Авторский блог В. Смоленцев
22:25
14 февраля 1996
Тучи над Днестром
<br />
Тирасполь. 4 января 1996 года. День. К зданию ПМК-7 подъехали милицейские УАЗики. Из них выскочили вооруженные люди в серых омоновских камуфляжных масках на лицах. Быстро, сноровисто оцедили дом. Штурмовая группа ворвалась в подъезд. Через несколько минут из подъезда стали одного за другим выводить закованных в наручники людей.
Обычная операция МВД по задержанию преступников.
Обычная. Да не совсем. Дело в том, что среди арестованных в Тирасполе при разгроме охранной фирмы «Безопасность» находилось шестеро бывших бойцов рижского ОМОНа и МВД Латвии, известные всей республике ветераны войны за независимость, герои Бендер и Ду-боссар. А среди тех, кто арестовывал, — бойцы «спецназа» МВД «Днестр», ветеранами которого были очень многие из арестованных.
Из 40 задержанных 13 человек были арестованы на тридцать суток как подозреваемые в принадлежности к организованной преступности. Под ордерами стояли подписи следователей отдела экономических преступлений МВД, но вся операция проводилась с санкции прокурора республики Бориса Лучика и министра МВД Ивана Фучеджи.
Событие для республики — шоковое. Еще бы, ведь задержанные — хорошо известные в республике люди. Многие из них — сами бывшие сотрудники милиции и офицеры МВД, а главное — то, что даже самая темная бабка знала: «Безопасность» наступила на ногу местной «братве». И обыватель с болезненным интересом наблюдал, кто же кого: «братва» — «Безопасность», или же наоборот. И вот оказалось, что сильнее все же «братва»...нами правопорядка и «диссидентами» во главе с командармом Лебедем и комендантом Бергманом.
Против этой бессмыслицы и выступили подавшие рапорта офицеры. После увольнения часть их решила объединиться и создать коммерческую охранную фирму «Безопасность», целью которой они видели борьбу с бандитским беспределом в предпринимательстве.
И с лета 1995 года «Безопасность» всерьез взялась за вытеснение криминалитета из местного бизнеса. Для начала заключили договор с тираспольским рынком об охране и о поддержании правопорядка. Это был чувствительный удар по мафии, которая обкладывала данью любого торгующего здесь человека.
Затем «Безопасность» начала принимать заказы на сопровождение и охрану грузовых перевозок, на чем издавна кормились местные воры. Все больше предпринимателей предпочитали обращаться к «Безопасности», а не идти на поклон к бандитам.
Тогда-то и состоялась сходка местных «авторитетов», на которой было решено «валить» строптивую «Безопасность». Проблема состояла в том, что открыто выступить против «Безопасности» бандитам было сложно — ведь среди сотрудников фирмы, как уже было сказано, очень известные и уважаемые в Приднестровье люди. Бывшие защитники ПМР, «рижане», офицеры МВД. И потому нужен был покровитель — тот, кто на государственном уровне сможет «решить» проблему «Безопасности».
Как она была решена, вы уже знаете.
В этот момент министерство госбезопасности ПМР вмешалось в ситуацию, справедливо усмотрев в действиях прокуратуры и МВД ряд нарушений закона, а главное — угрозу безопасности республике, так как разгром и арест фирмы «Безопасность» вызвал серьезный резонанс среди населения Приднестровья. На заборах и стенах появились надписи и лозунги, суть которых в том, что мафия правит республикой, а прокурор и министр МВД коррумпированы.
После проверки комиссией по законности случившегося, действия МВД были признаны противоправными, и 1 2 из 13 задержанных ранее на месяц были освобождены. Под арестом остался лишь старший лейтенант рижского ОМОНа Анатолий Бубнов, которому были предъявлены абсолютно бездоказательные обвинения в причастности к вымогательству аж... на Украине.
Но истинная причина ареста была совсем в ином. Бубнов мог пролить свет на историю ареста... зятя прокурора республики Гулея. Последний вместе с офицером охраны Зубковым похитили в Одессе гражданина, задолжавшего деньги, и нелегально вывезли его в Приднестровье, где под пыткой требовали возвращения долга. Арест обоих был произведен сотрудниками МВД Украины по согласованию с ГУВД Тирасполя, которое возглавляет Владимир Смирнов, еще один из «неугодных» мафиозным кланам людей. Сын президента республики майор Смирнов слывет «неберу-щим», чем очень осложняет жизнь После ареста зятя прокурор Лучик понял, что терять ему больше нечего. В Приднестровье и так давно уже ходили слухи о связях прокурора с местными «авторитетами». Он и сам не особо скрывал их. Борис Алексеевич с гордостью рассказывает, как во время бандитских разборок в 1994 году встречался с «авторитетами» — и волна убийств и перестрелок в городе после этой встречи пошла-де на убыль. Особые отношения связывают прокурора республики Лучика и Николая Шуляка, которого народная молва давно называет «крестным отцом» приднестровской мафии. Сегодня Николай Иванович — преуспевающий бизнесмен, торгующий продуктами питания; он, по его словам, содержит интернат, где живут дети-сироты, и баскетбольную команду Тирасполя. Шуляк не очень стесняется «сложной» молодости, где остались три отсидки, и подчеркивает, что давно «завязал» с проклятым прошлым. Об этом же не устает твердить и прокурор Лучик, называющий Шуляка своим другом, ездящим с ним на охоту и в баню...
Но вот другие факты, связанные с личностью Шуляка, который больше известен в Тирасполе как «Карпов.
В марте 1993 года происходит ссора в ресторане, в процессе которой некто Деев по кличке «Цигай-ло» выстрелом из револьвера системы Наган ранит «Карпо». Возбуждено уголовное дело № 93068070.
24.06.93. Труп Деева, находящегося в розыске, с размозженным черепом и множественными повреждениями мягких тканей обнаружен в городе Тирасполе.
Уголовное дело № 93068070 не раскрыто." '* ЯрР
Приятель Деева Зварич Артур Михаилович по кличке «Парамон» (у него скрывался Деев после выстрела в стрела в Шуляка) пропадает без вести 15.06.95 года. Розыскное дело № 9506867. По имеющейся информации — убит.
Приятель Деева и Зварича — Белоус Игорь Викторович пропадает без вести в то же время. Розыскное дело № 9506850. По имеющейся информации — убит.
6 мая 1995 года между Корец-ким Олегом Владимировичем (кличка «Кореец») и Шуляком-«Карпо» происходит ссора, во время которой Кбрецкий избит, в бессознательном состоянии помещен в машину Шуляка и увезен. Пропал без вести. Розыскное дело № 9506840. По имеющейся информации — убит.
9 мая 1995 года в Тирасполе из автомата убит Дорожкин Николай Сергеевич по кличке «Коля-киевский» и ранен Грюнфельд Юрий Менделеевич по кличке «Кура». У последних были разборки с «Карпо» из-за сфер влияния.
Вся эта информация несколько корректирует слухи о том, насколько Шуляк-«Карпо» отошел от преступной деятельности...
Именно люди «Карпо», по сведениям оперативных работников, контролировали рынки и охрану перевозок.
На пути криминалитета встали два человека: министр безопасности Вадим Шевцов и начальник ГУВД Тирасполя Владимир Смирнов. Именно эти двое сегодня — кость в горле мафии Приднестровья.
Острота конфликта осложняется общеполитической ситуацией в ПМР. Уровень жизни стремительно падает, республика зажата в тисках блокады со стороны Молдовы и официальной России. Средняя зарплата — пять-десять долларов при уровне цен лишь на треть ниже российских.
В этих условиях резко выросла роль промышленных «баронов» — директоров крупных предприятий, которые осуществляют самостоятельную экономическую деятельность.
На многих заводах Бендер, Рыбниц, Тирасполя зарплата в три-четыре раза превышает среднюю по республике.
Сегодняшнее положение ПМР, блокада, противостояние с Молдовой мало устраивает тех же директоров, усматривающих в этом угрозу своим интересам. Для них было бы куда выгоднее войти в «леевую зону» (лей — денежная единица Молдовы) и приватизировать заводы так, чтобы стать практически их единоличными хозяевами, чего не позволяют им сегодня приднестровские законы.
Можно смело утверждать, что существование республики сегодня невыгодно крупному капиталу, стремящемуся как можно быстрее поглотить экономический потенциал левобережья.
Поэтому многие директора и ориентированная на Молдову часть политического истеблишмента во главе с председателем Верховного Совета Маракуцей оказывают большое давление на президента республики Игоря Смирнова с целью вьигудить его на союз с Молдовой, а реально — на растворение в Молдове.
• И вновь на пути у этих сил оказалось МГБ ПМР во главе с Шевцовым, а также патриотическое крыло политиков, куда входят генеральный директор телевидения ПМР Шульга, помощник президента Акулов и многие другие.
И все же особая роль в сохранении республики принадлежит министру госбезопасности Вадиму Шевцову. Сегодня против него — патриота Приднестровья, ключевой фигуры, отстаивающей позицию России в этом регионе, — ополчились как криминально-мафиозные кланы, коим потворствуют прокурор Лучик и министр МВД Фучед-жи, так и промолдавские космополитические силы, стремящиеся к ликвидации республики.
От президента Смирнова требуют «голову» Шевцова. Но «сдача» министра ГБ приведет к утрате высшим руководством республики самостоятельности, так как именно Шевцов осуществляет связи российской политической элиты с Приднестровьем и является в глазах многих российских политиков опорой российских интересов в этом регионе.
Практически сегодня республика стоит на грани острейшего кризиса, способного сокрушить еще неокрепшую государственность.
В. СМОЛЕНЦЕВ
ПОСЛЕДНЯЯ ИНФОРМАЦИЯ
Старший лейтенант рижского ОМОНа Анатолий Бубнов по указанию прокурора В. Лучика переведен в камеру к уголовникам.
Министр МВД Фучеджи и прокурор республики Лучик потребовали снятия с должности министра госбезопасности Шевцова.
Уголовное дело, возбуждаемое в отношении прокурора Лучика и его связей с криминально-мафиозными структурами, президент республики потребовал передать для надзора... самому Лучику. В деле — показания свидетелей о Лучике и «Карпо». Жизнь этих свидетелей под угрозой.
1.0x