Авторский блог Артур  Приймак 00:08 3 декабря 2024

Моржовая «Ходынка» на Чукотке задавит всех и каждого

Социальное документальное кино как способ осмысления смутного будущего человечества

В московском Центре документального кино недавно показали короткометражный документальный фильм «Выход» авторства якутских режиссёров Максима и Евгении Арбугаевых. Кинофильм был далеко не премьерой. В 2022 году «Выход» получил гран-при Берлинского кинофестиваля. В январе 2023 года «Выход» попал в шорт-лист Американской академии «Оскар». Об этом знают все российские киношники, им прекрасно знакомы имена брата и сестры Арбугаевых. Однако интерес к ленте был как при первом в жизни «Выхода» показе.

На показе присутствовал автор этих строк. Арбугаевы смогли сделать свою 25-минутную ленту про моржей Чукотки фреской про трагедию современного человечества. Вроде бессмертной «Герники» Пикассо. «Выход» - имеется в виду выход моржей на зимнюю миграцию. Название фильма все же имеет скрытый подтекст: есть ли у современного человечества выход из тупика, куда человек сам себя загоняет?

Арбугаевы засняли и передали зрителям, что глобальное потепление более чем реально, оно чревато жуткими трагедиями. Последние кадры «Выхода» - гибель примерно тысяч моржей в результате массовой паники морских животных на небольшом пляже Чукотского моря. Никогда в истории полярной биологии не фиксировалась такая массовая смертность моржей за столь короткий календарный период, причем не от болезней или голода, а от такой казалось бы не летальной вещи как давка. Увиденная Арбугаевыми моржовая «Ходынка» собрала около ста тысяч особей на узкой полосе берега и еще около десяти тысяч особей на мелководье близ пляжа. Одними из первых погибали осиротевшие детеныши моржей. Такой массовой смертности морских зверей как в октябре 2020 года полярные биологи не фиксировали никогда.

«Ближе к финалу «Выхода» зритель видит только незначительную часть погибших за тот сезон моржей, - рассказал автору этих строк Максим Арбугаев. - В тот год моржи в течение двух недель находились на лежбище. Потом они вышли подкормиться в сторону острова Врангеля, это 250 километров от Чукотки. Они вернулись обратно на Чукотку вплавь по открытой воде, смертельно уставшие от перехода. Из-за глобального потепления лёд в Северном Ледовитом океане в ту осень не встал. Из-за этого моржам негде было остановиться на отдых».

Наблюдая в «Выходе» моржовую «Ходынку», поневоле примеряешь эту ситуацию на нас, на россиян, жителей Московского региона. На ситуацию поистине адского лета 2010 года в Москве, когда аномальная жара стояла над Центральным регионом России с мая-месяца до конца августа. За весь этот период над Москвой не выпало ни одной капли дождя. Лесные пожары в Подмосковье, переполнявшие раскаленный воздух столицы дымом и гарью, стихли только к концу сентября Запертые в каменно-бетонных джунглях многомиллионного мегаполиса люди страдали и умирали – умирали и в буквальном смысле. В кошмарное лето 2010 года от различных последствий аномальной жары погибало до 500-700 человек за день. Зато озолотились спекулянты на кондиционерах и вентиляторах. Стоимость маленького настольного вентилятора доходила до пяти, а то и десяти тысяч рублей.

Глобальное потепление – катастрофа не только природная, но и геополитическая. На геополитических катастрофах загребает миллиардные барыши крупный капитал. В данном контексте нельзя делить олигархов на транснациональных и национальных. Если все люди в мире, как гласит народная мудрость, знакомы друг с другом через правило энцати рукопожатий, то у олигархов это расстояние гораздо короче. Общий дом всех сверхбогатых людей – рейтинг «Форбс». Олег Дерипаска или Ринат Ахметов от своих позиций в «Форбс» зависят куда больше, чем Илон Маск и Уоррен Баффет. Та же история происходит со знаменитыми мультимиллионерами от рок-музыки. Если Пол Маккартни или Дэвид Гилмор вдруг сместятся на пару позиций вниз в рок-версии «Форбс», это для них будет не страшнее сезонной простуды. Борис Гребенщиков* и Андрей Макаревич*, потеряв свое место в международной тусовке сверхбогатых рок-музыкантов, могут заказывать себе панихиду. Посему БГ, Макар и другие космополитичные «легенды» русского рока готовы в любой момент давить танками тех своих поклонников, которые справедливо сомневаются в «правильном» выборе «легенд».

Короткометражная документалка вроде «Выхода» показывает лишний раз, что мы все живём в мире новеллы Рэя Брэдбери «И грянул гром». То есть всё в мире связано: глобальное потепление, аппетиты транснациональных толстосумов, гибель моржей Чукотки, и такая казалось бы далекая от этого всего вещь как мигрантский терроризм по всей России. Толстосумы российского происхождения хотят и дальше завозить в нашу страну толпы мигрантов из Средней Азии, поскольку не расстаются с установкой нулевых годов насчёт неприхотливости завозимых к условиям обитания. Сверхбогачи убеждены, что уроженцам жарких степей и пустынь не нужны системы искусственной вентиляции воздуха. Есть иллюзия, что узбеки, киргизы, таджики наиболее устойчивы к невыносимому в мегаполисе жаркому лету, следовательно, могут работать и при температуре +40 градусов в тени. Москва недалекого будущего видится толстосумами как наступающая на периферию территория асфальта и небоскребов, без единого зеленого уголка. В этой ожившей антиутопии без гастарбайтеров не обойтись, а нуждами коренного населения можно и пренебречь.

Социально фрустированные мигранты, когда находятся в России, транслируют на россиян не только типичный комплекс гастарбайтера, но и русофобские штампы из стран своего исхода. Теракт в «Крокусе» выявил, что МИД Украины свободно вербует жителей Средней Азии в укровермахт через свои среднеазиатские посольства. И ничего Киеву за это в Средней Азии не прилетает, ибо существует Венская дипломатическая конвенция 1961 года.

И снова к глобальному потеплению, а также напрямую связанной с ним «зелёной повестке» в европейской промышленности и энергетике. Сегодня королем «зелёной» энергетики на Украине является Арсен Аваков – крестный папаша «Азова»*, не имеющий права на жизнь военный преступник. Продающий ветряки и солнечные батареи Аваков генерирует экологическую катастрофу в Евразии. Используемая в промышленном масштабе «зелёная» энергетика не останавливает глобального потепления, а способствует ему. Но продукцию Авакова покупают, а выручку Арсен Борисович инвестирует в тот же «Азов». Взмах крыла бабочки в одном месте рождает землетрясение за тысячи километров от него.

«Любой художник, любой чувствующий человек на планете Земля ощущает сотрясающие человечество глобальные катаклизмы как свои собственные, - говорит Максим Арбугаев. – Обо всех постигших сегодня человечество трагедиях нужно снимать, писать, говорить. Сегодня снимается очень мало документальных фильмов про СВО, которые бы надолго запомнились зрителю. Тому много причин, одна из главных – факт присутствия режиссера, абсолютно гражданского человека, в зоне боевых действий. Потенциальные авторы-документалисты испытывают естественный страх человека перед смертью, поэтому в своем творчестве не касаются темы СВО».

СВО еще показала следующее. Жанр документалки короткого метра доступен каждому человеку, который никогда не учился на режиссера и вообще в первый раз взял в руки камеру. Документалист из Краснодара Валерий Тимощенко, прошедший с кинокамерой практически все горячие точки бывшего СССР, снимает свои ленты про героев СВО руками самих героев. Солдаты снимают своих боевых товарищей, весь ход войны, а отснятый материал передают уже Тимощенко. Среди таких солдат есть те, которые видят себя полноценными режиссерами- документалистами. Тимощенко им помогает пройти краткосрочные курсы во ВГИКе. Незаметно исчезает якобы непроходимый барьер между художником и аудиторией. Идет взаимный обмен творческими энергиями, мыслями, опытом.

…В целом, пример такого взаимообмена показал недавний показ «Выхода» в Центре документального кино, организованный творческим объединением «Страна. Doc». Видится, что наша страна – особенно мегаполисная среда – нуждается в таких неформальных творческих площадках. Особенно это актуально для ищущей себя молодежи. Тем более это актуально еще и в связи с тем, что столичные девелоперы выгоняют из здания на Брестской улице Дом Ханжонкова, который долгое время был Меккой для московской студенческой молодежи. На месте Дома Ханжонкова запланирован очередной фешенебельный бизнес-центр.

В заключение как нельзя уместны проницательные слова французского социального философа Жана Бодрийяра: «Хуже всего не то, что мы завалены со всех сторон отбросами, а то, что мы сами становимся ими. Вся естественная среда превратилась в отбросы, то есть в ненужную, всем мешающую субстанцию, от которой, как от трупа, никто не знает, как избавиться. Речь идет о всемирной проблеме отбросов, ибо, если насилие порождается угнетением, то ненависть зарождается, когда человека отправляют на помойку».

*лица, признанные в России иностранными агентами

**запрещённая в России террористическая организация.

1.0x