Сообщество «Hi-Hume Research» 21:46 3 февраля 2019

У людена… до колена

Как развить бр. Стругацких до коммунистического идеала

Творческий марксистско-ленинский анализ позволяет переосмыслить значение многих узловых точек развития общественной мысли в СССР. В частности, некоторые тенденции творчества таких корифеев научной фантастики, как Иван Антонович Ефремов и братья Аркадий и Борис Стругацкие. Научная фантастика при Советской власти была крайне важным делом, зачастую представляя собой вненаучную, художественно-образную футурологию. Решая вопросы, напрямую подведомственные научному коммунизму, ЦК КПСС, Совету Министров и Верховному Совету СССР.

В частности, в вопросе о том, какими окажутся люди будущего, насколько будут соответствовать коммунистическому идеалу гармоничной, всесторонне развитой личности, богатой общественными связями. Разобраться в этом поможет развитие марксизма-ленинизма Эвальдом Васильевичем Ильенковым, его концепция триединства Истины, Добра и Красоты.

Герои и персонажи «Мира полудня» братьев Стругацких, а точнее, сами писатели, их создавшие, с этой точки зрения не сдают «экзамена по научному коммунизму». Слабоватыми оказываются и футурологическая концепция, и понимание того, что есть человеческая личность в её марксистском понимании. Отсюда проистекают недостатки в их изображении и людей будущего, которые, по сравнению с нашими современниками, обладают куда как большими способностями, в первую очередь личностными, а также сверхцивилизаций.

В произведениях братьев Стругацких сквозной темой проходит сверхцивилизация Странников. Сразу обратим внимание: негуманоидной. То есть авторы предполагают, что возможен разум не только человеческий, и превосходящий возможности людей. Что-то вроде природной силы, стихии, которая, конечно же, не только могущественнее человека, но и намного умнее его.

Эти Странники занимаются странными делами, от которых на целых планетах исчезают невесть куда гуманоидные расы. На контакт с людьми и прочими гуманоидами не идут, в дипломатические отношения и переговоры не вступают. То ли потому, что люди для них − как животные для людей, безразличных к братьям нашим меньшим. То ли потому, что Странники замышляют против людей и прочих гуманоидов что-то нехорошее в своих интересах.

У Странников есть свои агенты среди людей, «подкидыши» − люди, которых они наделяют способностями, сверхъестественными в сравнении с человеческими. Есть и человеческая сверхраса «люденов». Став люденом, бывший человек, произведённый в сверхчеловеки, теряет интерес к другим людям, оставшимся просто-напросто людьми. Они для него становятся вроде муравьёв. Похоже в «Формуле Лимфатера» изображает «опаляющий сверхразум» парадоксалист и злой шутник Станислав Лем.

Неудивительно, что противодействием Странникам и их агентам люденам занимаются спецслужбы «мира Полудня», а именно Комитет галактической безопасности (КГБ − прекрасная аббревиатура!). Потому как с «контактоспособными» внеземными гуманоидными цивилизациями работает другое ведомство, Комиссия по контактам (КОМКОН), своего рода «министерство иностранных дел» во вселенских масштабах.

Характерная особенность философско-исторической концепции братьев Стругацких, с позиции творческого марксизма-ленинизма, в том, что они считают возможность «разума без добра». Тем самым разделяя три неразделимых ипостаси, три ракурса человеческого: Истины, Добра и Красоты, в то время как истинный разум добр и красив.

В результате Странники и их приспешники, людены, у Стругацких сконструированы чуть ли не буквально по ницшеанско-нацистской концепции сверхчеловека. Они умнее, сильнее и красивее людей, но не добры к ним. Для них люди − «недочеловеки», которых, сколько нужно, надо обратить в рабство, а остальных уничтожить. Без гнева и пристрастия, а просто для целесообразности.

С точки зрения творческого марксизма-ленинизма, такая концепция ошибочна и вредна. Ошибочна тем, что некритично, как «закон природы», описывает некую ступень исторического развития, исторически существующую и преходящую. А именно эксплуататорское общество «одномерных людей», такой тип разделения труда, где человек однобоко развивает одни свои способности в ущерб другим. Вредна эта концепция тем, что оправдывает колониальную политику капитализма и империалистические войны.

Конструировали братья Стругацкие сверхразум и людей со сверхспособностями − а получили иноземных «белокурых бестий» и их полицаев. Порочность историко-философской концепции Стругацких проявляется и в образах землян, обитателей квазикоммунистического «Мира Полудня». «Рыльце в пуху» у людей-«прогрессоров», работающих с инопланетными гуманоидными цивилизациями. Порой совершенно ничем не отличающихся от людей, только находящихся на более низких, ранних этапах исторического развития.

Прогрессоры заняты вроде как благим делом: способствуют ускорению исторического прогресса «отсталых окраин» цивилизованного межзвёздного сообщества. Но как они это делают, какими методами! Втайне, исподтишка. Как замаскированные под местных обитателей агенты земных спецслужб. Точь-в-точь как Странники, представители негуманоидной сверхцивилизации, обходятся с людьми и прочими гуманоидами.

Именно таким образом прогрессоры орудуют на других планетах под не выдерживающим критики предлогом, что иначе подведомственные им цивилизации «утратят свою самобытность». Что это, как не методики внешнего управления социально-экономическим и культурным развитием, манипулирования общественным сознанием?

Разве так в СССР велась работа по развитию отсталых «точек роста» − крестьянского сельского хозяйства, национальных окраин, стран, вставших на путь строительства социализма? Конечно, нет! Действовали официальные, публичные механизмы, обращавшиеся к бодрствующему сознанию тех, кому оказывалась помощь. На основе действовавшего законодательства и прочей актуальной нормативно-правовой базы и системы идеологической работы, включая прессу. Спецслужбы в лице ЧК− ОГПУ − НКВД − МГБ − КГБ СССР и т.п., конечно, работали тоже. Их работа была необходима и даже незаменима, но лишь там, где необходимо.

В марксистско-ленинской философии, в продолжение ильенковской традиции, человек, а тем более коммунистический идеал личности, − всесторонне, гармонически развит. «Глупое добро», «умная жестокость», «злая красота» − уродцы, ублюдки… и массовая реальность классового, эксплуататорского общества. Что ж, развивать эти диспропорции до бесконечности, до отдельных «сверхспособностей» с дистрофией остальных? Велика ли радость стать кибернетическим «мозгом на паучьих ножках» или «красавцем-дебилом»?

А Стругацкие, выходит, просто экстраполируют эти реалии в будущее. И «прогрессоры» у них получаются «социал-империалистами», а представители «сверхцивилизации» − грядущими суперфашистами. С точки зрения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и Э.В. Ильенкова, «людены» − не сверхлюди, а инвалиды, изуродованные исторически преходящим типом разделения труда, а также нравами эксплуататорского общества. Буйные и агрессивые пациенты психиатрической клиники, рядом с "наполеонами" и "алесандрами македонскими". Которых надо обезвредить, а потом помочь вылечиться и перевоспитаться.

Если у кого-то… до колена, то это автоматически не делает его ни успешным донжуаном, ни пылким многоразовым любовником, ни верным, любящим и заботливым мужем. Попытки увеличить деликатный орган до желаемых размеров, что сулят многочисленные коммерческие предложения медиков, могут привести через членовредительство к успеху. Но желаемого счастья не принесут. В лучшем случае станешь своеобразным люденом, в определённом отношении.

Герои И.А. Ефремова, люди эпохи «Великого Кольца», намного ближе к классическому коммунистическому идеалу. Но и у него, полвека спустя, видно, что можно улучшить. Миссия землян на планету Торманс демонстрирует потрясающее простодушие, которое хуже воровства. Нет ни конкретного исторического анализа социально-экономической формации на этой планете, ни понимания возможных тайных комбинаций со стороны правящей олигархии. Полной глупостью или злобной карикатурой выглядит попытка трёх землян морально увещевать банды опустившихся, озлобленных наркоманов в заброшенном городе над городом Кин-Нан-Тэ.

Данная критика братьев Стругацких и И.А. Ефремова − не «справа», но «слева». Признавая их великие заслуги в художественно-образном осмыслении проблематики научного коммунизма, мы должны видеть их неизбежную историческую ограниченность. Чтобы двигать наше общее дело дальше. Да поступят с нами продолжатели наших дел так же.

1.0x