В советских универсамах на рыбных полках в целлофановых пакетах лежали замороженная треска, камбала, навага — что для ухи, что для жарева, что для холодца. И вдруг на этих прилавках появились неведомые рыбы: небывалых форм, с таинственными названиями, с загадочным выражением неподвижных рыбьих глаз. Их боялись покупать, страшились их змеиных хвостов, оскаленных пастей, пугающих названий, таких, как простипома или рыба-меч.
Откуда в Москве появились эти реликтовые твари, которые, казалось, уже давно окаменели, лежали в глубинах океанских отложений? Всё было просто: Советский Союз построил новый рыболовецкий флот, отправил его в Тихий океан к берегам Перу и Чили. Снабдил глубоководными тралами, эти тралы вычерпывали из океанских глубин их обитателей, везли в Москву, и уха из этих рыб была ни с чем не сравненная, и в заливном отражалось солнце неведомых морей.
А потом эти рыбы исчезли с прилавков: флот износился, тралы порвались, и загадочные океанские твари пропали с московских прилавков. И мы вновь довольствовались треской и навагой.
Путин и Байден общались дистанционно — в режиме электромагнитных волн. Их переговоры остались в тайне. Журналистам показали авторучку Путина и чайный стакан Байдена. И вот после этих двух артефактов журналисты начали нести свою грандиозную многошумную, бессмысленную и пустопорожнюю околесицу. "Железный Путин выиграл бой у тряпичного Байдена". "Многомудрый и непреклонный Байден обыграл заносчивого русского президента". "Полетят ли украинские ракеты в сторону Севастополя, и выйдут ли русские танки на окраины Львова?" "Не является ли "Северный поток" частью исторического потока?" "Не является ли курс доллара для русского человека дороже, чем Христова молитва?"
Воображение журналистов плодит гипотезы, ум политологов торопится сделать открытия, политические ток-шоу извергают неимоверное количество пемзы, и этой пемзой натирают мозоли в мозгах обезумевших обывателей.
Мы никогда не узнаем о реальном содержании переговоров, их итоги, их спасительные или роковые для мира решения. Мы не узнаем, какие пакты, секретные протоколы обсуждались в недрах этих закрытых переговоров. Раздел Украины или раздел России, или раздел Европы, или расчленение мира. И кто они были, президент Путин и президент Байден — реинкарнацией Хрущёва и Кеннеди или Сталина и Рузвельта?
Как восхитителен этот бред! Как кипит джакузи, в котором сидит Жириновский! Как грозно горит звезда на погоне начштаба Герасимова!
Политика — это движение тёмных рыб истории. Они редко всплывают на поверхность, и вместо них плещется рыбья мелюзга, как журналисты со своими мормышками и бамбуковыми удочками.
Кажется, что эти тайны так и лягут тёмными пластами на дно истории. Но нет. То одна, то другая, тайны вдруг всплывут на поверхность, и в своём глубоководном свечении обнаружат отточенный плавник или кровавую жабру. И вот мы узнаём от Путина, что в девяностые годы в Госимуществе Чубайса работал десяток кадровых офицеров ЦРУ. Что они там делали, эти друзья Чубайса? Они уничтожали те отрасли советской экономики, которые были конкурентными для Америки. Они уничтожали весь военно-промышленный комплекс Советского Союза: его заводы, полигоны, подводные лодки и шахтные установки. Они увозили самолётами секретную документацию наших научно-исследовательских центров. Они вручали остатки советской собственности своим агентам, тем иноагентам, которые завладели русскими нефтяными полями, металлургическими заводами, алмазными копями. И это тайное вдруг стало явным.
Однако остаётся тайным, как Анатолий Чубайс, создавший питомник агентов американской разведки, как он остаётся до сих пор у власти, управляет Роснано, где бесследно, не оставляя после себя великих открытий, исчезают русские миллиарды.
Мы оплакали подводную лодку "Курск", эту "жертву несчастного случая, разгильдяйства торпедистов, никчёмности оружейников, создавших несовершенную торпеду". Мы оплакали моряков, колотивших гаечными ключами по корпусу утонувшей лодки. Рыдали над поднятой из чёрного рассола запиской моряка: "Не надо отчаиваться". И вот теперь бывший командующий флотом сообщает нам, что лодку "Курск" ударила американская подводная лодка проекта "Лос-Анджелес", которая после столкновения ремонтировалась на норвежской верфи. Тайна приоткрылась, и мы стремимся узнать больше: о чём говорили в те дни Путин и глава разведуправления США, срочно прилетевший в Москву? Все ли усилия были предприняты для спасения гибнущих моряков? Или эти тайны навеки исчезли в корпусе раненой подлодки, направленной в переплав?
Мы никогда не узнаем о результатах переговоров Горбачёва и Рейгана в Рейкьявике, когда после той встречи по телевизору показали лицо Горбачёва: ужасное, искажённое, покрытое трупными пятнами. Должно быть, такое лицо было у Иуды, убегавшего из Гефсиманского сада.
Мы ничего не знаем о переговорах Ельцина в Сиэтле, когда его борт сел на аэродроме, и он, как пьяный бык с переполненным мочевым пузырём, помочился на шасси самолёта. И потом в Сиэтле ему вручали грамоты и ярлыки на правление будущей, вырванной из состава Советского Союза Россией.
Мы ничего не узнаем о роли Комитета государственной безопасности СССР в расчленении Союза. Как КГБ объединял Германию и разрушал Варшавский пакт. Как был убит Чаушеску и создавались по всему Советскому Союзу Народные фронты. Какова роль в ГКЧП Крючкова, так и не отдавшего приказ об интернировании Ельцина, что привело к краху ГКЧП, а потом и к краху Советского Союза. Мы никогда не узнаем тайну исчезновения золота партии и истинные причины смерти маршала Ахромеева и партийного финансиста Кручины, выпавшего из окна. Мы не узнаем тайну исчезновения бриллиантов из Гохрана в период предвыборной кампании Ельцина и исчезновения шедевров из хранилища Эрмитажа. Нам никогда не расскажут о разгроме бактериологических центров Советского Союза и передаче уникальной коллекции штаммов в американские лаборатории.
Обыватели на своих лодчонках и яхтах, на паромах и круизных лайнерах скользят по поверхности. А в глубине, неведомые им, перемещаются тёмные рыбы истории, страшные чудища, о которых человечество узнаёт по испепелённым городам, истерзанным народам, умерщвлённым государствам.
Как быть среди этой конспирологии мрака? Как быть среди этой пёстрой, как конфетти, журналистской лжи? Как не сойти с ума, не ожесточиться, не повеситься, не возненавидеть государство, страну, род людской и себя самого?
Прекрасны слова Иисуса Христа, явившегося наяву архимандриту Иоанну Крестьянкину: "Стой и смотри, что попустил я для вразумления вашего без насильственной кончины людей. Никого не вини. Молись. Будь всегда и во всём очень осторожным".