«Шпион» (Россия, 2012, режиссёр — Алексей Андрианов, в ролях: Данила Козловский, Фёдор Бондарчук, Владимир Епифанцев, Виктория Толстоганова, Екатерина Мельник, Анна Чиповская, Алексей Горбунов, Дмитрий Назаров, Андрей Мерзликин, Виктор Вержбицкий, Сергей Газаров).
Апрель, 1941-й год. В роскошной высокогорной резиденции главы Абвера адмирала Канариса проходит тайное совещание верхушки Третьего рейха. Гитлер произносит речь на маленьком телеэкране — аналоге современного скайпа — и в срочном порядке требует убедить советское руководство в том, что Германия и не думает нападать на СССР. Провести хитроумную операцию по внедрению ложных сведений поручается агенту абверовской разведки Вассеру — шпиону со стажем, давно и успешно действующему на советской территории. Тем временем чекисты узнают о коварном плане нацистов и пытаются играть на опережение. За Вассером начинается охота. Матёрый разведчик, старший майор Октябрьский (Фёдор Бондарчук), берёт себе в помощники юного боксера, спортсмена общества «Динамо» лейтенанта Егора Дорина (Данила Козловский). Егор, дальний родственник Эраста Фандорина, с головой пускается в кошмарные и увлекательные приключения. Однако разведка таит в себе много сюрпризов, способных порой подвергнуть тяжёлым сомнениям веру в справедливость.
«Шпионский роман» Бориса Акунина, который лёг в основу фильма «Шпион», изначально мало походил на книжку, которую можно превратить в кинокомикс. Но режиссёр-дебютант Алексей Андрианов решил подойти к вопросу экранизации радикально. Он убедил Акунина показать довоенную Москву не в привычном для нашего кино ретро-стиле, а сотворить на экране город сталинской фантазии, футуристический макет которого сохранился до сегодняшних дней на Генплане 1935-го года. Эстетика комикса продиктовала и множество интересных деталей. Вездесущие камеры слежения, позволяющие чекистам фиксировать каждый шаг искомого объекта, фантастические дирижабли, зависающие над Москвой. Или так и не построенный в реальности гигантский Дворец Советов, который гордо возвышается в фильме на месте храма Христа Спасителя. Альтернативный вариант истории — также из области чистой фантазии — легко укладывается в рамки жанра. Ведь с самого начала, ещё с момента возникновения Гитлера на экране ретро-скайпа, зрителя предупреждают — перед нами отнюдь не реалистическое полотно.
Вспомним анимационный вариант развития хода Великой Отечественной войны. Мультфильм японско-российско-канадского производства под названием «Первый отряд». Там речь шла о столкновении 6-го отдела и подразделения «Аненербе», а на арене истории действовали восставшие из мёртвых пионеры-герои. С конспирологией и мифотворчеством там был полный порядок. Первые полчаса «Шпиона» также вызывают неподдельный восторг. Идеальный белый город на далёком холме — квинтессенция советской мифологии, где по залитым солнцем улицам ходят идеальные герои в черных плащах, выслеживающие идеального врага. Поначалу кажется, что в кои-то веки ситуация изменилась и новые времена наконец-то предоставили нам и другой взгляд на историю. Мир, где советская разведка не ассоциируется с «уничтожением русского народа», а словно сошла со страниц детских детективов о шпионах, иллюстрации к которым куда ближе к эстетике комикса, чем это может показаться на первый взгляд. Тот мир, который сам по себе является абсолютом, который необходимо защищать, сохранить в неприкосновенности. И здесь, как и в «Первом отряде», ключевой точкой, этаким алефом страны Советов становится ВДНХ. Одно из главных московских «мест силы». Всё это выводит «Шпиона» на совершенно новый уровень: полыхают рубиновым светом сакральные советские символы, и в их отблесках есть место и для подлинного героизма, и для творения большого мифа.
Но, видимо, тот противоречивый факт, что фильм снят по роману писателя-оппозиционера, но при этом на киностудии, принадлежащей государственнику Михалкову, не мог не сыграть с эстетикой дурную шутку. К середине картины гордость за великую страну сменяет трусливая серьёзность. Блестящий комикс превращается в обычный мелодраматический детектив об ужасах сталинского режима. Чекисты меняют благородную шкуру героев на безжалостный механический маскарад тупой военщины. В этой мясорубке становится бессмысленной любая попытка вывести сюжет из «паутины зла» на белый свет, выйти из-под контроля либерального цербера, сотворить нечто принципиально новаторское. С падением смыслового акцента авторы забывают и об эстетике комикса. Складывается ощущение, что вначале мы смотрели совсем другое кино. Кино, подчинённое фантазии, способное на дерзкую смелость и высокий полет.
Кинокомикс — единственный возможный в наши времена жанр, способный исполнять функции древнего эпоса, создать образ героя, лишённого анахронизмов. Недаром именно отсутствие героя делает современный российский кинематограф бесхребетным монстром на глиняных ногах.
Попытки создания исторических лент на отечественном материале доказали, что современный зритель не способен воспринимать прошлое адекватно. Ему требуются новые формы изложения материала. И здесь российская история хранит в себе множество невостребованных пластов. «Шпион» сделал семимильный шаг в этом направлении, но, к сожалению, позиции не удержал. Превратившись в своего рода сиквел к «Утомлённым солнцем-2», с которыми его роднит не только одна и та же производственная кинокомпания.