Центральный военно-морской музей является одним из старейших музеев Санкт-Петербурга и России, одним из крупнейших морских музеев мира, известен российской и мировой общественности. Он расположен в здании Биржи на Стрелке Васильевского острова, значится под этим адресом во всех путеводителях и справочниках по памятникам мировой истории и культуры.
Центральный военно-морской музей был основан Петром I в Санкт-Петербурге 24 января 1709 года как модель-камера при Главном Адмиралтействе, входящем в комплекс военно-морских сооружений города. Также туда входят Петропавловская крепость, здание 12 коллегий, Морской кадетский корпус, позже Морское инженерное училище.
Фонды ЦВММ в настоящее время насчитывают свыше 730.000 единиц хранения музейных предметов. Среди них личные вещи, принадлежавшие основателю Российского флота и создателю Санкт-Петербурга императору Петру Великому, прославленным адмиралам и офицерам, произведения живописи и графики, образцы холодного и огнестрельного оружия, знамена и флаги ВМФ, предметы обмундирования, награды, документы и чертежи кораблей.
Музей обладает одной из богатейших среди морских музеев мира коллекцией моделей кораблей. Ценнейшие из них — модель английского 100-пушечного корабля "Ройял Соверейн", изготовленная в 1695 году и подаренная английской королевой Анной русскому царю Петру I, один из старейших макетов в мире — модель мальтийской галеры 1568 года, модель французской галеры эпохи Людовика XIII, модель фрегата собственноручной работы Петра I.
Внутри здания музея располагается также собрание крупных макетов кораблей в количестве 7 единиц, исполненных в масштабе 1:12 и экспонирующихся в зале истории русского флота. Возраст этих моделей достигает двухсот лет. Модели рассматривались и утверждались императором. Во внутренних помещениях музея укреплены подлинные носовые украшения русских боевых кораблей XIX столетия, созданные знаменитыми скульпторами Н.С. Пименовым, П.К. Клодтом, М.О. Микешиным. Кроме этого, в музее хранится мемориальная мебель — адмиралтейское кресло Петра I, морской трон Екатерины Великой, мебель адмирала Макарова, с императорских яхт, а также старинная мебель специального изготовления. Например, стеклянные шкафы в фондохранилище были изготовлены в ХVIII-ХIХ вв. из ценных пород дерева, и сейчас являются ценнейшими представителями антиквариата.
Значимость коллекций ЦВММ подтверждается тем, что именно в его собрании находится подлинный "адмиралтейский кораблик" со шпиля Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге — на протяжении почти двух столетий считающийся самым известным символом города на Неве. Во все времена музей занимал видное место в общественной жизни, и ему было предоставлено одно из лучших архитектурных мест Ленинграда. Государством на музей возлагалась миссия сохранения славной истории и боевого духа отечественного Военно-морского флота. Это служило базой для военно-патриотического воспитания молодого поколения. Всю свою трёхсотлетнюю историю Морской музей находился в центральной части Санкт-Петербурга, в здании Адмиралтейства и в здании бывшей Фондовой Биржи и традиционно формировал облик исторического центра города, олицетворяя собой притягательную морскую силу города. В праздники перед порталом здания Морского музея создавалась большая сцена, и проходили многотысячные торжества. В это время на Неве стояли боевые корабли, а вечером в небе над городом зажигался праздничный фейерверк. Над зданием музея развевался Андреевский флаг. Так было и в 2012 году. Но на запачканных дверях музея при этом висела маленькая страшная надпись: "Музей закрыт, переезжает". Уничтожение уникального музея на Васильевском острове — это преступление.
Еще в 1996 году, шестнадцать лет назад, здание музея было передано в аренду на 49 лет Товарно-фондовой бирже "Санкт-Петербург" — по инициативе А. Собчака, как сообщил глава биржи В. Николаев. При этом было решено выселить Центральный военно-морской музей России из здания, где он располагался 70 лет. Власти обещали построить для музея здание в устье реки Смоленки. Сейчас стало ясно, что ничего путного для музея "господа" строить не будут, а для биржи было "отгрохано" огромное здание на Большом проспекте Васильевского острова с грубым нарушением высотных регламентов. Часть этажей разобрана по требованию народа. При этом в здании биржи хотели разместить "Музей современного искусства" или передать его Эрмитажу для создания экспозиций регалий и реликвий. Сегодня здание Биржи не нужно никому.
Афера со строительством нового современного здания музея в устье Смоленки провалилась, и были приняты иные меры. По инициативе бывшего тогда министром обороны РФ А. Сердюкова решено передать Военно-морскому музею здание Крюковых казарм, которые являются старой "градостроительной пробкой" на площади Труда. Еще до революции зодчие предлагали убрать казармы, чтобы раскрыть пространство площади в сторону Никольского собора и Мариинского театра. Сегодня эти постройки не нужны никому. "На тебе, Боже, что мне негоже" — таково решение Министерства обороны РФ по уникальному Центральному военно-морскому музею России.
Крюковы казармы расположены далеко от станций метрополитена. С обеих сторон вдоль здания проложены автомобильные трассы; мест для организации стоянки экскурсионных автобусов на площади Труда недостаточно. Главный вход в музей организован с бокового фасада здания, выходящего прямо на проезжую часть набережной Крюкова канала. И в целом архитектурное решение Крюковых казарм не позволяет музею с мировой известностью там находиться.
Проект реконструкции Крюковых казарм ведет фирма ООО "Архитектурное Бюро "АМ — Интарсия". Авторы изначально с восторгом заявляли, что объект, который они создают, будет в ансамбле с "грандиозным культурным комплексом", который будет выполнен по проекту британского архитектора Нормана Фостера на средства инвесторов РФ. Эта афера закончилась бесславно для города, сэра Фостера и "инвестора" Чигиринского. До сих пор стоит разрушенный комплекс Новой Голландии — громадное архитектурное кладбище в центре Санкт-Петербурга.
При разработке проекта создания современного комплекса в устье р. Смоленки было указано, что общая площадь здания составляет более 40000 кв. м. В зданиях казарм таких площадей нет.
Перемещение ЦВММ в Крюковы казармы потребует огромных финансовых и материальных затрат, значительных усилий и человеческих ресурсов. Упаковка и транспортировка крупногабаритных и тоннажных предметов вооружения ВМФ потребуют не только финансовых затрат, но и привлечения специализированной грузоподъемной техники, трейлеров и профессиональных такелажников для превозки 750 тысяч экспонатов.
Преступление века, совершаемое по приказу экс-министра обороны
А. Сердюкова, должно быть осуждено.
При этом, в последние дни пресса сообщает о том, что в Санкт-Петербурге на Петроградской стороне на «Набережной Европы» будет построен комплекс зданий для Верховного суда РФ и передано также на эти цели здание Центрального Военно-Морского музея на стрелке Васильевского острова, где сейчас находится более 700 тысяч экспонатов.
Власть, уважающая свой народ, не должна усугублять преступление А. Сердюкова.
На Стрелке Васильевского острова многие десятилетия проходят многолюдные гуляния и праздники. Здесь, над главным зданием уникального музейно-архитектурного ансамбля, гордо реет Андреевский флаг. Именно здесь, где на Неве была одержана первая Морская победа России, должен быть «Морской музей Имени Императора Петра Великого» (такое название музею дал Николай II в 1908г.) с экспозицией «Флот Российской империи».
Вместо этого, вопреки обещанию, данному Властями Санкт-Петербурга еще в 1996 году построить в устье р. Смоленки современное здание для музея и только после этого забрать здание Биржи, по приказу Сердюкова уникальный музей засовывают уже несколько лет в Крюковы казармы – старую градостроительную пробку в транспортном коллапсе площади Труда. При этом архитектурное решение и местонахождение казарм не позволяют музею с мировым именем находиться здесь.
«…Полу-купцы, полу-мудрецы, полу-невежды…» в политике, архитектуре и культуре, уничтожающие исторический центр Санкт-Петербурга должны знать, что «…Есть Божий суд, есть грозный судия – он ждет…» Впереди 2017 год. Россия должна пройти его мирным путем в светлое будущее Отечества.
Тот, кто завершит создание уникального музейного комплекса России на Стрелке Васильевского острова и в Кронштадте, навеки войдет в историю России, как президент Помпиду вошел в историю Франции. Его именем назван замечательный музей в Париже.
Есть проработанная программа по созданию современного музейного комплекса на базе Морского музея.
Во-первых, в главном здании на Васильевском острове уместно создать экспозицию "Морской музей Петра Великого". Название созвучно наименованию музея, которое дал царь Николай II в 1908 году — "Морской Музей имени Императора Петра Великого".
Во-вторых, в городе-крепости Кронштадте, где после реставрации передан церкви замечательный Морской собор, в котором находился Морской музей, и где решено образовать современный центр военно-морских училищ России, реально создать уникальный экспозиционный музейный комплекс по истории Военно-морского флота СССР и Флота РФ с использованием пустующего Петровского дока и примыкающих цехов. Энтузиастами уже создан популярный "Кронштадтский морской музей". Кронштадт доступен, известен, сюда стекаются туристы, так же, как в Петергоф и Царское Село.
В-третьих, современное фондохранилище, архив, складские помещения, часть отделов музея можно разместить в Крюковых казармах отдельно от главного здания, как это сделано в Эрмитаже. Туда же следует перенести уникальную Центральную военно-морскую библиотеку, которая изначально входила в состав музея. Сегодня это собрание редчайших книг не имеет достойных помещений. Здание, расположенное в конце Большого проспекта Васильевского острова, уже несколько лет ремонтируется для размещения библиотеки. Но окончания работ в ближайшей перспективе не видно. Работы вообще были остановлены.
Современный комплекс Центрального военно-морского музея можно создать за три-четыре года. Но случилось страшное. В войну фашисты не смогли стереть с лица земли уникальный Морской музей, а сегодня "убийцы экологии культуры" (выражение Д.С. Лихачева) уничтожают его без стыда и вследствие отсутствия знания элементарных архитектурных, исторических и музейных истин.