошо. Но Россия в вариации 2014 года значительно уступает Советскому Союзу в идеологии, социализации, патриотизме. В СССР не всё было хорошо. Однако же детские и юношеские советские организации – пример служения государству и людям, самопожертвования. Где сейчас в России учат детей и подростков на примере Петра Гаврилова, Александра Матросова, Зои Космодемьянской? Нет таких мест и учреждений! Я не идеализирую Советскую власть. Но тогда было невозможно, чтобы первый секретарь обкома распределял гранты среди своих знакомых и родственников, набивая карман. Мне под восемьдесят. Я не видел в советские годы, чтобы дети, зятья и снохи советских чиновников к двадцати годам становились миллионерами, занимали ответственные посты, не имея должной компетенции. А в Российской Федерации это сплошь и рядом.

- В советское время октябрята, пионеры и комсомольцы проводили много времени у телевизора. Советское телевидение предоставляло молодежи много познавательных фильмов и передач. А как Вы оцениваете нынешнюю сетку вещания для детей и подростков?

Магомед АБДУЛХАБИРОВ. Самое удобное время вещания – от 19 до 23 часов. Посмотрите в это время тот же Первый канал. Эфир забит передачами о разврате, светских сплетнях, о том, кто от кого родился, кто кому изменил… Где в это время на экране серьёзные учителя, историки, инженеры, экономисты, религиозные деятели? Нет этого! Эфир превратили в шоу. В прайм-тайме одни и те же люди, идеи… От этого тошнит. Ни слова не говорят о том, как тяжело живется человеку труда. На телевидении – развращающая молодежь и разрушающая государство идеология.

- А почему Республика Дагестан не подаст положительного примера?

Магомед АБДУЛХАБИРОВ. Я родом из Цумадинского района Дагестана. Административный центр - село Агвали. В Великую Отечественную войну 130 учителей и учеников этой школы не вернулись домой. В 1999 году учителя и ученики из этой школы взяли в руки оружие, чтобы противостоять бандитам Шамиля Басаева и Хаттаба. Ребята из этой школы – любители спорта. А у этой школы до сих пор нет хорошего спортзала, простого борцовского ковра! Я по этому поводу писал руководству Дагестана, правительству России, президенту. Никакого отклика! Есть ребята, вроде Хабиба Нурмагомедова, которые вырвались. Но у Хабиба был известный отец, да упокоит Аллах его душу. Таких, как Хабиб, по всему Дагестану – человек десять. А в массе наши спортивные и деятельные ребята бездельничают. Они никому не нужны. При этом заместитель премьера Михаила Мишустина докладывал, что в 2020 году программа юношеского спорта полностью выполнена. Какой обман!

- А что мешает руководству России возродить ДОСААФ?

Магомед АБДУЛХАБИРОВ. Найдите мне в руководстве России человека, которого волнует судьба России. Я этому человеку пожму руку, обниму его. А сейчас, что я вижу в Дагестане и во всей России, чиновники и депутаты только думают о своей карьере и личном кошельке. Административная вертикаль России - прямой путь к нашей стране до новой Беловежской пущи. В Дагестане и во всей России нет массового спорта. Выходят отдельные люди – вот и все. В советские годы были спартакиады Дагестана, сейчас этого нет. В Республике Дагестан сейчас много говорят о религии. Религия это хорошо, когда она не переходит в мракобесие. Мракобесие убивает в нашей молодёжи тягу к знаниям. Ваххабизм – прямой путь к добровольному самоубийству человека. Больше всего уязвима для ваххабизма наэлектризованная религией и невежественная молодёжь.

- При этом Дагестан – чемпион по числу изобретений и других инноваций среди юношества…

Магомед АБДУЛХАБИРОВ. Видел случаи, когда юный одаренный дагестанец решал задачу, которую не могли одолеть мировые научные светила. А почему в школу, где учится этот мой земляк, не приезжают выдающиеся учёные из Москвы и Питера? Почему молодым деятелям науки в России «режут» их диссертации, зато «особо приближенные» защищаются на «раз-два»? В РУДН, где я работаю, часто приезжают абитуриенты из Дагестана, с золотыми медалями. Их принимают в университет. А потом оказывается, что их золотые медали – блеф. Они их получили на основе ЕГЭ, а пятерки по ЕГЭ они заработали, благодаря деньгам и связям родни. В РУДН, МГИМО, МГУ наши ребята очень часто попадают по «целёвке». «Целёвка» - направление от администрации какого-то субъекта федерации, чтобы юный уроженец этого региона получал образование в престижном вузе. Большая часть этих «целёвок» - блат и взяточничество.

1.0x